Пояснительная записка к проекту Указа Президента Российской Федерации "О предоставлении дополнительных страховых гарантий отдельным категориям военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы Российской Федерации, сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации"
(подготовлен Минобороны России 08.07.2020 г.)
Проект указа Президента Российской Федерации "О предоставлении дополнительных страховых гарантий отдельным категориям военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы Российской Федерации, сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации" (далее - проект указа) подготовлен в соответствии с поручением Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Т.В.Голиковой от 26 июня 2020 г. N ТГ-П12-6880кв.
Проектом указа предусматривается предоставление страховых гарантий в виде единовременной страховой выплаты отдельным категориям военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы Российской Федерации, сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации при исполнении ими обязанностей военной службы (служебных обязанностей) в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19), а именно:
медицинским работникам, непосредственно оказывающим медицинскую помощь пациентам, у которых подтверждено наличие новой коронавирусной инфекции (COVID-19), и пациентам с подозрением на эту инфекцию (далее - медицинские работники);
должностным лицам, осуществляющим транспортировку пациентов у которых подтверждено наличие новой коронавирусной инфекции (COVID-19), и пациентам с подозрением на эту инфекцию к месту оказания медицинской помощи (далее - должностные лица, осуществляющие транспортировку пациентов).
В настоящее время в соответствии с Федеральным законом от 28 марта 1998 г. N 52-ФЗ "Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации, сотрудников принудительного исполнения Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 52-ФЗ) для медицинских работников, в связи с развитием у них полученных при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей) заболеваний (синдромов) или осложнений, вызванных подтвержденной лабораторными методами исследования новой коронавирусной инфекцией (COVID-19), предусмотрены страховые выплаты только в случае их смерти или признания инвалидами в следствие указанных заболеваний (синдромов) или осложнений.
Вместе с тем для работников, осуществляющих в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации трудовые обязанности, аналогичные обязанностям военной службы (служебным обязанностям) медицинских работников, Указом Президента Российской Федерации от 6 мая 2020 г. N 313 "О предоставлении дополнительных страховых гарантий отдельным категориям медицинских работников" (далее - Указ Президента Российской Федерации N 313), помимо страховых выплат в случае их смерти или признания инвалидами вследствие заболеваний (синдромов) или осложнений, вызванных подтвержденной лабораторными методами исследования новой коронавирусной инфекцией (COVID-19), предусмотрены страховые выплаты в случае причинения вреда здоровью в связи с развитием указанных заболеваний (синдромов) или осложнений, повлекших за собой временную нетрудоспособность, но не приведших к инвалидности, в размере 68 811 руб.
Проектом указа для медицинских работников (должностных лиц, осуществляющих транспортировку пациентов) предусматривается единовременная страховая выплата в размере 68 811 руб. при наступлении страхового случая, основанием для наступления которого, является освобождение медицинского работника (должностного лица, осуществляющего транспортировку пациентов) от исполнения обязанностей военной службы (служебных обязанностей) и (или) его нахождение на лечении в стационарных условиях в связи с развитием у него полученных при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей) заболеваний (синдромов) или осложнений, вызванных подтвержденной лабораторными методами исследования новой коронавирусной инфекцией (COVID-19), входящих в перечень заболеваний (синдромов) или осложнений, вызванных подтвержденной лабораторными методами исследования новой коронавирусной инфекцией (COVID-19), вызвавших причинение вреда здоровью отдельных категорий лиц, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 6 мая 2020 г. N 313, утвержденный распоряжением Правительством Российской Федерации от 15 мая 2020 г. N 1272-р, и повлекших за собой временную нетрудоспособность, но не приведших к инвалидности.
При этом, проектом указа не ограничивается право медицинского работника (должностного лица, осуществляющего транспортировку пациентов) на получение единовременной страховой выплаты повторно при наступлении нового страхового случая.
Проектом указа предусматривается, что указанная единовременная страховая выплата будет производиться в порядке и на условиях выплаты страховых сумм, предусмотренных Федеральным законом N 52-ФЗ, по результатам расследования страхового случая, проведенного в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. В этом случае в соответствии со статьей 11 Федерального закона N 52-ФЗ выплата страховых сумм будет производиться страховщиком на основании документов, подтверждающих наступление страхового случая.
