Проект Приказа Министерства природных ресурсов и экологии РФ "Об утверждении Положения об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации"
(подготовлен Минприроды России 26.06.2020 г.)
В целях реализации Федерального закона "Об экологической экспертизе" и Федерального закона "Об охране окружающей среды" приказываю:
утвердить прилагаемое Положение об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации.
Министр |
Д.Н. Кобылкин |
Приложение
к приказу Минприроды России
от _____________ N _________
Положение
об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации
Настоящее Положение об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации регламентирует процесс проведения оценки воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, включая организацию и проведение обсуждений с гражданами, общественными объединениями, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами (далее соответственно - общественность, общественные обсуждения) в ходе такой оценки, и подготовки соответствующих материалов, являющихся основанием для разработки обосновывающей документации по намечаемой деятельности, в том числе по объектам государственной экологической экспертизы в соответствии со статьями 11, 12 Федерального закона "Об экологической экспертизе".
I. Общие положения
1. Для целей настоящего Положения используются следующие основные понятия:
Национальная процедура оценки воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду - проведение оценки воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и экологической экспертизы документации, обосновывающей намечаемую хозяйственную и иную деятельность.
Оценка воздействия на окружающую среду - вид деятельности по выявлению, анализу и учету прямых, косвенных и иных последствий воздействия на окружающую среду планируемой хозяйственной и иной деятельности с учетом мнения общественности, а также разработки мер по уменьшению и предотвращению воздействий.
Исследования по оценке воздействия - сбор, анализ и документирование информации, необходимой для осуществления целей оценки воздействия.
Намечаемая хозяйственная и иная деятельность - деятельность, которая может оказать прямое или косвенное воздействие на окружающую среду.
Заказчик - юридическое или физическое лицо, отвечающее за подготовку документации по намечаемой деятельности в соответствии с нормативными требованиями, предъявляемыми к данному виду деятельности, и представляющее документацию по намечаемой деятельности на экологическую экспертизу.
Исполнитель работ по оценке воздействия на окружающую среду - физическое или юридическое лицо, осуществляющее проведение оценки воздействия на окружающую среду (заказчик или физическое (юридическое) лицо, которому заказчик предоставил право на проведение работ по оценке воздействия на окружающую среду).
Материалы по оценке воздействия - комплект документации, подготовленный при проведении оценки воздействия и являющийся частью документации, обосновывающей намечаемую хозяйственную и иную деятельность, в том числе представляемой на экологическую экспертизу.
Общественные обсуждения - комплекс мероприятий, проводимых в соответствии с настоящим Положением и иными нормативными документами, направленных на информирование общественности о намечаемой хозяйственной и иной деятельности и ее возможном воздействии на окружающую среду, с целью выявления общественных предпочтений и их учета в процессе оценки воздействия.
Послепроектный анализ - исследование последствий реализации планируемой деятельности на предмет соответствия проектным решениям.
2. Оценка воздействия проводится в целях принятия экологически обоснованного решения о возможности реализации намечаемой (планируемой) хозяйственной и иной деятельности, исходя из необходимости обеспечения экологической безопасности и охраны окружающей среды, посредством выявления характера, интенсивности и степени возможного воздействия на окружающую среду намечаемой хозяйственной и иной деятельности, анализа и учета такого воздействия, оценки экологических и связанных с ними последствий реализации такой деятельности и разработки мер по уменьшению и/или предотвращению таких воздействий, с учетом общественного мнения.
3. Оценка воздействия на окружающую среду проводится в отношении намечаемой хозяйственной и (или) иной деятельности, которая может оказать воздействие на окружающую среду, с учетом абзаца два настоящего пункта, юридическими и физическими лицами, планирующими осуществление такой деятельности, в целях принятия решения о возможности или невозможности ее осуществления, определения условий реализации такой деятельности исходя из требований в области охраны окружающей среды с учетом природных особенностей территорий и существующей антропогенной нагрузки на окружающую среду.
Оценка воздействия на окружающую среду в отношении планируемой хозяйственной и (или) иной деятельности на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, проводится в случае, если указанные объекты соответствуют критериям, на основании которых осуществляется отнесение объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I - III категорий, и (или) если такая деятельность подлежит государственной экологической экспертизе в соответствии с законодательством об экологической экспертизе, начиная с планирования размещения таких объектов.
4. Правовую основу проведения оценки воздействия составляют законодательство Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, международные договоры и соглашения, стороной которых является Российская Федерация.
Оценка воздействия на окружающую среду проводится на наиболее раннем этапе планируемой деятельности.
5. При проведении оценки воздействия заказчик (исполнитель) обеспечивает использование полной, достоверной и актуальной исходной информации, средств и методов измерения, расчетов, оценок в соответствии с законодательством Российской Федерации.
6. Органы государственной власти и местного самоуправления предоставляют по запросу заказчика (исполнителя) для проведения оценки воздействия имеющуюся в их распоряжении информацию.
7. При проведении оценки воздействия использование информации (сведений) ограниченного пользования осуществляется в соответствии с требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о государственной, коммерческой, служебной и иной охраняемой законом тайне.
8. Степень детализации и полноты проведения оценки воздействия определяется исходя из особенностей намечаемой хозяйственной и иной деятельности и должна быть достаточной для выявления и оценки возможных экологических и связанных с ними социальных, экономических и иных последствий реализации намечаемой деятельности.
В случае выявления при проведении оценки воздействия недостатка информации, необходимой для достижения целей оценки воздействия, или факторов неопределенности в отношении возможных воздействий заказчик (исполнитель) планирует проведение дополнительных исследований, необходимых для принятия решений, а также разрабатывает предложения по проведению анализа последствий реализации намечаемой хозяйственной и иной деятельности, включая мероприятия по проверке прогноза воздействий на окружающую среду реализации намечаемой хозяйственной и иной деятельности и по контролю за эффективностью мер по предотвращению и минимизации негативных воздействий, направленные на мониторинг выявленных неопределенностей.
9. Результатами оценки воздействия являются:
информация о характере и масштабах воздействия на окружающую среду намечаемой хозяйственной и иной деятельности, альтернативах ее реализации, оценке экологических и связанных с ними социально - экономических и иных последствий этого воздействия и их значимости, возможности минимизации воздействий;
сведения о выявлении и учете общественных предпочтений при принятии заказчиком решений, касающихся намечаемой деятельности;
обоснование и решения заказчика по определению альтернативных вариантов реализации намечаемой деятельности (в том числе о месте размещения объекта, о выборе технологий и иные) или отказа от нее с учетом результатов проведенной оценки воздействия на окружающую среду.
Результаты оценки воздействия документируются в материалах по оценке воздействия, которые являются частью документации по этой деятельности, представляемой на экологическую экспертизу в соответствии с требованиями Федерального закона "Об экологической экспертизе", а также используемой в процессе принятия иных управленческих решений, относящихся к данной деятельности.
II. Основные принципы оценки воздействия
на окружающую среду
10. Основные принципы оценки воздействия на окружающую среду:
презумпция потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной и иной деятельности;
обязательность проведения оценки воздействия до принятия решения о реализации намечаемой хозяйственной и иной деятельности;
комплексность оценки воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности и его последствий;
учет природных и социально-экономических особенностей территорий при планировании хозяйственной и иной деятельности;
предотвращение и (или) уменьшение возможных негативных воздействий на окружающую среду и связанных с ними социальных, экономических и иных последствий в случае реализации намечаемой хозяйственной и иной деятельности;
допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду исходя из требований в области охраны окружающей среды;
сохранение биологического разнообразия;
запрещение хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды, а также реализации проектов, которые могут привести к деградации естественных экологических систем, изменению и (или) уничтожению генетического фонда растений, животных и других организмов, истощению природных ресурсов и иным негативным изменениям окружающей среды;
обязательность рассмотрения альтернативных вариантов реализации намечаемой хозяйственной и иной деятельности, а также "нулевого варианта" (отказ от деятельности);
обеспечение участия общественности при организации и проведении оценки воздействия;
научная обоснованность, достоверность и полнота информации, используемой при проведении оценки воздействия;
учет возможного трансграничного воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности;
ответственность участников оценки воздействия за организацию, проведение, качество оценки воздействия;
результаты оценки воздействия служат основой для проведения анализа последствий реализации намечаемой хозяйственной и иной деятельности, включая мероприятия по проверке прогноза воздействий на окружающую среду реализации намечаемой хозяйственной и иной деятельности и по контролю за эффективностью мер по предотвращению и минимизации негативных воздействий.
