Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном языке Российской Федерации"
в части совершенствования механизмов обеспечения статуса русского языка как государственного языка Российской Федерации"
(подготовлен Минтрудом России 13.07.2020 г.)
Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном языке Российской Федерации" в части совершенствования механизмов обеспечения статуса русского языка как государственного языка Российской Федерации (далее - проект федерального закона) подготовлен во исполнение перечня поручений Президента Российской Федерации по итогам заседания Совета при Президенте Российской Федерации по русскому языку 5 ноября 2019 г. от 1 марта 2020 г. N Пр-355.
С принятием Федерального закона от 1 июня 2005 г. N 53-ФЗ "О государственном языке Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 53-ФЗ) завершено правовое оформление статуса русского языка как государственного языка Российской Федерации, установленного Конституцией Российской Федерации.
Проект федерального закона предусматривает совершенствование механизмов обеспечения статуса русского языка как государственного языка Российской Федерации на всей территории страны, осуществление контроля за соблюдением должностными лицами органов и организаций, государственными и муниципальными служащими, гражданами Российской Федерации норм и правил современного русского литературного языка.
Проект федерального закона подчеркивает объединяющую роль русского языка как государственного языка Российской Федерации в едином многонациональном государстве, расширяет и конкретизирует сферы, в которых использование государственного языка Российской Федерации является обязательным.
В целях повышения качества грамматик, справочников, словарей, разъясняющих нормы современного русского литературного языка, а также правил русской орфографии и пунктуации проектом федерального закона предлагается создание соответствующей правительственной комиссии, положение о которой утверждается Правительством Российской Федерации.
Проектом федерального закона вводится новая статья 41 Федерального закона N 53-ФЗ, определяющая необходимость применения государственного языка Российской Федерации, а также создания надлежащих условий для соблюдения всеми должностными лицами норм и правил современного русского литературного языка в системе государственного управления.
При этом конкретная сфера профессиональной деятельности в системе государственного управления регламентируется законодательством о видах государственной службы и муниципальной службе.
Так, например, положениями статьи 12 Федерального закона от 27 мая 2003 г. N 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации" на государственную службу по контракту вправе поступать граждане Российской Федерации (далее - граждане), владеющие государственным языком Российской Федерации и достигшие возраста, установленного федеральным законом о виде государственной службы для прохождения государственной службы данного вида.
В соответствии с положениями статьи 21 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 79-ФЗ) на государственную гражданскую службу Российской Федерации (далее - гражданская служба) вправе поступать граждане, достигшие возраста 18 лет, владеющие государственным языком Российской Федерации и соответствующие квалификационным требованиям, установленным Федеральным законом N 79-ФЗ.
Аналогичные требования предусмотрены Федеральным законом от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" для замещения должностей муниципальной службы.
Сложившаяся практика формирования в федеральных государственных органах, государственных органах субъектов Российской Федерации, органах местного самоуправления системы квалификационных требований для замещения должностей гражданской и муниципальной службы показывает, что знание государственного языка Российской Федерации (русского языка) относится к обязательным требованиям, предъявляемым для замещения должности гражданской (муниципальной) службы.
В соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" гражданин (иностранный гражданин), поступающий на военную службу по контракту, должен владеть государственным языком Российской Федерации, а также соответствовать медицинским и профессионально-психологическим требованиям военной службы к конкретным военно-учетным специальностям. Для определения соответствия гражданина установленным требованиям проводятся медицинское освидетельствование и мероприятия по профессиональному психологическому отбору.
Положениями статьи 17 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" установлено, что на службу в органы внутренних дел вправе поступать граждане не моложе 18 лет независимо от пола, расы, национальности, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, владеющие государственным языком Российской Федерации, соответствующие квалификационным требованиям, установленным данным федеральным законом, способные по своим личным и деловым качествам, физической подготовке и состоянию здоровья выполнять служебные обязанности сотрудника органов внутренних дел.
В этой связи проектом федерального закона предусматривается, что требование к знанию государственного языка Российской Федерации государственными и муниципальными служащими определяется законодательством о видах государственной службы и муниципальной службе.
Принятие проекта федерального закона позволит повысить общий уровень грамотности граждан, корректность использования государственного языка Российской Федерации государственными и муниципальными служащими, обеспечить контроль за качеством подготовки "единого корпуса" грамматик, словарей, справочников, а также соблюдение всеми должностными лицами норм и правил современного русского литературного языка.
В проекте федерального закона отсутствуют обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при рассмотрении дел об административных правонарушениях, или обязательные требования, соответствие которым проверяется при выдаче разрешений, лицензий, аттестатов аккредитации, иных документов, имеющих разрешительный характер (далее - обязательные требования), о соответствующем виде государственного контроля (надзора), виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение обязательных требований или последствиях их несоблюдения.
Принятие проекта федерального закона соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации и не повлечет социально-экономических, финансовых и иных последствий при его реализации. Кроме того, принятие проекта федерального закона не повлияет на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.