Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
(подготовлен Минстроем России 06.07.2020 г.)
Проект Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - законопроект) подготовлен во исполнение абзаца 3 подпункта "л" пункта 1 перечня поручений Президента России от 29 марта 2019 года N Пр-555ГС по итогам расширенного заседания президиума Государственного совета Российской Федерации по вопросу создания на базе одного из подведомственных Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации учреждений института типового и экспериментального проектирования, в том числе для целей внедрения технологий информационного моделирования в строительстве.
В целях обеспечения обязательного использования экономически эффективных проектов повторного применения при создании объектов капитального строительства с использованием средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации 3 июля 2016 года принят Федеральный закон N 368-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации", которым закреплено понятие "проектная документация повторного использования" и определен круг лиц, осуществляющих подготовку проектной документации с обязательным использованием экономически эффективной проектной документации повторного использования.
С учетом части 2 статьи 48.2 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК) в настоящее время подготовка проектной документации применительно к объекту капитального строительства, строительство которого обеспечивается федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления, государственной компанией и корпорацией (далее - государственные заказчики), осуществляется с обязательным использованием экономически эффективной проектной документации повторного использования (далее - ЭПД), соответствующей установленным Правительством Российской Федерации критериям экономической эффективности проектной документации.
Введение института ЭПД призвано ускорить и удешевить процесс строительства объектов капитального строительства за счет возможности использования проектных решений, которые уже прошли оценку в рамках проведения государственной экспертизы проектной документации и которые соответствуют "ценовому" критерию эффективности.
Однако динамика развития строительной отрасли и совершенствования на постоянной основе технических регламентов и сводов правил в строительстве зачастую не позволяют в неизменном виде повторно применять экономически эффективную проектную документацию повторного использования.
Для решения обозначенной проблемы, в том числе для целей внедрения технологий информационного моделирования в строительстве, проектом Федерального закона "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации в целях введения типового проектирования в Российской Федерации" предложено развить институт типового проектирования.
Типовое проектное решение в соответствии с ГрК в редакции указанного проекта Федерального закона будет представлять собой проектную документацию объекта капитального строительства, конструкций, изделий и узлов, предназначенную для многократного применения при архитектурно-строительном проектировании объекта капитального строительства, аналогичного по назначению, проектной мощности, природным и иным условиям территории, на которой планируется осуществлять строительство.
В соответствии с указанным проектом Федерального закона получателями типовых проектных решений определены следующие лица (далее - государственные и муниципальные заказчики):
федеральные органы исполнительной власти;
органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации;
органы местного самоуправления;
юридические лица, созданные Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием;
юридические лица, доля в уставных (складочных) капиталах которых Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований составляет более 50 процентов.
Право на получение типовых проектных решений государственными и муниципальными заказчиками предусмотрено на безвозмездной основе.
Проектом Федерального закона "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации в целях введения типового проектирования в Российской Федерации" предусматривается, что подготовка типовых проектных решений обеспечивается следующими лицами:
федеральные органы исполнительной власти (Минстрой России, Минтранс России, Минобороны России, иные федеральные органы исполнительной власти по решению Президента России или Правительства России);
подведомственные Минстрою России и Минтрансу России государственные бюджетные или автономные учреждения;
подведомственная Минобороны России организация - публично-правовая компания "Военно-строительная компания";
государственные корпорации.
Размещение этими лицами заказов на разработку типовых проектных решений будет осуществляться в соответствии с установленными законодательством процедурами конкурентных закупок.
В настоящее время федеральные министерства осуществляют закупки в соответствии с процедурами, определенными Федеральным законом от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ).
Бюджетные учреждения в соответствии с требованиями пункта 1 статьи 15 Закона N 44-ФЗ осуществляют закупки за счет субсидий, предоставленных из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, и иных средств в соответствии с требованиями Закона N 44-ФЗ.
На автономные учреждения при предоставлении им в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, средств из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на осуществление капитальных вложений (включая разработку проектной документации) в объекты государственной и муниципальной собственности, в соответствии с требованиями пункта 4 статьи 15 Закона N 44-ФЗ распространяются положения Закона N 44-ФЗ, регулирующие отношения, указанные в пунктах 1 - 3 части 1 статьи 1 Закона N 44-ФЗ.
Требования, предъявляемые к типовому проектному решению, которое будет многократно использоваться для строительства объектов во многих регионах страны с различными климатическими и сейсмическими условиями, в разных строительных технологиях и с ориентаций на местную промышленность строительных материалов, коренным образом отличаются от требований к индивидуальному проекту, по которому объект строится только один раз.