Материалы по оценке воздействия должны быть научно обоснованы, достоверны и отражать результаты исследований, выполненных с учетом взаимосвязи различных экологических, а также социальных и экономических факторов.
III. Этапы проведения оценки воздействия
11. Первый этап включает:
проведение предварительной оценки и составление проекта технического задания на проведение оценки воздействия (далее - техническое задание);
подготовку уведомления о намерении проведения оценки воздействия и его представление в органы государственной власти и местного самоуправления;
проведение общественных обсуждений проекта технического задания;
анализ и учет замечаний, предложений и информации, поступивших от общественности.
12. Второй этап включает:
проведение оценки воздействия;
подготовку предварительного варианта материалов по оценке воздействия.
13. Третий этап включает:
проведение общественных обсуждений предварительного варианта материалов по оценке воздействия;
анализ и учет замечаний, предложений и информации, поступивших от общественности;
подготовка окончательного варианта материалов по оценке воздействия с учетом замечаний, предложений и информации, поступивших от общественности.
14. В ходе первого этапа заказчик (исполнитель) с учетом информации о возможных площадках реализации намечаемой хозяйственной и иной деятельности проводит предварительную оценку и разрабатывает на ее основе проект технического задания.
15. В ходе предварительной оценки заказчик (исполнитель) собирает и документирует информацию:
о намечаемой хозяйственной и иной деятельности, включая цель и условия ее реализации, возможные альтернативы, сроки осуществления и предполагаемое место размещения, затрагиваемые административные территории, возможность трансграничного воздействия, соответствие территориальным и отраслевым планам и программам;
о состоянии окружающей среды, которая может подвергнуться воздействию, и ее наиболее уязвимых компонентах;
о возможных значимых воздействиях на окружающую среду (потребности в земельных ресурсах, отходы, нагрузки на транспортную и иные инфраструктуры, источники выбросов и сбросов) и мерах по уменьшению или предотвращению этих воздействий.
16. Проект технического задания содержит:
наименование и адрес заказчика (исполнителя);
сроки проведения оценки воздействия;
основные методы проведения оценки воздействия, в том числе план проведения обсуждений с общественностью;
основные задачи при проведении оценки воздействия;
предполагаемый состав и содержание материалов по оценке воздействия.
При составлении технического задания заказчик (исполнитель) учитывает состояние окружающей среды, а также мнения других участников процесса оценки воздействия.
Заказчик (исполнитель) предоставляет возможность общественности ознакомиться с проектом технического задания и представить свои замечания и предложения в соответствии с разделом 4 настоящего Положения.
Техническое задание доступно для общественности в течение всего времени проведения оценки воздействия, в том числе предоставляется участникам процесса оценки воздействия по их запросам.
Техническое задание, а также материалы по учету замечаний и предложений участников общественного обсуждения проекта технического задания, являются частью материалов по оценке воздействия.
17. Уведомление о проведении оценки воздействия представляется заказчиком не позднее, чем за 5 рабочих дней до даты планируемого обсуждения проекта технического задания, для информирования общественности и организации общественных обсуждений в Росприроднадзор (в случае проведения оценки воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности, обосновывающая документация которой является объектом государственной экологической экспертизы федерального уровня), в орган государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации (в случае проведения оценки воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности, обосновывающая документация которой является объектом государственной экологической экспертизы федерального или регионального уровня) и (или) в соответствующий орган местного самоуправления (далее - уполномоченный орган власти) в соответствии с пунктом 27 настоящего Положения.
18. В ходе второго этапа заказчик (исполнитель) проводит исследования по оценке воздействия в соответствии с техническим заданием с учетом альтернатив реализации, целей деятельности, способов их достижения и подготавливает предварительный вариант материалов по оценке воздействия.
19. Исследования по оценке воздействия включают:
определение характеристик намечаемой хозяйственной и иной деятельности и возможных альтернатив (в том числе отказа от деятельности);
анализ состояния территории, на которую может оказать влияние намечаемая хозяйственная и иная деятельность (состояние окружающей среды, имеющаяся антропогенная нагрузка и ее характер, наличие территорий и акваторий с особыми условиями природопользования т.п.);
альтернативные варианты реализации планируемой хозяйственной и иной деятельности, включая планируемые варианты размещения объектов (за исключением объектов добычи полезных ископаемых), оказывающих негативное воздействие на окружающую среду;
выявление возможных воздействий намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду с учетом альтернатив;
оценка воздействий на окружающую среду намечаемой хозяйственной и иной деятельности (вероятности возникновения риска, степени, характера, масштаба, зоны распространения, а также прогнозирование изменений состояния окружающей среды при реализации намечаемой деятельности, экологических и связанных с ними социальных и экономических последствий);
социально-экономические условия района осуществления планируемой хозяйственной и (или) иной деятельности, включая обоснование изменения таких условий в случае реализации планируемой деятельности;
определение мероприятий, уменьшающих, смягчающих или предотвращающих негативные воздействия, оценка их эффективности и возможности реализации;
оценка значимости остаточных воздействий на окружающую среду и их последствий;
сравнение по ожидаемым экологическим и связанным с ними социально - экономическим последствиям рассматриваемых альтернатив, в том числе варианта отказа от деятельности, и обоснование варианта, предлагаемого для реализации;
разработка предложений по программе производственного экологического контроля и мониторинга на всех этапах реализации намечаемой хозяйственной и иной деятельности;
разработка рекомендаций по проведению послепроектного анализа реализации намечаемой хозяйственной и иной деятельности (в случае выявленных неопределенностенй; для особо сложных объектов; для серийных объектов);
подготовка предварительного варианта материалов по оценке воздействия на окружающую среду намечаемой хозяйственной и иной деятельности (включая резюме нетехнического характера - краткое изложение для неспециалистов).
При проведении оценки воздействия заказчик (исполнитель) может использовать информацию об объектах-аналогах, сопоставимых по функциональному назначению, технико-экономическим показателям и конструктивной характеристике проектируемому объекту, а также информацию и сведения, содержащиеся в информационно-технических справочниках по наилучшим доступным технологиям.
20. Заказчик (исполнитель) предоставляет возможность общественности ознакомиться с предварительным вариантом материалов по оценке воздействия и представить свои замечания и предложения в соответствии с разделом 4 настоящего Положения.
21. Окончательный вариант материалов по оценке воздействия готовится на основе предварительного варианта материалов по оценке воздействия с учетом замечаний, предложений и информации, поступившей от участников процесса оценки воздействия на стадии обсуждения в соответствии с разделом 4 настоящего Положения. В окончательный вариант материалов по оценке воздействия должна включаться информация об учете поступивших замечаний и предложений, а также протоколы общественных слушаний (если таковые проводились).
22. Окончательный вариант материалов по оценке воздействия на окружающую среду утверждается заказчиком, используется при подготовке обосновывающей документации по намечаемой деятельности, в том числе представляется в соответствии с Федеральным законом "Об экологической экспертизе" на государственную экологическую экспертизу, а также на общественную экологическую экспертизу (если таковая проводится).
