Проект Приказа Федеральной антимонопольной службы "Об утверждении методических указаний по расчету величины и ставки перекрестного субсидирования, учитываемых в ценах (тарифах) на услуги по передаче электрической энергии для потребителей, не относящихся к населению или приравненных к нему категориям потребителей"
(подготовлен ФАС России 10.07.2020 г.)
В соответствии с частью 2 статьи 23 Федерального закона от 26 марта 2003 г. N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 13, ст. 1177; 2019, N 52, ст. 7789), пунктом 81 (5) Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 г. N 1178 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 4, ст. 504; 2020, N 2, ст. 189), подпунктом 5.2.10 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 331 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 31, ст. 3259; 2018, N 51, ст. 7991), приказываю:
1. Утвердить Методические указания по расчету величины и ставки перекрестного субсидирования, учитываемых в ценах (тарифах) на услуги по передаче электрической энергии для потребителей, не относящихся к населению или приравненным к нему категориям потребителей, согласно приложению к настоящему приказу.
2. Внести в пункт 49 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных приказом ФСТ России от 06.08.2004 N 20-э/2 (зарегистрирован Минюстом России 20 октября 2004 года, регистрационный N 6076), с изменениями и дополнениями, внесенными приказами ФСТ России от 23 ноября 2004 года N 193-э/11 (зарегистрирован Минюстом России 16 декабря 2004 года, регистрационный N 6191), от 14 декабря 2004 года N 289-э/15 (зарегистрирован Минюстом России 21 декабря 2004 года, регистрационный N 6213), от 28 ноября 2006 года N 318-э/15 (зарегистрирован Минюстом России 8 декабря 2006 года, регистрационный N 8574), от 30 января 2007 года N 14-э/14 (зарегистрирован Минюстом России 6 марта 2007 года, регистрационный N 9041), от 31 июля 2007 года N 138-э/6 (зарегистрирован Минюстом России 20 августа 2007 года, регистрационный N 10030), от 23 ноября 2007 года N 385-э/1 (зарегистрирован Минюстом России 29 ноября 2007 года, регистрационный N 10578), от 21 октября 2008 года N 209-э/1 (зарегистрирован Минюстом России 6 ноября 2008 года, регистрационный N 12580), от 22 декабря 2009 года N 469-э/8 (зарегистрирован Минюстом России 29 января 2010 года, регистрационный
N 16132), от 31 декабря 2009 года N 558-э/1 (зарегистрирован Минюстом России 9 февраля 2010 года, регистрационный N 16345), от 24 июня 2011 года N 303-э (зарегистрирован Минюстом России 7 июля 2011 года, регистрационный N 21290), от 26 декабря 2011 года N 823-э (зарегистрирован Минюстом России 28 декабря 2011 года, регистрационный N 22794), от 13 июня 2013 года N 760-э (зарегистрирован Минюстом России 16 июля 2013 года, регистрационный N 29078), от 14 апреля 2014 года N 625-э (зарегистрирован Минюстом России 24 апреля 2014 года, регистрационный N 32113), от 16 сентября 2014 года N 1442-э (зарегистрирован Минюстом России 27 октября 2014 года, регистрационный N 34468), ФАС России от 21 ноября 2017 года N 1546/17 (зарегистрирован Минюстом России 16 апреля 2018 года, регистрационный N 50780), от 29 марта 2018 года N 401/18 (зарегистрирован Минюстом России 05 апреля 2018 года, регистрационный N 50629) следующее изменение:
После абзаца двенадцатого дополнить абзацем следующего содержания:
"При расчете единых котловых цен (тарифов) учитывается величина перекрестного субсидирования. Величина и ставка перекрестного субсидирования, учитываемые в ценах (тарифах) на услуги по передаче электрической энергии для потребителей, не относящихся к населению или приравненным к нему категориям потребителей, оказываемые территориальными сетевыми организациями, определяются в соответствии с методическими указаниями по расчету величины и ставки перекрестного субсидирования, учитываемых в ценах (тарифах) на услуги по передаче электрической энергии для потребителей, не относящихся к населению или приравненным к нему категориям потребителей, утвержденными Федеральной антимонопольной службой в соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 13.11.2019 N 1450 "О внесении изменений в пункт 81 (5) Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2019, N 46, ст. 6512).".
3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя руководителя ФАС России В.Г. Королева.
