Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части ответственности за совершение правонарушений в сфере геодезии и картографии"
(подготовлен Росреестром 19.06.2020 г.)
Проект федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части ответственности за совершение правонарушений в сфере геодезии и картографии" (далее - законопроект) разработан в целях административной защиты норм Федерального закона от 30 декабря 2015 г. N 431-ФЗ "О геодезии, картографии и пространственных данных и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 431-ФЗ), регулирующего отношения, возникающие при осуществлении геодезической и картографической деятельности, включая поиск, сбор, хранение, обработку, предоставление и распространение пространственных данных, в том числе с использованием информационных систем.
В настоящее время в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ (далее - КоАП) предусмотрена административная ответственность за правонарушения в области геодезии и картографии в соответствии с Федеральным законом от 26 декабря 1995 г. N 209-ФЗ "О геодезии и картографии", который утратил силу в связи со вступлением в силу Федерального закона N 431-ФЗ.
Законопроектом предлагается привести положения КоАП в части административной ответственности за правонарушения в области геодезии и картографии в соответствие с действующим законодательством и внести изменения в КоАП, направленные на установление административной ответственности за несоблюдение следующих норм Федерального закона N 431-ФЗ.
В соответствии с частью 3 статьи 5 Федерального закона N 431-ФЗ выполнение геодезических и картографических работ при осуществлении градостроительной и кадастровой деятельности, землеустройства, недропользования, иной деятельности, в том числе при установлении, изменении и уточнении прохождения Государственной границы Российской Федерации (включая ее делимитацию, демаркацию), при установлении, изменении границ между субъектами Российской Федерации, границ муниципальных образований, регулируется указанным федеральным законом.
Согласно части 6 статьи 5 Федерального закона N 431-ФЗ физические и юридические лица, выполняющие геодезические работы, обязаны выполнять их с использованием прошедших в установленном порядке поверку средств геодезических измерений, а также в соответствии с аттестованными с учетом требований законодательства об обеспечении единства измерений методиками (методами) измерений и установленными требованиями к выполнению геодезических работ.
При этом, по данным ФГБУ "ФКП Росреестра", в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН) содержатся сведения о более 2 млн. земельных участках с реестровыми ошибками.
Большинство реестровых ошибок содержатся в описании местоположения границ (значения координат характерных точек) земельных участков и характеризуются общими параметрами искажения (сдвиг, поворот, масштабирование) относительно группы земельных участков.
В рамках осуществления федерального государственного надзора в области геодезии и картографии ежегодно при проведении каждой третьей плановой проверки выявляются нарушения, в том числе при выполнении геодезических работ: технологии проведения геодезических измерений, несоблюдение точности измерений, отсутствие должного внутриведомственного контроля, использование недостоверных исходных геодезических данных.
Сведения за последние три года о выявленных нарушениях при выполнении геодезических работ и их результатах:
2015 год - 940 ед.;
2016 год - 250 ед.;
2017 год - 270 ед.
На основании изложенного несоблюдение вышеуказанных норм предлагается отнести к административным правонарушениям, так как последствия их несоблюдения могут привести к ошибкам в геодезических измерениях и их результатах и негативно отразиться на качестве выполненных геодезических и картографических работ, что, в свою очередь, приведет к неправильному определению координат объектов местности, границ земельных участков и объектов недвижимости, некорректным расчетам при проектировании запланированных к строительству объектов, в том числе федерального значения, пересечению (наложению) границ смежных объектов недвижимости, нарушению прав третьих лиц, реестровым ошибкам и отказам в постановке на государственный кадастровый учет.
Частью 7 статьи 9 Федерального закона N 431-ФЗ установлена обязанность для лиц, осуществляющих создание геодезических сетей специального назначения, по завершении создания геодезической сети специального назначения составить отчет о создании геодезической сети специального назначения и каталог координат пунктов указанной сети и передать такие отчет и каталог в федеральный фонд пространственных данных.
В настоящее время лишь незначительная часть отчетов о создании геодезической сети специального назначения и каталогов координат пунктов указанной сети передается в федеральный фонд пространственных данных (не более 20 %).
Использование не прошедших проверку в Росреестре геодезических сетей специального назначения может привести к ошибкам в геодезических измерениях и их результатах и негативно отразиться на качестве выполненных геодезических, картографических и кадастровых работ.
Статьей 16 Федерального закона N 431-ФЗ установлена обязанность для лиц, выполняющих геодезические и картографические работы, в ходе которых выявляются случаи повреждения или уничтожения пунктов государственной геодезической сети, государственной нивелирной сети и государственной гравиметрической сети, уведомлять федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на оказание государственных услуг в сфере геодезии и картографии, обо всех таких случаях.