Типовое содержание материалов ОВОС приведено в приложении N 2 к настоящим Правилам.
23. Для намечаемой хозяйственной и иной деятельности, в отношении которой предусмотрено проведение государственной экологической экспертизы в соответствии с Федеральным законом "Об экологической экспертизе", оценка воздействия проводится на всех стадиях подготовки документации по намечаемой хозяйственной и иной деятельности.
IV. Информирование и участие общественности
в процессе оценки воздействия на окружающую среду
24. Общественные обсуждения являются неотъемлемой частью процесса проведения оценки воздействия и проводятся в целях:
соблюдения прав человека на благоприятную окружающую среду;
обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека;
соблюдения прав и законных интересов правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства;
недопущения (предупреждения) или снижения (смягчения) возможных неблагоприятных воздействий на окружающую среду и связанных с ними социальных, экономических и иных последствий в случае реализации намечаемой хозяйственной и иной деятельности.
учета интересов различных групп населения и выявления общественных предпочтений и их учета в процессе проведения ОВОС;
обеспечения большей прозрачности и ответственности в принятии решений о реализации намечаемой деятельности;
снижения конфликтности путем раннего выявления спорных вопросов.
Участниками общественных обсуждений могут являться все заинтересованные лица, в том числе граждане, общественные организации (объединения), представители органов государственной власти, органов местного самоуправления, эксперты.
25. Процедура общественных обсуждений включает в себя комплекс мероприятий, в том числе: информирование общественности о намечаемой хозяйственной и иной деятельности, сбор и анализ замечаний и предложений общественности, проведение общественных обсуждений в форме общественных слушаний, опроса или иных формах участия общественности, в том числе с использованием средств дистанционного взаимодействия.
Участие общественности при подготовке материалов по ОВОС может осуществляться:
на этапе подготовки проекта технического задания;
на этапе обсуждения предварительных материалов по оценке воздействия.
Все решения по участию общественности оформляются документально.
26. В целях информирования общественности и организации общественного обсуждения заказчик (исполнитель) представляет в соответствии с пунктом 17 настоящего Положения уведомление о намерении проведения оценки воздействия, содержащее информацию для общественности, не позднее чем за 5 рабочих дней до планируемой даты его опубликования.
Рекомендуемая форма уведомления приведена в приложении N 1 к настоящему Положению.
27. Информирование, организация и проведение общественных обсуждений осуществляется с учетом пункта 17 настоящего Положения заказчиком (исполнителем) совместно с органами государственной власти и местного самоуправления на соответствующей территории в соответствии с федеральными законами "Об охране окружающей среды", "Об экологической экспертизе" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
27.1. В случае планируемой реализации намечаемой хозяйственной и иной деятельности на территории одного муниципального района, муниципального, городского округа, информирование и общественные обсуждения организуются и проводятся органом местного самоуправления городского или муниципального округа или муниципального района, на территории которого планируется осуществлять намечаемую хозяйственную и иную деятельность.
27.2. В случае если хозяйственная и иная деятельность планируется на территории двух и более муниципальных районов, муниципальных, городских округов, информирование общественности осуществляется в каждом таком городском или муниципальном округе или муниципальном районе. В случае проведения общественных обсуждений в форме общественных слушаний, такие слушания по решению заказчика могут быть организованы либо в каждом из муниципальных районов, муниципальных, городских округов либо на базе одного из таких муниципальных районов, муниципальных, городских округов, общественность которого проявила наибольшую заинтересованность к процессу оценки воздействия.
27.3. В случае если намечаемая хозяйственная и иная деятельность планируется на территории всей Российской Федерации информирование и общественные обсуждения могут быть организованы и проведены по месту регистрации заказчика.
27.4. В случае планируемой реализации намечаемой хозяйственной и иной деятельности во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном и в исключительной экономической зоне Российской Федерации, в Каспийском море общественные обсуждения в форме общественных слушаний по решению заказчика могут быть организованы либо в каждом из муниципальных районов, муниципальных, городских округов либо на базе одного из таких муниципальных районов, муниципальных, городских округов, граничащих с участками указанных районов, в которых будет реализовываться намечаемая хозяйственная и иная деятельность, и общественность которого проявила наибольшую заинтересованность к процессу оценки воздействия. Информирование общественности осуществляется в каждом таком городском или муниципальном округе или муниципальном районе.
27.5. В случае планируемой реализации намечаемой хозяйственной и иной деятельности на территории городов федерального значения (г. Москва, г. Санкт-Петербург, г. Севастополь), если законами субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя полномочия по организации и проведению общественных обсуждений, предусмотренные Федеральным законом "Об экологической экспертизе", не отнесены к перечню вопросов местного значения, определенному законами указанных субъектов Российской Федерации в соответствии со статьей 79 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", информирование, организация и проведение общественных обсуждений осуществляются органами государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя.
27.6. В случае реализации намечаемой (планируемой) хозяйственной и иной деятельности на территории двух или более муниципальных образований, документы и (или) документация по которой является объектом государственной экологической экспертизы в соответствии с п.7.1. ст.11 и п. 4.2 ст.12 Федерального закона "Об экологической экспертизе", процедура общественных обсуждений проводится на уровне муниципального образования, в котором располагается соответствующая особо охраняемая природная территория.
28. Форма общественных обсуждений определяется заказчиком по согласованию с органами местного самоуправления, указанными в пункте 27 настоящего Положения.
Общественное обсуждение может проводиться в следующих формах:
простое информирование с указанием места размещения проекта технического задания и сбором замечаний, комментариев и предложений;
опрос (информирование с указанием места размещения объекта государственной экологической экспертизы и (или) предварительного варианта материалов по оценке воздействия и сбором замечаний, комментариев и предложений);
проведение общественных слушаний (информирование с указанием места размещения объекта государственной экологической экспертизы и (или) предварительного варианта материалов по оценке воздействия) с оформлением протокола;
иная форма общественных обсуждений, обеспечивающая информирование общественности и получение замечаний, комментариев и предложений по проекту технического задания/объекту экологической экспертизы и (или) предварительному варианту материалов оценки воздействия.
29. Длительность общественных обсуждений с даты обеспечения доступа к материалам (размещения материалов), подлежащих обсуждению, составляет:
по проекту технического задания - не менее 10 календарных дней;
по объекту государственной экологической экспертизы и (или) предварительному варианту материалов оценки воздействия не менее 30 календарных дней.
30. Размещение уведомления о проведении оценки воздействия осуществляется не позднее чем за 5 календарных дней до начала планируемого общественного обсуждения проекта технического задания (его доступности для ознакомления общественности):
на муниципальном уровне - на официальном сайте органа местного самоуправления, определенного в соответствии с пунктом 27 настоящего Положения или в случае его отсутствия (за счет заказчика (исполнителя) - в официальном периодическом издании уполномоченного органа власти (сайте официального периодического издания уполномоченного органа власти, зарегистрированном в качестве сетевого издания в порядке, установленном Законом Российской Федерации от 27.12.1991 N 2124-1 "О средствах массовой информации");
на региональном уровне - на официальном сайте территориального органа Росприроднадзора и на официальном сайте органа исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации в области охраны окружающей среды (в случае его отсутствия - за счет заказчика (исполнителя) в официальном периодическом издании органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации (сайте официального периодического издания уполномоченного органа власти, зарегистрированном в качестве сетевого издания в порядке, установленном Законом Российской Федерации от 27.12.1991 N 2124-1 "О средствах массовой информации");
на федеральном уровне - на официальном сайте Росприроднадзора;
на официальном сайте заказчика.
Дополнительное информирование общественности может осуществляться путем распространения информации, указанной в уведомлении, по радио, на телевидении, в периодической печати, через Интернет, а также иными способами, обеспечивающими распространение информации.