Руководитель |
И.Ю. Артемьев |
Приложение
к приказу ФАС России
от _______ N ________
Методические указания
по расчету величины и ставки перекрестного субсидирования, учитываемых в ценах (тарифах) на услуги по передаче электрической энергии для потребителей, не относящихся к населению или приравненным к нему категориям потребителей
I. Общие положения
1. Настоящие Методические указания по расчету величины и ставки перекрестного субсидирования, учитываемых в ценах (тарифах) на услуги по передаче электрической энергии для потребителей, не относящихся к населению или приравненным к нему категориям потребителей (далее - Методические указания), разработаны в соответствии с частью 2 статьи 23 Федерального закона от 26 марта 2003 г. N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 13, ст. 1177; 2019, N 52, ст. 7789), пунктом 81 (5) Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 г. N 1178 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 4, ст. 504; 2020, N 2, ст. 189) (далее - Основы ценообразования), подпунктом 5.2.10 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 331 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 31, ст. 3259; 2018, N 51, ст. 7991).
2. Методические указания предназначены для использования органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов (далее - регулирующие органы), для расчета величины и ставки перекрестного субсидирования, учитываемых в ценах (тарифах) на услуги по передаче электрической энергии для потребителей, не относящихся к населению или приравненным к нему категориям потребителей, оказываемые территориальными сетевыми организациями.
II. Расчет величины и ставки перекрестного субсидирования, учитываемых в ценах (тарифах) на услуги по передаче для потребителей, не относящихся к населению или приравненным к нему категориям потребителей, и порядок распределения перекрестного субсидирования между уровнями напряжения
3. Величина перекрестного субсидирования в тарифах на услуги по передаче электрической энергии по уровням напряжения (ВН, СН1, СН2, НН) на 2020 год и последующие годы определяется в соответствии с настоящим пунктом по формуле:
, руб. (1),
где:
- предельная величина перекрестного субсидирования в i-м периоде регулирования согласно приложению N 6 к Основам ценообразования с учетом ее снижения в соответствии с графиком снижения величины перекрестного субсидирования в случае его утверждения Правительством Российской Федерации, тыс. руб.;
- расчетная величина перекрестного субсидирования в ценах (тарифах) на услуги по передаче электрической энергии в i-м периоде регулирования, рассчитываемая по формуле:
(2),
, руб. (3),
где:
- суммарный расчетный объем необходимой валовой выручки территориальных сетевых организаций (с учетом расходов на компенсацию потерь в электрических сетях) в p-ом полугодии i-го периода регулирования, для покрытия экономически обоснованных расходов территориальных сетевых организаций, с учетом корректировки, руб.;
- ставки на содержание электрических сетей экономически обоснованного единого (котлового) тарифа на услуги по передаче на k-м уровне напряжения в p-ом полугодии i-го периода регулирования в месяц, рассчитанные в соответствии с Методическими указаниями по расчёту тарифов на услуги по передаче электрической энергии, оказываемые потребителям, не относящимся к населению и приравненным к нему категориям потребителей, руб./МВт в месяц;
- заявленная мощность прочих потребителей, присоединенных на k-м уровне напряжения в p-ом полугодии i-го периода регулирования, утвержденная в сводном прогнозном балансе производства и поставок электрической энергии (мощности) в рамках Единой энергетической системы России по субъектам Российской Федерации на очередной период регулирования, МВт;
- ставки на оплату технологического расхода (потерь) электрической энергии экономически обоснованного единого (котлового) тарифа на услуги по передаче на k-м уровне напряжения в p-ом полугодии
i-го периода регулирования, рассчитанные в соответствии с Методическими указаниями по расчёту тарифов на услуги по передаче электрической энергии, оказываемые потребителям, не относящимся к населению и приравненным к нему категориям потребителей, руб./МВт*ч;
- полезный отпуск электроэнергии прочим потребителям, присоединенным на k-м уровне напряжения в p-ом полугодии i-го периода регулирования, МВт*ч;
- тариф на услуги по передаче для j-ой подгруппы населения и приравненных к нему категорий потребителей в p-ом полугодии i-го периода регулирования, рассчитываемый в соответствии с Методическими указаниями по расчету тарифов на электрическую энергию (мощность) для населения и приравненных к нему категорий потребителей, тарифов на услуги по передаче электрической энергии, поставляемой населению и приравненным к нему категориям потребителей, где индекс t обозначает тарифы в пределах и сверх социальной нормы, руб./МВт*ч;
- объем электрической энергии, поставляемой гарантирующими поставщиками (энергоснабжающими, энергосбытовыми организациями) категории населения (j) и приравненным к населению (j) категориям потребителей, указанным в пункте 71.1 Основ ценообразования (с учетом объемов электрической энергии, приобретаемых по зонным тарифам), определяемый органом исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в соответствии с объемами, учтенными в сводном прогнозном балансе производства и поставок электрической энергии (мощности) в рамках Единой энергетической системы России по субъектам Российской Федерации в p-ом полугодии i-го периода регулирования, где индекс t обозначает объемы в пределах и сверх социальной нормы, МВт*ч.