За несоблюдение вышеуказанных норм предлагается установить административную ответственность, так как представление вышеуказанных материалов и сведений необходимо для наполнения геодезическими и картографическими материалами и данными федерального фонда пространственных данных, а также обеспечения заявителей указанными материалами и данными. Сведения о состоянии геодезических пунктов необходимы для мониторинга характеристик этих пунктов в целях планирования работ по поддержанию геодезического и картографического обеспечения Российской Федерации.
За непредставление аналогичных сведений о геодезических пунктах землевладельцами земельного участка, здания либо сооружения, на которых размещены такие пункты, частью 4 статьи 7.2 КоАП предусмотрена административная ответственность.
Статьей 22 Федерального закона N 431-ФЗ определено, что федеральный государственный надзор в области геодезии и картографии осуществляется в целях обеспечения соблюдения субъектами геодезической и картографической деятельности законодательства Российской Федерации о геодезии и картографии, о наименованиях географических объектов.
Федеральный государственный надзор в области геодезии и картографии осуществляется в том числе за отображением Государственной границы Российской Федерации и территории Российской Федерации, территорий субъектов Российской Федерации и территорий муниципальных образований на картах, планах, в официально изданных атласах в графической, фотографической и иных формах, в том числе в электронной форме.
Следует отметить, что в настоящее время участились случаи появления в средствах массовой информации и сети "Интернет" картографических материалов с существенными искажениями в отображении границ и территории Российской Федерации, такими как полное отсутствие на картографических материалах Калининградской области и Курильских островов как территории Российской Федерации, а также нарушения в показе принадлежности Республики Крым к Российской Федерации.
Должностными лицами, осуществляющими федеральный государственный надзор в области геодезии и картографии, ежегодно выявляются случаи вышеуказанных нарушений. На рассмотрение в Росреестр ежегодно поступают обращения и жалобы граждан об аналогичных нарушениях в показе территории Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", адресованные на имя Президента Российской Федерации.
В целях предотвращения указанных ошибок и в целях соблюдения субъектами геодезической и картографической деятельности норм статьи 22 Федерального закона N 431-ФЗ предлагается отнести несоблюдение указанной нормы к административному правонарушению.
Законопроектом в том числе предлагается предусмотреть ответственность за нарушение требований к отображению Государственной границы Российской Федерации и территории Российской Федерации, территорий субъектов Российской Федерации и территорий муниципальных образований.
При этом требования к отображению на материалах, полученных в результате выполнения картографических работ (за исключением государственных топографических карт и планов) в графической, фотографической и иных формах, в том числе в электронной форме, Государственной границы Российской Федерации и территории Российской Федерации, территорий субъектов Российской Федерации и территорий муниципальных образований, не установлены.
Таким образом, требуется внесение соответствующих изменений в Федеральный закон N 431-ФЗ в части установления основания для разработки требований к отображению на материалах, полученных в результате выполнения картографических работ (за исключением государственных топографических карт и планов) в графической, фотографической и иных формах, в том числе в электронной форме, Государственной границы Российской Федерации и территории Российской Федерации, территорий субъектов Российской Федерации и территорий муниципальных образований, и определения федерального органа исполнительной власти, утверждающего указанные требования.
Учитывая положения Федерального закона от 30 декабря 2001 г. N 96 "О введении в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", внесение изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и в иной федеральный закон не допускается, одновременно подготовлен законопроект о внесении изменений в Федеральный закон N 431-ФЗ.
Предлагаемые законопроектом изменения носят превентивный характер, призваны минимизировать риски землепользователей и государства, повысить качество геодезического и картографического обеспечения Российской Федерации, дисциплинировать физических и юридических лиц в отношениях, связанных с осуществлением геодезической и картографической деятельности.
Предусматриваемые законопроектом размеры административных штрафов указаны с учетом ограничений минимального и максимального размера санкций, установленных статьей 3.5 КоАП, и позволят обеспечить назначение справедливого и соразмерного административного наказания с учетом характера совершенного административного правонарушения, а также имущественного и финансового положения индивидуальных предпринимателей или юридических лиц.
Особый порядок вступления в силу законопроекта обусловлен порядком вступления в силу законопроекта о внесении изменений в Федеральный закон N 431-ФЗ, которым предусматривается разработка и принятие нормативно-правовых актов необходимых для реализации законопроекта о внесении изменений в Федеральный закон N 431-ФЗ.
Принятие законопроекта не потребует дополнительных средств из федерального бюджета, поскольку не возлагает на Росреестр и его территориальные органы дополнительные полномочия и не предполагает их структурной реорганизации.
Реализация полномочий Росреестра в связи с принятием законопроекта будет осуществляться в пределах штатной численности и бюджетных ассигнований, выделяемых Росреестру на обеспечение текущей деятельности.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Принятие закона не окажет влияние на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.