31. Объектом общественных обсуждений являются проект технического задания, а также объект государственной экологической экспертизы и (или) предварительный вариант материалов оценки воздействия, в соответствии с этапностью процедуры оценки воздействия, предусмотренной разделом 3 настоящего Положения.
32. Заказчик (исполнитель) совместно с органами государственной власти и местного самоуправления предоставляет возможность общественности ознакомиться с материалами объекта общественных обсуждений посредством размещения их по адресу, указанному в соответствующем уведомлении.
Дополнительно материалы по объекту общественных обсуждений для ознакомления могут размещаться на официальном сайте органа государственной власти и (или) местного самоуправления и (или) на официальном сайте заказчика (исполнителя).
33. В течение всего периода проведения процедуры общественных обсуждений заказчик (исполнитель) обеспечивает прием замечаний и предложений общественности, оформляет журнал учета замечаний и предложений общественности. Рекомендуемая форма журнала учета замечаний и предложений общественности приведена в приложении N 2.
Замечания и предложения общественности в течение всего периода проведения процедуры общественных обсуждений могут приниматься в том числе по адресу электронной почты органа государственной власти и (или) местного самоуправления и (или) заказчика (исполнителя).
34. При обсуждении проекта технического задания заказчик (исполнитель) со дня размещения проекта технического задания для ознакомления документирует поступающие замечания, комментарии и предложения и в течение 3 рабочих дней после окончания общественных обсуждений (пункт 29) и учета проступивших предложений утверждает техническое задание.
При обсуждении объекта экологической экспертизы и (или) предварительного варианта материалов оценки воздействия заказчик (исполнитель) со дня размещения указанных материалов и в течение 10 рабочих дней после окончания срока общественного обсуждения (пункт 29), документирует замечания и предложения по объекту экологической экспертизы и (или) предварительному варианту материалов оценки воздействия.
Журналы учета комментариев, замечаний и предложений, поступивших от общественности, являются неотъемлемой частью материалов оценки воздействия. В журналах указывается, какие из предложений и замечаний были учтены, в какой форме, какие учтены не были, дается обоснование отказа в учете предложений и замечаний.
35. Процедура общественных обсуждений в форме общественных слушаний.
35.1. Ознакомление и прием замечаний и предложений к материалам, вынесенным на общественные обсуждения, осуществляется не менее чем за 20 календарных дней до дня проведения общественных слушаний и 10 календарных дней после дня проведения общественных слушаний.
35.2. Регистрация участников общественных слушаний проводится путём внесения записи в регистрационные листы. Рекомендуемая форма регистрационного листа участников общественных слушаний приведена в приложении N 3.
35.3. Предложения, замечания, вопросы к материалам слушаний, а также запись для выступления в рамках общественных слушаний может осуществляться в регистрационной карте участника общественных слушаний.
35.4. Результаты общественных слушаний оформляются соответствующим органом местного самоуправления в виде протокола общественных слушаний, который подписывается представителем(-ями) соответствующего органа местного самоуправления, представителем(-ями) заявителя, представителями общественности и входит в состав материалов оценки воздействия.
35.5. В протоколе общественных слушаний указывается:
объект общественных слушаний;
способ информирования общественности о дате, месте и времени проведения общественных слушаний;
дата, время и место проведения общественных слушаний;
общее количество участников общественных слушаний;
вопросы, обсуждаемые на общественных слушаниях;
предмет разногласий между общественностью и заказчиком (исполнителем) (если таковой был выявлен).
36. Процедура общественных обсуждений в форме опроса.
36.1. Ознакомление и прием замечаний и предложений к материалам, вынесенным на общественные обсуждения, осуществляются не менее 30 календарных дней (не менее чем за 10 календарных дней до сроков проведения опроса и не менее чем 10 календарных дней после сроков проведения опроса).
36.2. Сроки проведения опроса составляют не менее 10 календарных дней.
36.3. Порядок проведения опроса устанавливает соответствующий орган местного самоуправления.
36.4. Опрос проводится посредством сбора опросных листов по адресу размещения материалов, вынесенных на общественные обсуждения либо по иному адресу, указанному в информационном сообщении о проведении общественных обсуждений, а также посредством сбора опросных листов по адресу электронной почты, указанном в информационном сообщении о проведении общественных обсуждений.
36.5. Формулировки вопросов в опросных листах, должны быть четкими и ясными и не должны допускать возможности их неоднозначного толкования, а также быть по существу вопроса, выносимого на общественные обсуждения.
36.6. Опросный лист должен содержать разъяснение о порядке его заполнения.
36.7. Опросный лист заполняется и подписывается опрашиваемым, представителем заказчика (исполнителя) и органа местного самоуправления.
36.8. На основании опросных листов соответствующим органом местного самоуправления составляется протокол, в котором указываются следующие данные:
объект опроса;
формулировка вопроса/вопросов, предлагаемого при проведении опроса;
способ информирования общественности о сроках проведения опроса, месте размещения и сбора опросных листов, в том числе в электронном виде;
перечень лиц, принявших участие в опросе;
число граждан, фактически принявших участие в опросе;
число опросных листов, признанных недействительными;
результаты опроса (мнения, выявленные по обсуждаемому вопросу).
Недействительными признаются опросные листы неустановленного образца, не имеющие отметок (подписей) представителя заказчика (исполнителя) и соответствующего органа местного самоуправления, а также опросные листы, по которым невозможно достоверно установить мнение участников опроса в отношении объекта государственной экологической экспертизы.
Протокол опроса подписывается представителями соответствующего органа местного самоуправления и заказчика (исполнителя), опросные листы прилагаются к протоколу.
37. Обработка персональных данных участников общественных обсуждений осуществляется с учетом требований, установленных Федеральным законом от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных".
38. По итогам проведения процедуры общественных обсуждений заявитель готовит сводный реестр замечаний и предложений, который включает все поступившие замечания, предложения и вопросы за весь период процедуры общественных обсуждений.
39. Материалы общественных обсуждений объекта государственной экологической экспертизы, включая материалы оценки воздействия, а также технического задания, входят в состав материалов, представляемых на государственную экологическую экспертизу, включая информацию об организации и проведении общественных обсуждений, в том числе материалы информирования общественности; протокол проведения общественных слушаний/опроса; регистрационные листы участников общественных слушаний (в случае проведения общественных обсуждений в форме общественных слушаний); опросные листы (в случае проведения общественных обсуждений в форме опроса), сводный реестр замечаний и предложений общественности.
40. Решения, принятые к учету по итогам процедуры общественных обсуждений, подлежат отражению в техническом задании, объекте государственной экологической экспертизы и (или) материалах оценки воздействия. Решение о внесении изменений в материалы объекта государственной экологической экспертизы принимает заказчик.
43. Процедура оценки воздействия считается завершенной после подготовки окончательного варианта материалов оценки воздействия и внесения изменений в объект государственной экологической экспертизы либо принятия обоснованного решения об отсутствии необходимости внесения таких изменений по итогам общественных обсуждений.
44. В случаях подготовки материалов для представления на государственную экологическую экспертизу в соответствии с п. 8 ст. 11 и п. 5 ст. 12 Федерального закона от 23.11.1995 N174-ФЗ "Об экологической экспертизе" оценка воздействия проводится в полном объеме в соответствии с настоящим Положением.
45. В случае представления на государственную экологическую экспертизу материалов, переработанных в соответствии с отрицательным заключением государственной экологической экспертизы, материалы оценки воздействия дорабатываются с учетом рекомендаций отрицательного заключения государственной экологической экспертизы, при этом повторное информирование общественности и проведение общественных обсуждений не осуществляется.
46. В случае доработки проектной документации по замечаниям экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий, дополнительная оценка воздействия может не проводиться, если вносимые корректировки не затрагивают разделы документации, содержащие мероприятия по охране окружающей среды. В случае необходимости доработки материалов оценки воздействия повторное информирование общественности и проведение общественных обсуждений не осуществляется.
