Пояснительная записка к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об исполнительном производстве" и Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона"О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации, Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации по вопросам совершенствования порядка исполнения штрафа, назначенного в виде наказания за совершение преступления"
(подготовлен Минюстом России 29.06.2020 г.)
Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об исполнительном производстве" и Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации, Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации по вопросам совершенствования порядка исполнения штрафа, назначенного в виде наказания за совершение преступления" (далее - законопроект) подготовлен в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации, Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации по вопросам совершенствования порядка исполнения штрафа, назначенного в виде наказания за совершение преступления" и направлен на регламентацию исполнения приговора, предусматривающего наказание в виде штрафа, и функций контроля судебным приставом-исполнителем за отбытием осужденным приговора, предусматривающего наказание в виде штрафа за совершение преступления, назначенного в качестве основного вида наказания.
В связи с изменением порядка отбытия осужденным приговора, предусматривающего наказание в виде штрафа за совершение преступления, назначенного в качестве основного вида наказания, на судебных приставов возлагается контроль за отбытием такого приговора.
Законопроектом предлагается определить порядок и сроки исполнения осужденным приговора, сроки принятия решений о возбуждении либо об отказе в возбуждении исполнительного производства, порядок действий судебного пристава-исполнителя при уклонении осужденного от уплаты штрафа, назначенного в качестве наказания за совершение преступления, а также закрепить основания для окончания или прекращения исполнительного производства.
Концепция законопроекта предполагает безусловную замену штрафа за преступление в случае уклонения осужденным от его уплаты (по аналогии с мерой уголовно-правового характера). При этом направление в суд, выдавший исполнительный документ, представления судебного пристава-исполнителя о замене должнику-осужденному штрафа за преступление иным видом наказания, является основанием окончания исполнительного производства. Вместе с тем исполнительный розыск осуществляется в рамках возбужденного исполнительного производства.
С момента направления в суд представления о замене должнику-осужденному штрафа за преступление иным видом наказания осужденный не является должником в смысле, придаваемому Федеральным законом от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве". В силу действующего уголовно-исполнительного законодательства розыск осужденных осуществляет ФСИН России.
В этой связи законопроектами предлагается функции по осуществлению розыска осужденных, уклоняющихся от уплаты штрафа, и в отношении которых вынесено представление о замене уголовного наказания на иной вид наказания, возложить на уголовно-исполнительные инспекции, включенные в перечень органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность.
Реализация законопроекта не повлечет дополнительных расходов из федерального бюджета, иных бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также не потребует увеличения штатной численности заинтересованных органов государственной власти и организаций.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
В законопроекте отсутствуют обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при рассмотрении дел об административных правонарушениях, а также обязательные требования, соответствие которым проверяется при выдаче разрешений, лицензий, аттестатов аккредитации, иных документов, имеющих разрешительный характер.
Реализация положений, предусмотренных законопроектом, не повлечет социально-экономических, финансовых и иных последствий, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, а также не повлияет на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.