Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О валютном регулировании и валютном контроле" в части поэтапной отмены требований по репатриации экспортной выручки в иностранной валюте для несырьевого неэнергетического экспорта"
(подготовлен Минфином России 25.06.2020 г.)
Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О валютном регулировании и валютном контроле" в части поэтапной отмены требований по репатриации экспортной выручки в иностранной валюте для несырьевого неэнергетического экспорта" (далее - законопроект) подготовлен с целью поэтапной отмены требований по репатриации экспортной выручки в иностранной валюте для несырьевого неэнергетического экспорта по операциям между резидентами и нерезидентами и отмены обязанности резидентов обеспечить получение на свои счета, открытые в уполномоченных банках, и (или) на счета, открытые в банках за пределами Российской Федерации, по внешнеторговым контрактам валюты Российской Федерации в доле, определяемой Правительством Российской Федерации.
В настоящее время применение репатриации в иностранной валюте не обеспечивает достижения макроэкономических целей снижения оттока капитала и стабильности валютного курса в условиях отсутствия требования обязательной продажи валютной выручки. Репатриация и ограничения по зарубежным счетам являются ограничениями, влияющими на свободы и гибкость экономических отношений между резидентами и нерезидентами, препятствуют экспансии российского бизнеса за рубежом, включая наращивание несырьевого экспорта из Российской Федерации. Соблюдение резидентами действующего режима ограничений по зарубежным счетам и обязанности репатриировать экспортную выручку в иностранной валюте на счета в уполномоченных банках существенно увеличивает транзакционные издержки экспортеров и импортеров, а также приводит к уплате ими штрафов в пользу государства при отсутствии прямой вины с учетом принятых в международной практике обычаев делового оборота. Выполнение положений валютного законодательства Российской Федерации требует от экспортеров траты существенных кадровых и финансовых ресурсов.
Основной объем экспорта из Российской Федерации обеспечивается такими крупными экспортерами как ПАО "Газпром", ПАО "НК "Роснефть" и др., которые являются подконтрольными государству, в том числе через участие государства в их капитале. Такое положение позволяет государству достаточно надежно контролировать движение генерируемых указанными компаниями денежных потоков, включая средства в иностранной валюте. В этой связи представляется, что само требование о репатриации ложится дополнительным бременем прежде всего на экспортеров несырьевого сектора экономики, не имеющих в составе своего капитала участия государства, но при наличии требования о репатриации не имеющих возможности свободно использовать весь обусловленный международными обычаями делового оборота спектр сделок гражданско-правового характера во взаимоотношениях с иностранными компаниями, что значительно снижает их конкурентоспособность на мировых рынках.
Учитывая изложенное, возникает необходимость законодательно разрешить юридическим лицам - резидентам зачислять получаемые ими по договорам, заключаемым с нерезидентами, денежные средства в иностранной валюте (по аналогии с экспортной выручкой в валюте Российской Федерации) напрямую на счета юридических лиц - резидентов в банках за пределами территории Российской Федерации, минуя уполномоченные банки.
Законопроектом предлагается отменить для несырьевого неэнергетического экспорта установленное Федеральным законом "О валютном регулировании и валютном контроле" требование обязательности репатриации резидентами на свои счета в уполномоченных банках иностранной валюты, причитающейся в соответствии с условиями внешнеторговых договоров (контрактов), заключенных между резидентами и нерезидентами, за переданные нерезидентам товары, выполненные для них работы, оказанные им услуги, переданные им информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них, а также требование об обязательности возврата на свои счета в уполномоченных банках денежных средств в иностранной валюте, уплаченных нерезидентам за неввезенные в Российскую Федерацию (неполученные на территории Российской Федерации) товары, невыполненные работы, неоказанные услуги, непереданные информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них. Одновременно для бюджетных организаций, контроль за операциями которых осуществляется Федеральным казначейством, требования о репатриации сохраняются.
Законопроектом предусматривается отмена обязанности резидентов обеспечить получение на свои счета, открытые в уполномоченных банках, и (или) на счета, открытые в банках за пределами Российской Федерации, по внешнеторговым контрактам валюты Российской Федерации в доле, определяемой Правительством Российской Федерации. В условиях текущей макроэкономической ситуации, в частности, в связи с имеющей место высокой волатильности цен на сырьевые товары на мировых рынках и требующегося постоянного притока иностранной валюты на счета в уполномоченных банках, обязательные требования по получению экспортной выручки резидентами в валюте Российской Федерации, могут создать дополнительные риски для валютного рынка и директивный перевод части расчетов на российские рубли по основной экспортной продукции нецелесообразен. Условие об обязательной доле российского рубля в расчетах по внешнеторговым контрактам окажет отрицательное влияние на российские добывающие компании за счет увеличения издержек экспортеров на обслуживание их валютного долга, необходимости компенсации дополнительных транзакционных издержек иностранным контрагентам за счет предоставления дисконта к экспортным контрактным ценам. Кроме того, в условиях низких мировых цен на сырье экспортная выручка в иностранной валюте поддерживает финансовое положение российских сырьевых экспортеров и способствует своевременному обслуживанию их валютного долга. В отношении же российского несырьевого экспорта принуждение экспортеров к обеспечению получения части выручки в российских рублях является дополнительным препятствием для продвижения их продукции на мировых рынках с учетом имеющей место жесточайшей конъюнктуры на них.
В законопроекте отсутствуют положения, которыми устанавливаются новые, изменяются или отменяются обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при рассмотрении дел об административных правонарушениях, или обязательных требований, соответствие которым проверяется при выдаче разрешений, лицензий, аттестатов аккредитации, иных документов, имеющих разрешительный характер (далее - обязательные требования), о соответствующем виде государственного контроля (надзора), виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение обязательных требований или последствиях их несоблюдения.
Принятие и реализация Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О валютном регулировании и валютном контроле" в части поэтапной отмены требований по репатриации экспортной выручки в иностранной валюте для несырьевого неэнергетического экспорта" не потребует дополнительных затрат средств из федерального бюджета, не противоречит положениям Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации. Принятие и реализация указанного федерального закона не повлечет за собой отрицательных социально-экономических и иных последствий и окажет положительное влияние на рост экономики.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.