V. Требования к материалам по оценке
воздействия на окружающую среду
47. Материалы по оценке воздействия готовятся на всех стадиях планирования намечаемой хозяйственной и иной деятельности.
48. Материалы по оценке воздействия должны включать резюме нетехнического характера, содержащее важнейшие результаты и выводы оценки воздействия.
49. Состав материалов по оценке воздействия определяется порядком проведения оценки воздействия (раздел 3 настоящего Положения), зависит от вида намечаемой хозяйственной и иной деятельности и требований к обосновывающей данную деятельность документации.
Степень полноты (детальности) проведения оценки воздействия зависит от масштаба и вида намечаемой хозяйственной и иной деятельности и особенностей предполагаемого региона ее реализации.
Типовое содержание материалов по оценке воздействия на окружающую среду намечаемой приводится в приложении к настоящему Положению.
Приложение N 1
Уведомление о проведении оценки воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности
Заказчик и исполнитель работ по оценке воздействия (наименование, ОГРН/ОГРНИП и ИНН для юридических лиц и ИП, юридический/фактический адрес, контактная информация) _______________________________________________
Наименование, юридический/фактический адрес, контактная информация органа местного самоуправления, ответственного за организацию общественных обсуждений ___________________________________________________________
Название намечаемой хозяйственной и иной деятельности _______________
Цель реализации намечаемой хозяйственной и иной деятельности_____________
Общее описание намечаемой хозяйственной и иной деятельности ______________
Местоположение намечаемой (планируемой) хозяйственной и иной деятельности______________________________________________________
Планируемые сроки проведения оценки воздействия ________________________
Предполагаемые форма и сроки проведения общественных обсуждений:
проекта технического задания____________________________________________
объекта экологической экспертизы и (или) предварительного варианта материалов оценки воздействия _____________________________________________________
Материалы для обсуждения (указать какие) доступны для ознакомления и подачи замечаний и предложений (указать место, время доступности)_________________
Предполагаемая форма проведения общественных обсуждений, в том числе форма представления замечаний и предложений_______________
В случае проведения общественных обсуждений в форме общественных слушаний указывается дата, время, место проведения общественных слушаний.
В случае проведения общественных обсуждений в форме опроса указывается сроки проведения опроса, а также место размещения и сбора опросных листов (если оно отличается от места размещения материалов), в том числе и в электронном виде.
Контактные данные ответственных лиц со стороны заказчика (исполнителя) и органа местного самоуправления.
Иная информация по желанию заказчика.
Приложение N 2
Журнал учета
замечаний и предложений общественности
Наименование организаторов общественных обсуждений
(указывается наименование органа местного самоуправления и заказчика)
Журнал учета замечаний и предложений общественности к
(указывается наименование объекта общественных обсуждений - проект технического задания/ материалы объекта государственной экологической экспертизы и (или) предварительный вариант материалов оценки воздействия )
Указывается форма проведения общественных обсуждений
Указывается период ознакомления с материалами общественных обсуждений
Указывается место размещения материалов общественных обсуждений и журнала учета замечаний и предложений общественности
Автор замечаний и предложений:
Для физических лиц Фамилия, имя, отчество, Адрес, Контактный телефон; адрес электронной почты
Для юридических лиц Наименование организации Фамилия, имя, отчество, должность представителя организации Адрес (место нахождения) организации Телефон/факс организации, адрес электронной почты
Содержание замечания и предложения
_________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________ _______________________________________________________ _________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________ ______________________________________
Дата ___________ Подпись ____________
Приложение N 3
Регистрационный лист участников общественных слушаний
(указать объект общественных обсуждений - материалы объекта государственной экологической экспертизы и (или)предварительный вариант материалов оценки воздействия)
Дата,Место,Рег. номер |
Фамилия, имя, отчество |
Адрес, телефон (для физических лиц - адрес места жительства и телефон, для представителей организаций - адрес и телефон организаций) |
Организация (для представителей организаций) |
Подпись, согласие на обработку персональных данных* |
Приложение N 4
Типовое содержание материалов
оценки воздействия на окружающую среду
Материалы оценки воздействия намечаемой (планируемой) хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду должны содержать:
1. Аннотацию.
2. Общие сведения о намечаемой (планируемой) хозяйственной и иной деятельности.
2.1. Сведение о заявителе, намечаемой (планируемой) хозяйственной и иной деятельности с указанием официального названия организации (юридического лица), адрес, телефон, факс, фамилию, имя, отчество, телефон сотрудника - контактного лица.
2.2. Наименование и место реализации намечаемой (планируемой) хозяйственной и иной деятельности.
2.3. Цель и потребность реализации намечаемой хозяйственной (планируемой) и иной деятельности.
2.4. Описание намечаемой (планируемой) хозяйственной и иной деятельности, в том числе принятых технических и технологических решений*.
3. Обоснование выбора места размещения, технических и технологических решений намечаемой (планируемой) хозяйственной и иной деятельности исходя из рассмотренных альтернативных вариантов в материалах предварительной оценки воздействия на окружающую среду, а также результатов проведенных изысканий и исследований (в случае проведения процедуры ОВОС в два этапа).
4. Описание окружающей среды, которая может быть затронута намечаемой (планируемой) хозяйственной и иной деятельностью в результате ее реализации (физико-географические, природно-климатические, геологические и гидрогеологические, гидрографические, почвенные условия, характеристика растительного и животного мира, описание экологических условий среды, в том числе уровень загрязнения атмосферного воздуха, водных объектов, почв)*.
5. Социально-экономические условия района реализации намечаемой (планируемой) хозяйственной и иной деятельности. *
6. Оценка воздействия на окружающую среду намечаемой (планируемой) хозяйственной и иной деятельности должна включать в себя оценку воздействия на атмосферный воздух, поверхностные водные объекты, геологическую среду и подземные воды, почвы, растительный и животный мир, оценку воздействия отходов производства и потребления на состояние окружающей среды, оценку физических факторов негативного воздействия.*
7. Описание возможных аварийных ситуаций и оценка воздействия на составляющие окружающей среды при аварийных ситуациях.
8. Мероприятия по предотвращению и/или снижению возможного негативного воздействия намечаемой (планируемой) хозяйственной и иной деятельности, в том числе: мероприятия по охране атмосферного воздуха, водных объектов, по охране и рациональному использованию земельных ресурсов и почвенного покрова, в том числе мероприятия по рекультивации нарушенных или загрязненных земельных участков и почвенного покрова; по обращению с отходами производства и потребления; по охране недр; по охране объектов растительного и животного мира и среды их обитания (при наличии объектов растительного и животного мира, занесенных в Красную книгу Российской Федерации и красные книги субъектов Российской Федерации; по минимизации возникновения возможных аварийных ситуаций и последствий их воздействия на экосистему.
9. Краткое содержание программ экологического контроля и мониторинга.
10. Результаты общественных обсуждений, проводимых в рамках процедуры ОВОС, содержащие*:
информацию об организации и проведении общественных обсуждений, в том числе материалы информирования общественности;
протокол проведения общественных обсуждений;
регистрационные листы участников общественных обсуждений;
сводный реестр замечаний и предложений общественности.
10. Сведения о положительных заключениях и (или) документах согласований исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления (в случае наличия соответствующих требований законодательства).
11. Сведения о заключениях федеральных органов исполнительной власти в отношении намечаемой (планируемой) деятельности, документация, обосновывающая которую, является объектом государственной экологической экспертизы, в случае ее рассмотрения указанными органами и заключений общественной экологической экспертизы в случае ее проведения.
12. Резюме нетехнического характера.