Перечень документов, необходимых для принятия решения о выплате единовременной страховой выплаты будет определен постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июля 1998 г. N 855 "О мерах по реализации Федерального закона "Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации", путем внесения в него соответствующих изменений после издания Указа Президента Российской Федерации.
Кроме того, после издания Указа Президента Российской Федерации будут внесены соответствующие изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 6 марта 2014 г. N 169 "Об утверждении типового договора обязательного государственного страхования, осуществляемого в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации", в части включения вышеуказанного страхового случая в типовой договор обязательного государственного страхования, осуществляемого в соответствии с Федеральным законом N 52-ФЗ.
В случае если страхователь не осуществил обязательное государственное страхование или заключил договор страхования на условиях, ухудшающих положение выгодоприобретателя по сравнению с условиями, определенными Федеральным законом N 52-ФЗ, то при наступлении страхового случая он будет нести ответственность перед выгодоприобретателем на тех же условиях, на каких должна быть выплачена страховая сумма при надлежащем страховании в соответствии с пунктом 1 статьи 7 Федерального закона N 52-ФЗ.
Действие Указа Президента Российской Федерации предлагается распространить на правоотношения, возникшие с 1 марта 2020 г.
Проект указа соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также иных международных договоров Российской Федерации.
Проект указа не содержит обязательных требований, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при рассмотрении дел об административных правонарушениях, обязательных требований, соответствие которым проверяется при выдаче разрешений, лицензий, аттестатов аккредитации, иных документов, имеющих разрешительный характер (далее - обязательные требования), не определяет вид государственного контроля (надзора), вид разрешительной деятельности и не устанавливает ответственность за нарушение обязательных требований или последствиях их несоблюдения.
Реализация положений, предусмотренных проектом указа, не повлечет социально-экономических, финансовых и иных последствий, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, а также не повлияет на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Реализация Указа Президента Российской Федерации потребует дополнительного выделения бюджетных ассигнований из федерального бюджета в размере 34267,9 тыс. руб.
В соответствии с пунктом 11 Правил раскрытия федеральными органами исполнительной власти информации о подготовке проектов нормативных правовых актов и результатах их общественного обсуждения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25 августа 2012 г. N 851, проект указа для общественного обсуждения на официальном сайте regulation.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" не размещался.
По замечаниям МВД России необходимо отметить следующее.
Замечание, касающееся неопределенного круга лиц, осуществляющих транспортировку пациентов, учтено, уточнены подпункт "б" пункта 1 и пункт 2 проекта указа.
Соотнесение положений пункта 2 проекта указа с нормативными предписаниями Указа Президента Российской Федерации N 313 в части применения единого понятийного аппарата, касающегося страхового случая, при наступлении которого производится единовременная страховая выплата, представляется нецелесообразным, поскольку при проектировании указанной нормы применялись, в том числе, нормы, предусмотренные частью 4 статьи 25 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", согласно которым военнослужащие и приравненные к ним лица освобождаются от исполнения обязанностей военной службы (служебных обязанностей) в связи с заболеванием и иными причинами, в порядке, устанавливаемом федеральными органами исполнительной власти и федеральными государственными органами, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба или приравненная к ней служба.
Замечание, касающееся неурегулированности проектом указа порядка и условий осуществления единовременной страховой выплаты при отсутствии договора обязательного государственного страхования, осуществляемого в соответствии с Федеральным законом N 52-ФЗ, учтено, доработан пункт 4 проекта указа.
Нормативное закрепление в проекте указа неоднократности осуществления единовременной страховой выплаты представляется избыточным, поскольку условием ее произведения является наступление страхового случая, предусматриваемого пунктом 2 проекта указа, что не ограничивает право медицинского работника (должностного лица, осуществляющего транспортировку пациентов) на ее получение повторно при наступлении нового страхового случая.
Пунктами 53 и 53(1) Регламента Правительства Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2004 г. N 260, установлены требования к содержанию пояснительной записки к проекту акта и финансово-экономическому обоснованию решений, предлагаемых к принятию проектом акта, в которых указание сведений о нормативных правовых актах Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с изданием Указа Президента Российской Федерации, а также определение ответственных федеральных органов исполнительной власти за разработку соответствующих проектов нормативных правовых актов не предусмотрено.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.