Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в статью 123.22 Гражданского кодекса Российской Федерации в части субсидиарной ответственности собственника имущества бюджетного учреждения и автономного учреждения"
(подготовлен Минюстом России 13.07.2020 г.)
Проект федерального закона "О внесении изменений в статью 123.22 Гражданского кодекса Российской Федерации в части субсидиарной ответственности собственника имущества бюджетного учреждения и автономного учреждения" (далее - законопроект) подготовлен во исполнение Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 12 мая 2020 г. N 23-П "По делу о проверке конституционности пункта 5 статьи 123.22 Гражданского кодекса Российской Федерации в связи с жалобой общества с ограниченной ответственностью "Лысьва-теплоэнерго" (далее - Постановление КС РФ).
Постановлением КС РФ пункт 5 статьи 123.22 Гражданского кодекса Российской Федерации признан не соответствующим Конституции Российской Федерации в той мере, в какой он в системе действующего правового регулирования исключает возможность привлечь к субсидиарной ответственности собственника имущества (учредителя) ликвидированного муниципального бюджетного учреждения по его обязательствам, вытекающим из публичного договора (включая договор теплоснабжения).
В соответствии с пунктом 2 резолютивной части Постановления КС РФ федеральному законодателю надлежит внести в действующее правовое регулирование надлежащие изменения, вытекающие из Постановления КС РФ.
В связи с этим законопроектом в пункт 5 статьи 123.22 Гражданского кодекса Российской Федерации вносится уточняющее изменение, в соответствии с которым по обязательствам бюджетного учреждения, вытекающим из публичного договора, при недостаточности имущества учреждения, на которое в соответствии с абзацем первым настоящего пункта может быть обращено взыскание, субсидиарную ответственность несет собственник имущества бюджетного учреждения.
Изменения аналогичного характера в части субсидиарной ответственности собственника имущества автономного учреждения вносятся в пункт 6 статьи 123.22 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Учитывая положения части 12 статьи 33 Федерального закона от 8 мая 2010 г. N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений", согласно которым исключение субсидиарной ответственности собственника имущества бюджетного учреждения по обязательствам такого учреждения не применяется к правоотношениям, возникшим до 1 января 2011 г., действие вводимых законопроектом изменений в соответствии со статьей 2 законопроекта предлагается распространить на правоотношения, возникшие после 1 января 2011 г.
Аналогичные переходные положения в соответствии с частью 15 статьи 3 Федерального закона от 5 мая 2014 г. N 99-ФЗ "О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" установлены в настоящее время в отношении действующих редакций пунктов 5 и 6 статьи 123.22 Гражданского кодекса Российской Федерации в части установления субсидиарной ответственности собственника имущества бюджетного учреждения или автономного учреждения по обязательствам такого учреждения, связанным с причинением вреда гражданам.
Реализация положений, предусмотренных законопроектом, не повлияет на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Законопроект не повлечет негативных социально-экономических, финансовых и иных последствий реализации предлагаемых решений, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности.
В законопроекте отсутствуют обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при рассмотрении дел об административных правонарушениях, или обязательных требований, соответствие которым проверяется при выдаче разрешений, лицензий, аттестатов аккредитации, иных документов, имеющих разрешительный характер, о соответствующем виде государственного контроля (надзора), виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение обязательных требований или последствиях их несоблюдения.
Законопроект не противоречит положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.