Деятельность по разработке типового проектного решения имеет специализированный характер и предусматривает, в том числе, анализ и обобщение лучших российских и зарубежных практик архитектурно-строительного проектирования, разработку передовых технических решений, позволяющих достичь оптимальных с точки зрения экономической эффективности и результативности функциональных, технических и экономических показателей его реализации.
К важнейшим вопросам, влияющим на качество типового проектирования относится отбор проектных организаций, располагающих необходимыми профессиональными кадрами и опытом проектирования в нужной области (объекты здравоохранения, объекты образования, объекты социального обслуживания населения и т.д.). В этом вопросе решающее место в закупочных процедурах должно отводиться стадии предквалификационного отбора подрядчиков, а ценовой вопрос не может иметь решающего значения для выбора подрядчика, тем более что стоимость проектных работ известна заказчику достаточно точно и больших различий по цене у участников конкурса быть не должно (демпинговые предложения не должны рассматриваться).
Действующие требования Закона N 44-ФЗ (пункт "а" подпункта 1 части 2 статьи 57) предполагают возможность осуществления закупки на выполнение проектных работ (в том числе архитектурно-строительного проектирования) с условием предквалификационного отбора путем проведения двухэтапного конкурса.
При этом двухэтапный конкурс согласно подпункту 2 части 2 статьи 57 Закона N 44-ФЗ может проводиться только в случае необходимости проведения обсуждения для уточнения характеристик объекта закупки. Кроме того, принимать участие во втором этапе двухэтапного конкурса могут все участники, участвовавшие в проведении его первого этапа, что снижает результативность процедуры предквалификации.
В этой связи на выполнение работ по подготовке типового проектного решения (внесения в него изменений) предлагается распространить действие статьи 56 "Особенности проведения конкурса с ограниченным участием" Закона N 44-ФЗ, позволяющей заказчику предъявить будущим подрядчикам (проектным организациям) дополнительные требования и осуществить на их основе предквалификационный отбор участников конкурса.
В виду того, что подготовка типового проектного решения является специализированным видом работ по осуществлению архитектурно-строительного проектирования, представляется целесообразным распространить на типовое проектирование ряд особенностей, аналогичных особенностям, установленным Законом N 44-ФЗ для проектной документации.
Так, действующий пункт 19 части 1 статьи 93 предусматривает закупку у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случае заключение контракта на оказание услуг:
по осуществлению соответствующим автором авторского контроля за разработкой проектной документации объекта капитального строительства (например, в случае разработки проектной документации на основе архитектурного решения в соответствии с Федеральным законом от 17 ноября 1995 года N 169-ФЗ "Об архитектурной деятельности в Российской Федерации");
по проведению авторского надзора за строительством, реконструкцией, капитальным ремонтом объекта капитального строительства соответствующим автором.
Аналогичную норму предлагается ввести для авторского контроля за подготовкой типовой проектной документации или внесением в нее изменений.
Кроме того, законопроектом предлагается предусмотреть возможность осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случае привлечения проектной организации, разработавшей типовую проектную документацию, к выполнению работ по внесению в эту документацию изменений.
На основании вышеизложенного, для урегулирования указанных вопросов законопроектом предлагается внести в Закон N 44-ФЗ изменения в части дополнения Закона N 44-ФЗ нормами, распространяющими закупочные процедуры указанного закона на типовое проектирование.
В этой связи законопроектом вносятся изменения
1) в статью 56 Закона N 44-ФЗ, позволяющие заказчикам типовых проектных решений проводить конкурсы с ограниченным участием;
2) в статьи 93, 110.1 и 110.2 Закона N 44-ФЗ, расширяющие их действие на процедуры по подготовке типовых проектных решений.
Обязательность осуществления предквалификационного отбора (с установлением единых дополнительных требований), а также установление случаев осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) для авторского контроля и надзора за подготовкой и типовых проектных решений и внесением в них изменений, обеспечат высокое качество исполнения и реализации типовых проектных решений.
Реализация законопроекта не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета или бюджетов субъектов Российской Федерации (местных бюджетов).
Положения законопроекта соответствуют положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации и не повлияют на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Предлагаемые к реализации решения законопроекта не повлекут отрицательных социально-экономических и иных последствий.
Законопроект не содержит обязательных требований, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при рассмотрении дел об административных правонарушениях, или обязательных требований, соответствие которым проверяется при выдаче разрешений, лицензий, аттестатов аккредитации, иных документов, имеющих разрешительный характер.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.