Одноставочный экономически обоснованный единый (котловой) тариф на услуги по передаче электрической энергии рассчитывается в соответствии с Методическими указаниями по расчёту тарифов на услуги по передаче электрической энергии, оказываемые потребителям, не относящимся к населению и приравненным к нему категориям потребителей.
Единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии, применяемые при расчетах с потребителями, не относящимися к населению и приравненным к нему категориям потребителей, рассчитываются в соответствии с Методическими указаниями по расчёту тарифов на услуги по передаче электрической энергии, оказываемые потребителям, не относящимся к населению и приравненным к нему категориям потребителей, с учетом величины и соответствующих ставок перекрестного субсидирования, учитываемых в ценах (тарифах) на услуги по передаче для потребителей, не относящихся к населению или приравненным к нему категориям потребителей.
4. Средняя ставка перекрестного субсидирования, учитываемая в одноставочных ценах (тарифах) на услуги по передаче электрической энергии в p-ом полугодии i-го периода регулирования на уровнях напряжения ВН, СН1, СН2, НН, рассчитывается органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов по следующей формуле:
SПС, одн.i,p=-nSПС,i,pВН1iЭВН1,i,pПО,nЭВН,i,pПО+ЭСН1,i,pПО+ЭСН2,i,pПО+ЭНН,i,p ПО
, руб./МВтч (4),
где:
- ставка перекрестного субсидирования по соответствующему субъекту Российской Федерации в p-ом полугодии i-го периода регулирования, определенная в соответствии с пунктом 81 3 Основ ценообразования, рублей/МВт·ч;
- плановый объем полезного отпуска электрической энергии потребителю (n) на уровне напряжения ВН1 в p-ом полугодии i-го периода регулирования, МВт·ч;
- объемы электроэнергии прочих потребителей, получающих электроэнергию на уровнях напряжения ВН,
СН1, СН2, НН, (за исключением потребителей, энергопринимающие устройства которых опосредованно присоединены к электрическим сетям сетевой организации через энергетические установки производителей электрической энергии) в p-ом полугодии i-го периода регулирования.
5. Средняя ставка перекрестного субсидирования, учитываемая в двухставочных ценах (тарифах) на услуги по передаче электрической энергии в p-ом полугодии i-го периода регулирования на уровнях напряжения ВН,
СН1, СН2, НН, рассчитывается органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования по следующей формуле:
ЭВН ,i,pПО+ЭСН1 ,i,pПО+ЭСН2 ,i,pПО+ЭНН ,i,pПО
, руб./МВт
в месяц (5),
где:
- заявленная мощность прочих потребителей субъекта Российской Федерации, присоединенных к сетям на уровнях напряжения ВН, СН1, СН2, НН, в том числе опосредованно, соответственно в p-ом полугодии i-го периода регулирования, выбравших в предшествующий период регулирования для расчетов за услуги по передаче электрической энергии духставочный тариф в порядке, определенном пунктом 15 (1) Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861.
- объемы электроэнергии прочих потребителей, получающих электроэнергию на уровнях напряжения ВН, СН-1, СН-2, НН, (за исключением потребителей, энергопринимающие устройства которых опосредованно присоединены к электрическим сетям сетевой организации через энергетические установки производителей электрической энергии) в p-ом полугодии i-го периода регулирования, и рассчитывающихся за услуги по передаче электрической энергии по одноставочным тарифам.
6. До 2025 года органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов может учитываться ставка перекрестного субсидирования в тарифах на услуги по передаче электрической энергии по уровням напряжения в виде, отличном от указанном в Методических указаниях по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, оказываемые потребителям, не относящимся к населению и приравненным к нему категориям потребителей, но при выполнении условий, указанных в пунктах 7 и 9 настоящих Методических указаний, с учетом особенностей, предусмотренных пунктом 10 настоящих Методических указаний, а также в соответствии с пунктом 81(5) Основ ценообразования при наличии утвержденного высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) графика доведения ставки перекрестного субсидирования, дифференцированной по уровням напряжения (ВН, СН1, СН2, НН), до размера ставки, рассчитанного в соответствии с настоящими Методическими указаниями.
7. Ставка перекрестного субсидирования, учитываемая в двухставочных ценах (тарифах) единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии в p-ом полугодии i-го периода регулирования на уровнях напряжения ВН, СН1, СН2, НН, рассчитывается органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов по следующей формуле:
;
;
;
;
(6),
где
0,1 при расчете тарифов на p-ое полугодие 2020 года,
0,2 при расчете тарифов на p-ое полугодие 2021 года,
0,4 при расчете тарифов на p-ое полугодие 2022 года,
0,6 при расчете тарифов на p-ое полугодие 2023 года,
0,8 при расчете тарифов на p-ое полугодие 2024 года,
1 при расчете тарифов на p-ое полугодие 2025 года:
.
