Минэкономразвития России в соответствии с пунктом 26 Правил проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и проектов решений Евразийской экономической комиссии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. N 1318 (далее соответственно - Правила, ОРВ), рассмотрело проект постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении Порядка возмещения вреда, причиненного водному объекту при сбросе загрязняющих веществ в водные объекты и централизованные системы водоотведения поселений, городских округов организациями, осуществляющими водоотведение, и их абонентами" (далее - проект акта), разработанный и направленный для подготовки настоящего заключения Минстроем России (далее - разработчик), и сообщает следующее.
Согласно пояснительным материалам проект акта разработан в соответствии с пунктом 3 статьи 78.1 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (в редакции пункта 7 статьи 2 Федерального закона от 29 июля 2017 г. N 225-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О водоснабжении и водоотведении" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее соответственно - Федеральный закон N 7-ФЗ, Федеральный закон N 225-ФЗ), пунктом 5 плана-графика подготовки проектов актов Правительства Российской Федерации, необходимых для реализации норм Федерального закона N 225-ФЗ, утвержденного Правительством Российской Федерации 20 октября 2017 г. N 7568п-П9.
Проектом акта предусматривается утвердить порядок возмещения вреда, причиненного водным объектам организациями водопроводно-канализационного хозяйства, их абонентами и иными лицами.
Проект акта направлен разработчиком для подготовки настоящего заключения повторно.
Ранее проект акта письмом Минстроя России от 19 июля 2018 г. N 31609-АЧ/04 направлялся в адрес Минэкономразвития России для подготовки заключения об ОРВ. Минэкономразвития России письмом от 8 августа 2018 г. N 22230-СШ/Д26и направило заключение об ОРВ, содержащее ряд замечаний.
В частности, указанные замечания касались отсутствия норм, определяющих источники и порядок исполнения новых видов расходных обязательств органов государственной власти субъектов Российской Федерации, недостаточного срока выполнения мероприятий, включенных в план мероприятий, направленных на возмещение вреда, таблицы "Критерии деградации по степени химического загрязнения", а также понятийного аппарата.
В целях урегулирования разногласий и поиска взаимоприемлемого решения разработчиком 23 августа 2018 г. было проведено согласительное совещание. По итогам указанного совещания большинство замечаний разработчиком было учтено, разногласия частично урегулированы, что было зафиксировано протоколом (письмо Минэкономразвития России от 7 сентября 2018 г. N25574-СШ/Д26и).
Вместе с тем неурегулированными остались разногласия по замечаниям о требованиях, предъявляемых к абонентам централизованных систем водоотведения, и противоречии пункта 6 первой редакции проекта акта части 2 статьи 78.1 Федерального закона N 7-ФЗ.
Проект акта был рассмотрен на совещании в Аппарате Правительства Российской Федерации, решения которого были оформлены протоколом от 13 февраля 2019 г. N АУ-П9-26пр (далее - протокол).
По итогам совещания было рекомендовано исключить из проекта акта положения, выходящие за пределы его правового регулирования (пункты 2.1, 2.5 протокола)*(1). Указанные замечания были учтены при доработке проекта акта.
Вместе с тем разработчиком не были учтены положения пунктов 2.2-2.4 протокола, касающиеся необходимости закрепления в проекте акта согласования проекта восстановительных работ, разработанного абонентом, с организацией, осуществляющей водоотведение; установления в качестве результата выполнения проекта восстановительных работ реализации в полном объеме мероприятий, предусмотренных данным проектом; последующего подтверждения выполнения в полном объеме проекта восстановительных работ уполномоченным органом исполнительной власти.
Считаем целесообразным рекомендовать разработчику учесть положения 2.2-2.4 протокола при доработке проекта акта.
По результатам рассмотрения проекта акта и сводного отчета о проведении оценки регулирующего воздействия (далее - сводный отчет) установлено, что при подготовке проекта акта процедуры, предусмотренные пунктами 9-23 Правил, разработчиком соблюдены.