13. Нормативно-правовая база. Приводится перечень действующих федеральных и региональных законов, иных нормативных правовых актов и нормативно-технических документов в области охраны окружающей среды, требования которых учитывались при анализе воздействия объекта на окружающую среду.
15. Приложения (графические и текстовые).
* Настоящее Положение предусматривает дифференцированный подход к составу материалов ОВОС для различных объектов государственной экологической экспертизы.
Разделы, отмеченные знаком *, разрабатываются в соответствии с дополнительными требованиями, ограничениями или исключениями, приведенными ниже.
Для отдельных объектов государственной экологической экспертизы материалы ОВОС должны содержать следующие сведения:
1. Раздел 2. Подраздел 2.4 "Описание намечаемой (планируемой) хозяйственной и иной деятельности, в том числе принятых технических и технологических решений".
1.1. Для объекта государственной экологической экспертизы, в случае осуществления пастбищной аквакультуры на рыбоводном участке, расположенном во внутренних морских водах и в территориальном море:
- программа осуществления пастбищной аквакультуры на рыбоводном участке на период действия договора пользования рыбоводным участком или на период, определенный пользователем;
- объект (объекты) пастбищной аквакультуры;
- источник (источники) посадочного материала, прогнозируемый ежегодный объем выпуска и изъятия объектов аквакультуры;
- способы выпуска и изъятия объектов аквакультуры, сведения о судах (если предполагается их использование) и орудиях изъятия объектов аквакультуры;
- технические характеристики береговой базы (цеха) для первичной обработки продукции аквакультуры (при наличии).
1.2. Для объекта государственной экологической экспертизы, "материалы общего допустимого улова в районе добычи (вылова) водных биологических ресурсов во внутренних водах Российской Федерации, за исключением внутренних морских вод Российской Федерации, в границах субъекта Российской Федерации", "материалы общего допустимого улова в районе добычи (вылова) водных биологических ресурсов во внутренних морских водах Российской Федерации, в территориальном море Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, в исключительной экономической зоне Российской Федерации и Каспийском море" (далее - материалы ОДУ), "материалы обосновывающие внесение изменений в ранее утвержденный общий допустимый улов" (далее - материалы корректировки ОДУ):
краткое описание окружающей среды (конкретного вида (видов) водных биоресурсов), которая может быть затронута планируемой деятельностью в результате ее реализации;
список видов водных биоресурсов в районах добычи (вылова), в отношении которых разработаны материалы ОДУ (материалы корректировки ОДУ);
для каждого вида (видов) водных биоресурсов, в отношении которых разработаны материалы ОДУ (материалы корректировки ОДУ):
краткая информация о виде (видах) водных биоресурсов, включая ретроспективу состояния популяции данного вида (видов) и ретроспективу его (их) добычи (вылова);
краткое описание ресурсных исследований и иных источников информации, которые являются основой для разработки материалов ОДУ (материалов корректировки ОДУ) в отношении этого вида (видов) водных биоресурсов с указанием результатов таких исследований;
общее описание состояния этого вида (видов) в районе добычи (вылова) на конец года, предшествующего году разработки и направления материалов ОДУ (материалов корректировки ОДУ) на ГЭЭ;
количественные показатели ОДУ водных биоресурсов на предстоящий год или количественные показатели изменений в ранее установленный ОДУ, а также расчеты и/или качественные аргументированные оценки, обосновывающие указанные показатели.
выводы о том, что предлагаемый ОДУ позволит осуществлять устойчивое неистощимое рыболовство данного вида (видов) водных биоресурсов в районе добычи (вылова).
1.3. Для объекта государственной экологической экспертизы в случае осуществления пастбищной аквакультуры или индустриальной аквакультуры на рыбоводном участке, расположенном во внутренних морских водах и территориальном море:
информация об объекте пастбищной или индустриальной аквакультуры, включая количественные и качественные показатели;
копия проектной документации технических средств (при наличии), чертежи, схемы или иная документация, дающая представление о виде технических средств и его параметрах;
описание технических средств с указанием их назначения (выращиваемых объектов аквакультуры), используемых материалов и срока эксплуатации
схема размещения технических средств на рыбоводном участке;
описание способа установки технических средств на рыбоводном участке и способа демонтажа (если планируется) после окончания эксплуатации;
сведения об обслуживании технических средств в процессе выращивания объектов аквакультуры;
сведения об используемых судах (если предполагается их использование);
технические характеристики береговой базы (цеха) для первичной обработки продукции аквакультуры (при наличии).
1.4. Для объекта государственной экологической экспертизы "Проекты технической документации на новые вещества, которые могут поступать в природную среду":
1.4.1. Для агрохимикатов.
Общие сведения об агрохимикате, включающие в том числе фирменное наименование и территорию планируемого применения.
Качественный и количественный состав агрохимиката.
Содержание примесей токсичных элементов.
Технология и рекомендуемые регламенты применения, содержащие в том числе условия, а также количественные и качественные показатели применения.
Токсикологическая и экотоксикологическая характеристика агрохимиката и составляющих компонентов, включающая материалы апробации, а также результаты анализов и экспертиз.
1.4.2. Для пестицидов:
общие сведения о пестициде, включающие, в том числе фирменное наименование и территорию планируемого применения;
физико-химические свойства действующего вещества и препаративной формы пестицида;
качественный и количественный состав препарата;
технология и технологические регламенты применения, содержащие в том числе условия, а также количественные и качественные показатели применения;
токсикологическая характеристика пестицида и составляющих его компонентов, включающая материалы апробации, а также результаты анализов и экспертиз.
1.4.3. Для иных объектов государственной экологической экспертизы, отнесенным в соответствии с требованиями законодательства к новым веществам:
общие сведения о веществе, включающие, в том числе территорию планируемого применения;
физико-химические свойства вещества;
технология и технологические регламенты получения и применения, содержащие, в том числе условия, а также количественные и качественные показатели применения;
материалы апробации, а также результаты анализов, испытаний и экспертиз.
1.5. Для объекта государственной экологической экспертизы "Проекты технической документации на новые технику, технологию, использование которых может оказать воздействие на окружающую среду":
перечень технологических процессов (в том числе конструктивных узлов и элементов), характеризующих планируемую к применению технику/технологию;
принципиальная схема действия, характеризующая планируемую к применению технику/технологию;
качественные и количественные показатели, характеризующие намечаемую (планируемую) деятельность, в том числе объемы выбросов и сбросов;
условия применения техники/технологии с указанием конкретных числовых показателей применения, а также критичных параметров.
1.6. Для объекта государственной экологической экспертизы материалы комплексного экологического обследования участков территорий, обосновывающие придание этим территориям правового статуса зоны экологического бедствия или зоны чрезвычайной экологической ситуации:
- результаты обследования участков территорий, послужившие основанием для принятия решения о придании указанным территориям правового статуса зоны экологического бедствия или зоны чрезвычайной экологической ситуации (с указанием возможных причин и последствий возникновения экологического бедствия или чрезвычайной ситуации).
1.7. Для объектов государственной экологической экспертизы, в отношении которых разрабатывается проектная документация, проекты рекультивации и проекты ликвидации горных выработок:
технические характеристики планируемого к реализации объекта государственной экологической экспертизы, включающие в том числе количественные и качественные показатели объемов выбросов и сбросов в рамках намечаемой (планируемой) деятельности (по веществам);
перечень технологических процессов, планируемых к применению в рамках намечаемой (планируемой) деятельности (с обоснованием выбора);
результаты инженерных изысканий, проведенных в целях установления физико-химических показателей составляющей окружающей среды и последующего принятия решения по реализации намечаемой (планируемой) деятельности
1.8. Для объекта государственной экологической экспертизы, включающей документацию, в соответствии с которой планируются и осуществляются мероприятия по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов в морской среде, дополнительно указываются:
сведения о потенциальных источниках разливов нефти и нефтепродуктов;
максимальные расчетные объемы разливов нефтепродуктов;
прогнозируемые зоны распространения разливов нефтепродуктов при неблагоприятных гидрометеорологических условиях.
