Минэкономразвития России в соответствии с пунктом 26 Правил проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и проектов решений Евразийской экономической комиссии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. N 1318 (далее - Правила), рассмотрело проект постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в Правила выполнения работ по лесовосстановлению или лесоразведению лицами, использующими леса в соответствии со статьями 43-46 Лесного кодекса Российской Федерации, и лицами, обратившимися с ходатайством или заявлением об изменении целевого назначения лесного участка" (далее - проект акта), подготовленный и направленный для подготовки настоящего заключения Минприроды России (далее - разработчик), и сообщает следующее.
В соответствие с пунктом 1.7 сводного отчета о проведении оценки регулирующего воздействия (далее - сводный отчет) проектом акта вносятся изменения в Правила выполнения работ по лесовосстановлению или лесоразведению лицами, использующими леса в соответствии со статьями 43-46 Лесного кодекса Российской Федерации, и лицами, обратившимися с ходатайством или заявлением об изменении целевого назначения лесного участка, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 7 мая 2019 г. N 566 (далее - Постановление N 566), предусматривающие установление возможности:
- замены лесных участков, которые по результатам натурного обследования были признаны непригодными для лесовосстановления, другими участками;
- корректировки площади, на которой планируется осуществлять "компенсационное" лесовосстановление, с учетом площади фактически вырубленных лесных насаждений согласно отчету об использовании лесов;
- проведения "компенсационного" лесовосстановления на транспортно-удаленных (труднодоступных) лесных участках, на которых отсутствует возможность круглогодичного проезда, посевом семян, в том числе аэросевом;
- проведения работы по "компенсационному" лесовосстановлению лицами, использующими леса в соответствии со статьей 43 Лесного кодекса Российской Федерации, осуществляющими рубку лесных насаждений при выполнении сейсморазведочных работ, естественным способом вследствие природных процессов в границах участка, на которых проведены сейсморазведочные работы и вырублены лесные насаждения.
Разработчиком проведены публичные обсуждения проекта акта и сводного отчета в срок с 24 марта по 13 апреля 2020 года. Информация об оценке регулирующего воздействия проекта акта размещена разработчиком на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: regulation.gov.ru (ID проекта акта: 02/07/03-20/00100624).
В сводке предложений по итогам публичного обсуждения проекта акта, представленной разработчиком, рассмотрены все поступившие замечания и предложения, однако представленные пояснения и комментарии о причинах учета (отклонения) указанных замечаний и предложений не в полной мере отвечают на поступившие позиции. В этой связи представляется необходимым детально проработать представленные замечания и предложения. Кроме того, дополнительно направляем разработчику позиции, поступившие в рамках проведения дополнительных публичных консультаций, проведенных Минэкономразвития России, которые рекомендуем рассмотреть при доработке акта.
В целях подготовки настоящего заключения в соответствии с пунктом 28 Правил Минэкономразвития России проведены дополнительные публичные консультации по проекту акта в период с 27 мая по 3 июня 2020 года.
В рамках проведенных публичных консультаций поступили позиции от ПАО "ЛУКОЙЛ", ПАО "НОВАТЭК", ООО "УК Полюс", Общероссийского отраслевого объединения работодателей "Союз лесопромышленников и лесоэкспортеров России", Министерства экологии, природопользования и лесного хозяйства Республики Саха (Якутия), Министерства экономического развития Хабаровского края, Департамента лесного комплекса Тюменской области, Министерства сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края, Администрации Томской области, Департамента лесного хозяйства, контроля и надзора за состоянием лесов Магаданской области, Комитета лесного хозяйства Московской области, замечания которых были учтены при подготовке настоящего заключения.
Поступившие позиции от ФБУ "Рослесозащита", АО "ГК Вологодские лесопромышленники", Министерства экономического развития Приморского края, Министерства природных ресурсов и экологии Чувашской Республики, Управления экономической политики администрации Тамбовской области не содержат замечаний и предложений к проекту акта.
С учетом информации, представленной разработчиком, а также поступивших замечаний и предложений Минэкономразвития России считает необходимым обратить внимание разработчика на следующие риски предлагаемого регулирования.
