Минэкономразвития России в соответствии с пунктом 26 Правил проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и проектов решений Евразийской экономической комиссии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. N 1318 (далее - Правила), рассмотрело проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - законопроект), разработанный и направленный для подготовки настоящего заключения ФАДН России (далее - разработчик), и сообщает следующее.
В соответствии с пунктом 1.5 сводного отчета о проведении оценки регулирующего воздействия проекта акта (далее - сводный отчет) законопроект разработан в инициативном порядке.
В соответствии с пунктом 1.6 сводного отчета законопроект разработан в целях совершенствования механизмов образования, изменения границ и упразднения территорий традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации.
Разработчиком проведены публичные обсуждения законопроекта и сводного отчета в период с 6 мая по 3 июня 2020 года.
Информация об оценке регулирующего воздействия законопроекта размещена разработчиком на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: http://regulation.gov.ru (ID проекта: 02/04/03-20/00100294).
Законопроект направлен разработчиком для подготовки настоящего заключения впервые.
По результатам рассмотрения законопроекта и сводного отчета установлено,что при подготовке законопроекта процедуры, предусмотренные пунктами 9-23 Правил, разработчиком соблюдены не в полной мере в части корректного заполнения сводного отчета в соответствии с Методикой оценки регулирующего воздействия, утвержденной приказом Минэкономразвития России от 27 мая 2013 г. N 290.
Так, разработчиком не заполнены разделы 4-6 сводного отчета, некорректно заполнен раздел 7 сводного отчета в части определения групп участников проектируемых отношений и их количественной оценки, недостаточно корректно и не в полном объеме заполнены разделы 7.1, 9, 11-16 сводного отчета.
Обращаем внимание разработчика, что в соответствии с пунктом 29 Правил некорректное заполнение сводного отчета является нарушением порядка проведения оценки регулирующего воздействия.
В дальнейшем указанное будет способствовать направлению Минэкономразвития России соответствующего уведомления о несоблюдении процедуры оценки регулирующего воздействия в адрес ФАДН России, после получения которого разработчик будет обязан провести процедуры, предусмотренные пунктами 9-23 Правил (начиная с невыполненной процедуры), доработать проект акта по их результатам, после чего повторно направить проект акта и предусмотренные Правилами необходимые материалы в Минэкономразвития России для подготовки соответствующего заключения.
Законопроектом предусматривается внесение изменений в Федеральный закон от 7 мая 2001 г. N 49-ФЗ "О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации" (далее - Закон N 49-ФЗ) в части установления порядка образования, изменения границ и упразднения территорий традиционного природопользования, в том числе установления порядка подачи обращения на образование, изменение и упразднение таких территорий, порядка проведения общественных слушаний в случае, если инициатором изменения границ, влекущем уменьшение территории традиционного природопользования, либо упразднения территории традиционного природопользования, выступает орган государственной власти либо орган местного самоуправления, а также порядка принятия соответствующего решения по образованию, изменению и упразднению таких территорий и опубликования информации о таких территориях.
По результатам рассмотрения проекта акта и сводного отчета Минэкономразвития России обращает внимание на следующее замечание к проекту акта, а также риски принятия, предлагаемого им регулирования.
Частью 7 статьи 8.1 Закона N 49-ФЗ в редакции законопроекта предлагается проведение согласования решения об образовании территории традиционного природопользования регионального либо местного значения с федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, к сфере ведения которых относятся объекты, в том числе объекты, которые планируется создать в соответствии с техническим проектом разработки месторождений полезных ископаемых и иной проектной документацией на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр, и земли находящиеся в границах образуемой территории традиционного природопользования, в том числе земли, на которых планируется размещение объектов в соответствии с техническим проектом разработки месторождений полезных ископаемых и иной проектной документацией на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр.
При этом представляется нелогичным при образовании территории традиционного природопользования регионального или местного значения сначала принимать решение об образовании такой территории, а затем направлять решение на согласование.
Из редакции законопроекта также остаются неясными порядок (в том числе сроки), предмет и последствия, а также основания такого согласования (несогласования).
Так, в случае отказа в согласовании решения органами, указанными в части 7 статьи 8.1 Закона N 49-ФЗ в редакции законопроекта, остается неясным, будет ли решение отменено или подлежать пересмотру.
Таким образом, полагаем, что проектируемый алгоритм принятия решений может содержать риск установления ограничений на ведение предпринимательской деятельности, связанной с пользованием природными ресурсами в границах вновь образованной территории традиционного природопользования регионального или местного значения, вплоть до запрета.
В целях нивелирования указанного риска считаем целесообразным доработать соответствующим образом часть 7 статьи 8.1 Закона N 49-ФЗ в редакции законопроекта.
Дополнительно обращаем внимание, что частью 8 статьи 8.1 Закона N 49-ФЗ в редакции законопроекта также не предусмотрены порядок (в том числе сроки), предмет, последствия и основания согласования (несогласования) предложения об образовании территории традиционного природопользования федерального значения и проекта положения о ней.
На основе проведенной оценки регулирующего воздействия проекта акта с учетом информации, представленной разработчиком в сводном отчете, Минэкономразвития России сделаны следующие выводы.
Наличие проблемы и целесообразность ее решения с помощью регулирования, предусмотренного проектом акта, разработчиком обоснованы не в полной мере. В проекте акта выявлены положения, вводящие избыточные обязанности, запреты и ограничения для физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности или способствующие их введению, а также положения, приводящие к возникновению необоснованных расходов физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.