8. Ставка перекрестного субсидирования, учитываемая в одноставочных ценах (тарифах) единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии в p-ом полугодии i-го периода регулирования на уровнях напряжения ВН, СН1, СН2, НН, рассчитывается органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов по следующей формуле:
;
;
;
;
(7),
где
0,1 при расчете тарифов на p-ое полугодие 2020 года,
0,2 при расчете тарифов на p-ое полугодие 2021 года,
0,4 при расчете тарифов на p-ое полугодие 2022 года,
0,6 при расчете тарифов на p-ое полугодие 2023 года,
0,8 при расчете тарифов на p-ое полугодие 2024 года,
1 при расчете тарифов на p-ое полугодие 2025 года:
.
9. Величина перекрестного субсидирования в тарифах на услуги по передаче электрической энергии снижается в соответствии с графиком снижения величины перекрестного субсидирования, в случае его утверждения Правительством Российской Федерации в соответствии с пунктом 81.5 Основ ценообразования.
10. С 2023 года не допускается установление органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов отрицательной величины ставок перекрестного субсидирования, учитываемых в ценах (тарифах) на услуги по передаче электрической энергии для потребителей, не относящихся к населению или приравненным к нему категориям потребителей, оказываемые территориальными сетевыми организациями, и учитываемых органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов при установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту приказа ФАС России "Об утверждении Методических указаний по расчету величины и ставки перекрестного субсидирования, учитываемых в ценах (тарифах) на услуги по передаче электрической энергии для потребителей, не относящихся к населению или приравненным к нему категориям потребителей"
Проект приказа ФАС России "Об утверждении Методических указаний по расчету величины и ставки перекрестного субсидирования, учитываемых в ценах (тарифах) на услуги по передаче электрической энергии для потребителей, не относящихся к населению или приравненным к нему категориям потребителей" (далее - проект приказа) принят в соответствии с Федеральным законом от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178 "О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике", на основании Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 331, в соответствии с пунктами 4, 5 протокола совещания у Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Д.Н. Козака от 19 сентября 2018 г. N ДК-П9-164пр, а также в рамках исполнения абз. 4 пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 14.11.2019 N 1450 "О внесении изменений в пункт 81-5 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике".
Федеральным законом "Об электроэнергетике" от 26.03.2003 N 35-ФЗ (далее - Закон об электроэнергетике) дано определение "величины перекрестного субсидирования" как размера финансовых средств, который учитывается при осуществлении государственного регулирования цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии и (или) сбытовых надбавок гарантирующих поставщиков для потребителей (покупателей) на розничных рынках, но не учитывается при установлении цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии и (или) сбытовых надбавок гарантирующих поставщиков для населения и приравненных к нему категорий потребителей.
Для каждого субъекта Российской Федерации Правительством Российской Федерации определена своя величина перекрестного субсидирования в соответствии с частью 1 статьи 21 Закона об электроэнергетики, а органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, в свою очередь, руководствуясь статьей 23.1 Закона об электроэнергетики ежегодно устанавливают цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям с учетом величины перекрестного субсидирования в своём регионе.
Цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям устанавливаются в субъекте Российской Федерации в соответствии с Основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178, и дифференцируются по уровням напряжения (как правило, четыре уровня напряжения: ВН, СН-1,СН-2, НН).
Базовым принципом распределения перекрестного субсидирования по уровням напряжения должна быть равномерность (установление единой ставки перекрестного субсидирования для всех уровней напряжения).
При установлении соответствующих цен (тарифов) органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов (далее - региональные органы регулирования) распределяют величину перекрёстного субсидирования между уровнями напряжения по собственному усмотрению, ввиду отсутствия в действующем законодательстве порядка распределения величины перекрестного субсидирования между уровнями напряжения
Анализ тарифных решений региональных органов регулирования позволяет сделать вывод о том, что варианты и алгоритмы распределения перекрестного субсидирования по уровням напряжения существенно различаются по субъектам Российской Федерации.
Проект приказа определяет порядок расчета величины и ставки перекрестного субсидирования, учитываемых в ценах (тарифах) на услуги по передаче электрической энергии для потребителей, не относящихся к населению или приравненным к нему категориям потребителей, оказываемые территориальными сетевыми организациями.
Проект приказа также определяет порядок учета перекрестного субсидирования органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов при установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, и распределения его по уровням напряжения.
Также проект приказа устанавливает ограничение на утверждение органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов с 2023 отрицательной величины и ставки перекрестного субсидирования, учитываемых в тарифах на услуги по передаче электрической энергии.
Принятие проекта постановления не потребует расходов средств бюджетной системы Российской Федерации.
Проект постановления соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
См. Сводный отчет, загруженный при публикации проекта
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.