1. Согласно пункту 1 проекта акта на транспортно-удаленных (труднодоступных) лесных участках, на которых отсутствует возможность круглогодичного проезда, допускается проведение искусственного лесовосстановления посевом семян, в том числе аэросевом.
При этом из текста проекта акта неясно, каким образом принимается решение по отнесению участков к транспортно-удаленным (труднодоступным).
Таким образом, отсутствие четких критериев отнесения лесных участков к транспортно-удаленным (труднодоступным) может привести к избирательному правопримению по данному вопросу со стороны органов, принимающих соответствующее решение.
2. В соответствии с пунктом 27 Правил лесовосстановления, утвержденных приказом Минприроды России от 25 марта 2019 г. N 188 (далее - Приказ N 188), искусственное лесовосстановление проводится в случае, если невозможно обеспечить естественное лесовосстановление или нецелесообразно комбинированное лесовосстановление хозяйственно ценными лесными древесными породами, а также на лесных участках, на которых погибли лесные культуры.
Приложениями 33-40 Приказа N 188 не установлены критерии и требования к посадочному материалу для проведения искусственного лесовосстановления в районе притундровых лесов и редкостойной тайги Европейско-Уральской части Российской Федерации, в районе притундровых лесов и редкостойной тайги, Среднесибирском плоскогорном таежном районе, Восточно-Сибирском таежном мерзлотном районе, Забайкальском горно-мерзлотном районе, Среднесибирском, Западно-Сибирском, Восточно-Сибирском и Дальневосточном районе притундровых лесов и редкостойной тайги.
Кроме того, согласно национальному стандарту Российской Федерации "ГОСТ Р 58004-2017 Национальный стандарт Российской Федерации. Лесовосстановление. Технические условия", утвержденному и введенному в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 28 ноября 2017 г. N 1847-ст, лесовосстановление в вышеперечисленных районах осуществляется за счет природных процессов без участия человека.
При этом в соответствии с проектируемыми изменениями в Постановление N 566 работы по лесовосстановлению лицами, осуществляющими рубку лесных насаждений, и лицами, обратившимися с ходатайством или заявлением об изменении целевого назначения лесного участка, проводятся искусственным или комбинированным способами.
Учитывая изложенное, считаем целесообразным доработать проект акта в части предоставления возможности проведения работ по лесовосстановлению в указанных районах естественным образом.
Дополнительно отмечаем, что Минприроды России разработаны изменения в Приказ N 188, прошедшие процедуру общественного обсуждения и оценку регулирующего воздействия.
Минэкономразвития России письмом от 29 мая 2020 г. N 17153-АХ/Д26и было подготовлено заключение об оценке регулирующего воздействия на проект приказа Минприроды России "О внесении изменений в Правила лесовосстановления и внесения в него изменений, утвержденные приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 25 марта 2019 г. N 188", содержащее вывод о том, что в нем выявлены положения, вводящие избыточные обязанности, запреты и ограничения для физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Считаем целесообразным соотнести положения проекта акта с проектируемыми изменениями в Приказ N 188.
3. Отдельно следует отметить, что в условиях сложной эпидемиологической ситуации прогнозируется существенное снижение деловой активности, которое может повлечь за собой долговременные негативные последствия. В этой связи полагаем, что в настоящее время необходимо в первую очередь сконцентрироваться на поддержке предприятий и в обозримое время отказаться от установления новых требований, которые могут привести к существенным непроизводственным издержкам хозяйствующих субъектов.
Учитывая изложенное, считаем необходимым рекомендовать разработчику проработать вопросы целесообразности принятия проекта акта в настоящее время.
На основе проведенной оценки регулирующего воздействия проекта акта Минэкономразвития России сделан вывод о наличии достаточного обоснования проблемы и необходимости принятия данного регулирования.
Одновременно сделан вывод о наличии в проекте акта положений, вводящих избыточные обязанности, запреты и ограничения для физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности или способствующих их введению, а также положений, приводящих к возникновению необоснованных расходов физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.
Приложение: на 6 л. в 1 экз.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.