1.9. Для объектов государственной экологической экспертизы, в отношении которых разрабатываются проекты технических документов месторождений углеводородного сырья, раздел должен включать:
вывод о наилучшем с точки зрения охраны окружающей среды варианте разработки и обустройства месторождения.
2. Раздел 4 "Описание окружающей среды, которая может быть затронута намечаемой (планируемой) хозяйственной и иной деятельностью в результате ее реализации":
2.1. Для объектов государственной экологической экспертизы "материалы ОДУ" и "материалы корректировки ОДУ" в данном разделе предоставляется краткое описание конкретного вида (видов) водных биоресурсов в районе добычи (вылова), как составляющей окружающей среды.
2.2. Для объекта государственной экологической экспертизы "Проекты технической документации на новые технику, технологию, использование которых может оказать воздействие на окружающую среду" в данном разделе указывается описание окружающей среды всех предполагаемых районов применения объекта, а в случае реализации намечаемой хозяйственной и иной деятельности на территории всей Российской Федерации по почвенно-климатическим зонам.
2.3. Для объекта государственной экологической экспертизы "Проекты технической документации на новые вещества, которые могут поступать в природную среду" в данный раздел включаются сведения о природных зонах и специфике применения по почвенно-климатическим зонам.
2.4. Для проектов проведения инженерных изысканий, проектов геологического изучения новых шельфовых лицензионных участков формирование материалов оценки воздействия на окружающую среду, в том числе в части описания окружающей среды, которая может быть затронута намечаемой (планируемой) хозяйственной и иной деятельностью в результате ее реализации, выполняется с учётом имеющейся архивной и иной информации.
2.5. В отношении иных объектов государственной экологической экспертизы содержательная часть раздела формируется исходя из конкретных мест реализации намечаемой (планируемой) деятельности и должна содержать описание всех составляющих окружающей среды, затрагиваемых в процессе осуществления такой деятельности.
3. Раздел 5 "Социально-экономические условия района реализации намечаемой (планируемой) хозяйственной и иной деятельности".
3.1. Для объекта государственной экологической экспертизы "Проекты технической документации на новые технику, технологию, использование которых может оказать воздействие на окружающую среду" в данном разделе ОВОС указывается описание социально-экономических условий всех предполагаемых районов размещения объекта.
3.2. Для объекта государственной экологической экспертизы "Проекты технической документации на новые вещества, которые могут поступать в природную среду" данный раздел может не разрабатываться.
3.3. Для объектов, реализуемых на континентальном шельфе, данный раздел может не разрабатываться.
3.4. В отношении иных объектов государственной экологической экспертизы раздел должен содержать социально-экономические условия выбранного района намечаемой (планируемой) деятельности.
4. Раздел 6 "Оценка воздействия на окружающую среду намечаемой (планируемой) хозяйственной и иной деятельности" должен содержать:
4.1. Для объектов государственной экологической экспертизы, определенных пунктом 7.5 статьи 11 Федерального закона "Об экологической экспертизе", включается подраздел, содержащий анализ соответствия технологических процессов требованиям НДТ, обоснование технологических нормативов.
4.2. Для объектов государственной экологической экспертизы "материалы ОДУ" и "материалы корректировки ОДУ":
предложения по установлению ОДУ (корректировке ОДУ) водных биоресурсов;
обоснование выводов об осуществлении устойчивого неистощимого рыболовства данного вида (видов) водных биоресурсов в районе добычи (вылова) с учетом предлагаемого ОДУ.
4.3. Для объекта государственной экологической экспертизы "Проекты технической документации на новые вещества, которые могут поступать в природную среду" в данный раздел, помимо изложенного в пункте 6 настоящего приложения, дополнительно включаются сведения:
4.3.1. Для агрохимикатов:
влияние на качество и пищевую ценность продуктов питания;
рекомендации по безопасному хранению, транспортировке и применению.
4.3.2. Для пестицидов:
оценка опасности для населения пищевых продуктов, полученных при применении пестицида;
оценка опасности (риска) поступления пестицида с водой;
оценка опасности для населения загрязнения атмосферного воздуха;
оценка реальной опасности (риска) комплексного воздействия пестицида на население;
рекомендации по безопасному хранению, транспортировке и применению.
4.4. Для объекта государственной экологической экспертизы "Материалы обоснования лицензий на осуществление отдельных видов деятельности, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, в соответствии с законодательством Российской Федерации в области использования атомной энергии", дополнительно содержит подраздел 4.3.1."Сведения об образовании и обращении с радиоактивными отходами", включающий:
сведения о радиоактивных отходах (классификация, агрегатное состояние, ориентировочные объемы), деятельность по обращению с которыми планируется осуществлять;
сведения о способах и условиях сбора радиоактивных отходов, о наличии собственной или привлекаемой технической базы (транспортных и технических средств, контейнеров, емкостей для сбора радиоактивных отходов), а также имеющихся специальных помещениях (местах, емкостях, хранилищах) для хранения радиоактивных отходов, оборудованных в соответствии с экологическими и санитарно-гигиеническими требованиями;
сведения об условиях и сроках хранения радиоактивных отходов;
сведения о наличии технологической схемы для транспортирования радиоактивных отходов (при наличии);
сведения о технологических операциях по изменению агрегатного состояния, и (или) сокращению объема, и (или) физико-химических свойств радиоактивных отходов, осуществляемые при подготовке их к хранению и (или) захоронению;
сведения о переработке и кондиционировании радиоактивных отходов (при осуществлении переработки и кондиционирования);
характеристику хранилищ радиоактивных отходов (при наличии хранилищ радиоактивных отходов).
4.3.2. "Сведения о средствах контроля и измерений". В разделе проводятся сведения о средствах, планируемых к использованию для контроля соблюдения нормативов допустимого воздействия на окружающую среду при осуществлении лицензируемого вида деятельности в области использования атомной энергии (в случае отсутствия собственных средств контроля и измерений необходимо указать информацию о заключении договоров на осуществление работ по контролю и измерениям с организациями (предприятиями), имеющими аккредитованные лаборатории, содержащую реквизиты договоров, аттестатов аккредитации лабораторий, характеристики средств измерений, методики выполнения измерений, периодичность измерений).
4.4. Для объектов государственной экологической экспертизы, в отношении которых разрабатывается проектная документация, проекты рекультивации, а также проекты ликвидации горных выработок, в разделе должны в том числе содержаться:
результаты расчетов приземных концентраций загрязняющих веществ, анализ и предложения по предельно допустимым и временно согласованным выбросам;
обоснование решений по очистке сточных вод и утилизации обезвреженных элементов, по предотвращению аварийных сбросов сточных вод;
мероприятия по охране атмосферного воздуха;
мероприятия по оборотному водоснабжению - для объектов производственного назначения;
мероприятия по охране и рациональному использованию земельных ресурсов и почвенного покрова, в том числе мероприятия по рекультивации нарушенных или загрязненных земельных участков и почвенного покрова;
мероприятия по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке и размещению опасных отходов;
мероприятия по охране недр - для объектов производственного назначения;
мероприятия по охране объектов растительного и животного мира и среды их обитания (при наличии объектов растительного и животного мира, занесенных в Красную книгу Российской Федерации и красные книги субъектов Российской Федерации, отдельно указываются мероприятия по охране таких объектов);
мероприятия, технические решения и сооружения, обеспечивающие рациональное использование и охрану водных объектов, а также сохранение водных биологических ресурсов (в том числе предотвращение попадания рыб и других водных биологических ресурсов в водозаборные сооружения) и среды их обитания, в том числе условий их размножения, нагула, путей миграции (при необходимости);
перечень и расчет затрат на реализацию природоохранных мероприятий и компенсационных выплат;
в графической части должны быть:
ситуационный план (карта-схема) района строительства с указанием на нем границ земельного участка, предоставленного для размещения объекта капитального строительства, границ санитарно-защитной зоны, селитебной территории, рекреационных зон, водоохранных зон, зон охраны источников питьевого водоснабжения, мест обитания животных и растений, занесенных в Красную книгу Российской Федерации и красные книги субъектов Российской Федерации, а также мест нахождения расчетных точек; ситуационный план (карта-схема) района строительства с указанием границ земельного участка, предоставленного для размещения объекта капитального строительства, расположения источников выбросов в атмосферу загрязняющих веществ и устройств по очистке этих выбросов;
карты-схемы и сводные таблицы с результатами расчетов загрязнения атмосферы при неблагоприятных погодных условиях и выбросов по веществам и комбинациям веществ с суммирующимися вредными воздействиями - для объектов производственного назначения;
ситуационный план (карта-схема) района с указанием границ земельного участка, предоставленного для размещения объекта капитального строительства, с указанием контрольных пунктов, постов, скважин и иных объектов, обеспечивающих отбор проб воды из поверхностных водных объектов, а также подземных вод, - для объектов производственного назначения.
