Минэкономразвития России в соответствии с пунктом 26 Правил проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и проектов решений Евразийской экономической комиссии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. N 1318, рассмотрело проект федерального закона "О внесении изменений в статью 11.1 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" в целях совершенствования уведомительных процедур" (далее - проект акта), разработанный и направленный для подготовки настоящего заключения Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации (далее - разработчик), и сообщает следующее.
Проект акта направлен разработчиком для подготовки настоящего заключения впервые. Разработчиком проведены публичные обсуждения текста проекта акта и сводного отчета о проведении оценки регулирующего воздействия (далее - сводный отчет) в период с 20 мая по 3 июня 2020 года.
Информация об оценке регулирующего воздействия проекта акта размещена разработчиком на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: regulation.gov.ru/projects#npa=102101.
Проект акта предусматривает преимущественный перевод уведомлений заявителям при оказании государственных и муниципальных услуг в электронную форму с использованием государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" (далее - ЕПГУ) или почтовых отправлений, пересылаемых в форме электронного документа.
По информации разработчика, предлагаемый подход позволит сократить издержки федерального бюджета на оплату услуг по отправке заказных почтовых отправлений на 30 %.
Минэкономразвития России концептуально поддерживает необходимость перевода уведомлений, направляемых государственными органами, в электронную форму.
Вместе с тем необходимо отметить следующее. В соответствии с проектом акта юридически значимые сообщения и документы фактически безальтернативно направляются юридическим лицам в электронной форме посредством или федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" (далее - ЕПГУ), или в почтовых отправлениях, пересылаемых в форме электронного документа, поскольку в ином случае проект акта устанавливает, что юридическое лицо должно нести расходы на доставку ему юридически значимых сообщений и документов почтовым отправлением.
Таким образом, во избежание дополнительных издержек при получении корреспонденции юридическое лицо должно быть зарегистрировано в системе ЕПГУ или иметь возможность принимать почтовые отправления, пересылаемые в форме электронного документа*(1).
Между тем сопроводительные материалы к проекту акта не содержат информации о количестве юридических лиц, зарегистрированных в системе ЕПГУ, или имеющих возможность принимать почтовые отправления, пересылаемые в форме электронного документа.
Кроме того, разработчиком не представлено данных о количестве юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, имеющих доступ к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет") в целом. Следует отметить, что юридические лица могут осуществлять свою деятельность в отдаленных труднодоступных местностях, где доступ к сети "Интернет" может отсутствовать.
По данным Росстата, в 2018 году доля организаций, использующих сеть "Интернет", составляла в целом по России 91,1 %. При этом в отдельных регионах их доля составляет менее 90 %, например, в Республике Бурятия - 76,3 %,в Республике Дагестан - 65,7%, в Томской области - 83,8 %.
Таким образом, юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность на территориях, где отсутствует доступ к сети "Интернет", будут вынуждены нести затраты на доставку почтовых отправлений от государственных органов.
В этой связи считаем необходимым предусмотреть в проекте акта, что доставка юридически значимых отправлений в электронной форме осуществляется только в том случае, если у пользователя есть доступ к сети "Интернет".
Отдельно следует отметить, что проектом акта не предусмотрено переходного периода. Вместе с тем проектом акта предусмотрена разработка Порядка направления юридически значимых сообщений и документов в электронной форме,без реализации которого регулирование не может быть осуществлено в полной мере.
Учитывая изложенное, считаем целесообразным предусмотреть в проекте акта переходный период не менее 180 дней.
Кроме того, отмечаем, что проектом акта не регламентировано порядка отказа юридических и физических лиц от получения юридически значимых сообщений и документов в электронной форме. В случае, если указанный порядок предполагается отразить в Порядке направления юридически значимых сообщений и документов в электронной форме, считаем необходимым указать это в проекте акта.
На основе проведенной оценки регулирующего воздействия проекта акта с учетом информации, представленной разработчиком в сводном отчете, Минэкономразвития России могут быть сделаны выводы:
- о достаточном обосновании решения проблемы предложенным способом регулирования;
- о наличии в проекте акта положений, которые вводят избыточные административные и иные ограничения и обязанности для субъектов предпринимательской и иной деятельности или способствуют их введению, а также способствуют возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательской и иной деятельности или способствуют возникновению необоснованных расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.
-------------------------------------------
*(1) Следует отметить, что, например, в соответствии с частью 2 статьи 16 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее - Закон о защите прав потребителей) запрещается обусловливать приобретение одних товаров (работ, услуг) обязательным приобретением иных товаров (работ, услуг). Полагаем, что подход, определенный в Законе о защите прав потребителей, должен быть применен при доработке проекта акта. То есть, в случае если юридическое лицо в настоящее время не имеет объективной возможности принимать корреспонденцию в электронной форме, для него должен быть сохранен действующий порядок.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.