Проект акта не устанавливает новых полномочий органов власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления и не несет риска возложения дополнительных расходов на соответствующие бюджеты бюджетной системы Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 6 сводного отчета основными группами субъектов, интересы которых будут затронуты предлагаемым правовым регулированием, являются организации водопроводно-канализационного хозяйства и их абоненты (без количественной оценки). Однако в сводном отчете не указаны уполномоченные органы федерального уровня, которые также являются субъектами регулирования проекта акта.
Разработчиком проведены публичные обсуждения проекта акта и сводного отчета в срок с 25 марта 2020 г. по 21 апреля 2020 г. Информация об оценке регулирующего воздействия проекта акта размещена разработчиком на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: regulation.gov.ru (ID проекта акта: 02/07/03-00100681).
В рамках проведенных публичных консультаций поступили позиции Российского союза промышленников и предпринимателей, ПАО "Лукойл", ПАО "Русгидро", гр. А. Андреевой, которые не были учтены. При этом большая часть комментариев касалась прояснения понятий, исключенных из проекта акта, в соответствии с протоколом. Позиции ПАО "Транснефть", гр. А.Е. Гурова, гр. С.А. Гладковой, гр. Д.Б. Домашнева были частично учтены.
Вместе с тем необходимо отметить, что редакция абзаца 3 пункта 2 проекта акта предусматривает изменение порядка определения периода причинения вреда водному объекту в сторону его увеличения.
Под периодом причинения вреда водному объекту в соответствии с пунктом 22.2 Методики исчисления размера вреда, причиненного водным объектам вследствие нарушения водного законодательства, утвержденной приказом Минприроды России от 13 апреля 2009 г. N 87 (далее - методика), понимается либо период от даты установления факта причинения вреда до даты его фактического прекращения, установленного Росприроднадзором по результатам выполнения водопользователем предписания об устранении нарушений, либо, в случае если водопользователь извещает контролирующие органы уведомлением о прекращении сброса, - дата такого извещения, подтвержденного результатами лабораторных исследований, проведенных аккредитованными лабораториями.
В свою очередь, период причинения вреда влияет на расчет массы сброшенного загрязняющего вещества (пункт 22 методики). При этом масса сброшенного загрязняющего вещества учитывается в формуле расчета размера вреда (пункт 11 методики).
Следует отметить, что использование в расчетах увеличенного периода причинения вреда, предложенного проектом акта, приводит к увеличению финансовой нагрузки на организацию, причинившую вред водному объекту. Вместе с тем обоснования такого подхода сопроводительные материалы к проекту акта не содержат.
В отсутствие такого обоснования полагаем необходимым исключить абзац 3 пункта 2 из проекта акта.
Кроме того, пункт 17 проекта акта необходимо дополнить положениями, предусматривающими порядок разрешения спорных ситуаций в досудебном порядке не только для абонентов и иных лиц, но и для организаций, осуществляющих водоотведение.
Кроме того, считаем необходимым по аналогии с абзацем вторым пункта 10 проекта акта предусмотреть извещение о времени и месте проведения согласительного совещания любым доступным способом, позволяющим подтвердить получение соответствующей информации.
С учетом изложенного на основе проведенной оценки регулирующего воздействия проекта акта Минэкономразвития России сделан вывод о наличии достаточного обоснования решения проблемы предложенным способом регулирования.
Вместе с тем сделан вывод о наличии в проекте акта положений, вводящих избыточные обязанности, запреты и ограничения для физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности или способствующих их введению, а также положений, приводящих к возникновению необоснованных расходов физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.
Одновременно отмечаем, что, принимая во внимание характер устанавливаемых обязательных требований, считаем необходимым рекомендовать разработчику проработать проект акта на площадке рабочей группы по реализации механизма "регуляторной гильотины" в сфере экологии и природопользования.
-------------------------------------------
*(1) "Вред водному объекту", "деградация водного объекта", "критерии деградации водного объекта", "загрязнение водного объекта", "засорение водного объекта", перечень нарушений водного законодательства, условия, при которых осуществляется возмещение вреда водному объекту, порядок установления факта причинения вреда водному объекту, описание требований о возмещении вреда водному объекту, критерии деградации водного объекта.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.