Минэкономразвития России в соответствии с пунктом 26 Правил проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и проектов решений Евразийской экономической комиссии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. N 1318 (далее - Правила ОРВ), рассмотрело проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном оборонном заказе" в части увеличения срока давности рассмотрения дел о нарушении законодательства в сфере государственного оборонного заказа" (далее соответственно - проект акта, Федеральный закон о ГОЗ, ГОЗ), разработанный и направленный для подготовки настоящего заключения ФАС России (далее - разработчик), и сообщает следующее.
Проект акта направлен разработчиком для подготовки настоящего заключения впервые.
В соответствии с пунктом 1.5 сводного отчета о проведении оценки регулирующего воздействия проекта акта (далее - сводный отчет) проект акта разработан на основании пункта 197 плана законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации на 2020 г., утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2019 г. N 3205-р.
Согласно пунктам 1.6, 3.1 сводного отчета проект акта разработан в целях совершенствования законодательства в сфере ГОЗ, а также в целях установления возможности применения мер реагирования в отношении нарушителей в рамках долгосрочных государственных контрактов.
Информация об оценке регулирующего воздействия проекта акта размещена разработчиком на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: http://regulation.gov.ru (ID проекта: 02/04/05-20/00102155).
Разработчиком проведены публичные обсуждения проекта акта и сводного отчета в период с 21 мая по 10 июня 2020 года.
По результатам рассмотрения проекта акта и сводного отчета установлено, что при подготовке проекта акта процедуры, предусмотренные пунктами 9-23 Правил ОРВ, разработчиком соблюдены.
По результатам рассмотрения проекта акта, сводного отчета, дополнительно представленной разработчиком информации Минэкономразвития России обращает внимание на наличие следующих замечаний к проекту акта, а также рисков принятия предлагаемого им регулирования.
Положениями проекта акта продолжительность срока давности рассмотрения дела о нарушении законодательства в сфере ГОЗ увеличивается в два раза - с трех до шести лет со дня совершения правонарушения. В соответствии с пояснительной запиской к проекту акта необходимость увеличения срока давности связана с установленной частью 3 статьи 15.4 Федерального закона о ГОЗ периодичностью проведения плановых проверок (не чаще 1 раза в 3 года), осуществляемых в рамках государственного контроля (надзора) в сфере ГОЗ, в связи с чем применение мер реагирования в отношении нарушителей в рамках долгосрочных государственных контрактов невозможно.
Вместе с тем считаем необходимым обратить внимание на следующее.
1. В соответствии с частью 1 статьи 15.4 Федерального закона о ГОЗ контролирующий орган в целях осуществления государственного контроля (надзора) за соблюдением законодательства в сфере ГОЗ вправе проводить плановые и внеплановые проверки.
Периодичность проведения внеплановых проверок не установлена, согласно положениям части 4 статьи 15.4 Федерального закона о ГОЗ внеплановые проверки проводятся на основании:
- материалов, поступивших от правоохранительных органов, федеральных органов исполнительной власти, государственных заказчиков, головных исполнителей и исполнителей государственного оборонного заказа, указывающих на признаки нарушения законодательства в сфере ГОЗ;
- сообщений и заявлений юридических лиц, физических лиц, сообщений в средствах массовой информации, указывающих на признаки нарушения законодательства в сфере ГОЗ;
- истечения срока исполнения предписания, выданного по результатам проведения проверки или рассмотрения дела о нарушении законодательства в сфере ГОЗ;
- поручений (указаний) Президента Российской Федерации и поручений Правительства Российской Федерации;
- обнаружения контролирующим органом признаков нарушения законодательства в сфере ГОЗ.
Таким образом, признаки нарушений в сфере ГОЗ могут быть выявлены контролирующим органом не только в рамках проведения плановых проверок, но и при проведении внеплановых проверок. В этой связи установленный срок проведения плановых проверок не является единственной возможностью для реализации контролирующим органом полномочий по возбуждению и рассмотрению дела о нарушении законодательства в сфере ГОЗ, а также по обращению в суд с исками и заявлениями о нарушении законодательства в сфере ГОЗ. На основании изложенного увеличение срока давности до шести лет представляется необоснованным.
2. Частью 5 статьи 15.11 Федерального закона о ГОЗ установлено, что контролирующий орган возбуждает дело об административном правонарушении в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, в случае, если в ходе рассмотрения дела о нарушении законодательства в сфере государственного оборонного заказа или по результатам его рассмотрения выявлены обстоятельства, свидетельствующие о наличии административного правонарушения.
Статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) установлен срок давности привлечения к административной ответственности. Согласно части 1 статьи 4.5 КоАП РФ за нарушение законодательства в сфере ГОЗ (в части административных правонарушений, предусмотренных статьей 7.32.1, частями 1, 2 и 2.1 статьи 14.55, статьями 14.55.1, 14.55.2, 15.37, 15.40, 15.40.1, 19.4.2, частью 7.1 статьи 19.5, частью 2 статьи 19.7.2 КоАП РФ) постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения.
Кроме этого, в соответствии с положениями части 2 статьи 4.5 КоАП РФ при длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью 1 статьи 4,5 КоАП РФ, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения, а в соответствии с частью 6.1 статьи 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности за административные правонарушения, предусмотренные статьей 14.55.2 КоАП РФ, начинает исчисляться со дня вступления в силу решения комиссии федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по государственному контролю (надзору) в сфере ГОЗ, которым установлен факт нарушения законодательства Российской Федерации в сфере ГОЗ.
Таким образом, с учетом установленного КоАП РФ срока давности привлечения к административной ответственности представляется, что принятие проекта акта не установит возможности привлечения к административной ответственности за совершение отдельных нарушений законодательства в сфере ГОЗ по истечении одного года со дня совершения таких административных правонарушений, что не в полной мере соответствует заявленным целям предлагаемого регулирования, не решает заявленную разработчиком проблему.
3. Анализ сводки предложений по итогам общественного обсуждения проекта акта показал, что позиция разработчика при предоставлении комментариев в отношении предложений участников общественного обсуждения основана на необходимости разработки проекта акта на основании пункта 197 плана законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации на 2020 г., утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2019 г. N 3205-р.
Вместе с тем в соответствии с пунктом 3.4.2 Методики оценки регулирующего воздействия, утвержденной приказом Минэкономразвития России от 27 мая 2013 г. N 290, наличие поручений по разработке тех или иных нормативных правовых актов не может само по себе, без анализа возможных путей реализации указанных поручений, являться достаточным обоснованием целесообразности введения нового правового регулирования.
Проект акта не устанавливает новых полномочий органов власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления и не несет риска возложения дополнительных расходов на соответствующие бюджеты бюджетной системы Российской Федерации.
На основании проведенной оценки регулирующего воздействия проекта акта с учетом представленной разработчиком информации Минэкономразвития России сделаны следующие выводы.
Наличие проблемы и целесообразность ее решения с помощью регулирования, предусмотренного проектом акта, разработчиком не обоснованы. В проекте акта выявлены положения, вводящие избыточные обязанности, запреты и ограничения для физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности или способствующие их введению, а также положения, приводящие к возникновению необоснованных расходов физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.