4.5. Для объектов государственной экологической экспертизы, указанных в Федеральном законе от 30.11.1995 N 187-ФЗ "О континентальном шельфе Российской Федерации", Федеральном законе от 17.12.1998 N 191-ФЗ "Об исключительной экономической зоне Российской Федерации", Федеральном законе от 31.07.1998 N 155-ФЗ "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации", указываются результаты оценки воздействия планируемой деятельности на водные биологические ресурсы и среду их обитания.
4.6. При применении дистанционных методов инженерно-геологических изысканий (геофизика и т.п.) воздействие на геологическую среду и подземные воды не рассматривается.
4.7. Для объектов государственной экологической экспертизы, в отношении которых разрабатывается проекты технических документов разработки месторождений углеводородного сырья раздел должен содержать:
данные о географическом положении и административном подчинении участка недр с указанием расстояний до ближайших населенных пунктов;
климатические характеристики района участка недр (температурный режим, переход среднесуточных температур через 00С весной и осенью, скорость и направление ветра по сезонам года, количество и характер осадков, высота снежного покрова, продолжительность безморозного периода, ледовые условия, неблагоприятные метеорологические явления и частота их возникновения); краткая характеристика ландшафта, абсолютные и относительные отметки высот, геологические и геоморфологические особенности месторождения, геокриологические условия;
характеристика водных объектов, заболоченность, заозеренность, ширина прибрежной защитной полосы и водоохраной зоны водоемов;
категории земель и их принадлежность землепользователям, долгосрочная и краткосрочная аренда земельных участков, типология почвенного покрова и его краткая характеристика;
краткая характеристика растительного покрова, виды растений, внесенные в Красные Книги МСОП, Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, встреча с которыми возможна на территории месторождения;
характеристика видового состава, пути миграций ценных видов животных и птиц, в том числе занесенных в Красные Книги МСОП, Российской Федерации и субъектов Российской Федерации;
наличие родовых угодий, национальных общин, территории расселения и природопользования коренного населения, памятники археологии, сакральные объекты, земли сельхозназначения;
данные о существующей застройке (перечень и количество уже построенных площадочных и линейных объектов, в том числе в водоохранных зонах, особо охраняемых природных территориях);
краткая характеристика неблагоприятных воздействий на компоненты природной среды от существующих объектов и их функционирования, границы воздействия (загрязнение атмосферного воздуха, уровень и характер загрязнений почвенного покрова, подземных и поверхностных вод основными загрязняющими веществами; случаи заколонных и межколонных перетоков, приводящие к утечкам газа и минерализованных вод в атмосферу и в горизонты, залегающие над эксплуатационными объектами, аварийного фонтанирования, образования грифонов, возникновения зон растепления и просадки устьев скважин, смятия колонн);
сведения о предполагаемых к строительству объектах (перечень и количество площадочных и линейных объектов, в том числе размещаемых в водоохранных зонах, особо охраняемых природных территориях; площадь и категории отведенных под строительство земельных участков);
перечень, качественная и количественная характеристики основных источников воздействия от проектируемых объектов на компоненты природной среды (с учетом видов и количества образующихся отходов и их класса опасности, характеристик водопотребления и водоотведения):
- атмосферный воздух (приводятся валовые объемы выбросов загрязняющих веществ, результаты расчетов рассеивания загрязняющих веществ в приземном слое атмосферы, фоновые концентрации);
- поверхностные и подземные воды (химический состав и объем сточных вод, степень очистки);
- почвенный покров;
- растительный и животный мир;
- недра (с учетом технологии бурения и рецептур применяемых растворов).
5. Раздел 8 "Мероприятия по предотвращению и/или снижению возможного негативного воздействия намечаемой (планируемой) хозяйственной и иной деятельности":
5.1. Для объекта государственной экологической экспертизы, включающей документацию, в соответствии с которой планируются и осуществляются мероприятия по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов в морской среде дополнительно приводятся мероприятия по локализации и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов в морской среде.
5.2. Для объектов государственной экологической экспертизы, в отношении которых разрабатывается проекты технических документов разработки месторождений углеводородного сырья раздел должен содержать:
меры по охране атмосферного воздуха (направленные на сокращение потерь нефти и газа, повышение надежности нефтепромыслового оборудования, увеличение степени утилизации попутного нефтяного газа; организация санитарно-защитной зоны);
меры по охране поверхностных и подземных вод (рассматривается возможность повторного использования сточных и буровых вод, снижения расхода воды на приготовление буровых растворов, обеспечения безопасного использования попутной воды);
меры по охране почвенно-растительного покрова (минимизация площади изъятия, снятие и временное складирование плодородного слоя почвы, гидроизоляция стенок и дна систем накопления отходов бурения и продуктов испытания скважин);
меры по охране вечномерзлых грунтов (мероприятия по уменьшению растепляющего воздействия от проектируемых техногенных объектов);
меры по предупреждению и ликвидации аварийных разливов продуктов нефтегазодобычи (порядок и сроки проведения работ по локализации и ликвидации последствий разливов, применяемая техника и технологии, необходимые формирования);
способы обращения с образующимися отходами производства и потребления;
сведения о рекультивации нарушенных земель (этапы рекультивации, методы и сроки проведения, объемы рекультивационных работ);
мероприятия по уменьшению воздействия на животный мир (организация подходов на путях миграции животных через линейные коммуникации, тоннелей под автодорогами, переходов под сооружениями на сваях и трубопроводами; запрет на охоту, сбор растений, лов рыбы);
мероприятия по учету интересов местного (коренного) населения;
сведения об экологическом мониторинге, производственном экологическом контроле (типы и виды мониторинга, места, сроки, периодичность отбора проб, перечень определяемых компонентов, характеристики системы производственного экологического контроля); результаты расчета среднегодовой платы за выбросы загрязняющих веществ в атмосферу, сброс сточных вод в поверхностные водоемы, плата за утилизацию образующихся отходов производства и потребления;
меры по охране недр при ведении буровых работ, консервации, эксплуатации и ликвидации скважин (охрана водоносных горизонтов пресных, минерализованных и промышленных вод, предотвращение загрязнения геологической среды буровыми растворами, химреагентами, нефтепродуктами, минерализованными водами);
результаты оценки затрат капитальных вложений на охрану окружающей среды и недр в рублях и процентах от общей стоимости капитальных вложений в обустройство месторождения, включая стоимость буровых работ. Отдельно приводятся результаты оценки затрат на очистные сооружения.
См. Сводный отчет, загруженный при публикации проекта
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.