Пояснительная записка к проекту Постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в Критерии отнесения муниципальных образований Российской Федерации к монопрофильным (моногородам)"
(подготовлен Минэкономразвития России 14.07.2020 г.)
Проект постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в Критерии отнесения муниципальных образований Российской Федерации к монопрофильным (моногородам)" (далее соответственно - проект постановления, Критерии) подготовлен Минэкономразвития России во исполнение пункта 33 Плана реализации Стратегии пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2019 г. N 3227-р, в связи с дополнением перечня видов муниципальных образований муниципальным округом, и изменением статуса некоторых моногородов.
С целью совершенствования принципов территориальной организации местного самоуправления с учетом особенностей территорий Федеральным законом от 1 мая 2019 г. N 87-ФЗ были внесены изменения в Федеральный закон от 6 октября 2013 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее соответственно - Федеральный закон N 87-ФЗ, Федеральный закон N 131-ФЗ), предусматривающие введение нового понятия - муниципальный округ, дополнительных требований по установлению и изменению границ, и преобразованию муниципальных образований.
Согласно определению, муниципальный округ представляет собой несколько объединенных общей территорией населенных пунктов, не являющихся муниципальными образованиями, в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления, которые могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, и является муниципальным образованием.
Создание муниципального округа предусматривает переход от двухуровневой системы местного самоуправления к одноуровневой, что предполагает более упрощенную схему управления территорией, консолидированный бюджет, оптимизацию расходов на содержание органов местного самоуправления, а также передачу ответственности за осуществление местного самоуправления на более высокий уровень.
Статья 13 Федерального закона N 131-ФЗ дополнена новыми частями, предусматривающими ряд дополнительных требований к процедуре преобразования муниципальных образований. Так, объединение всех поселений, входящих в состав муниципального района, осуществляется с согласия населения, выраженного представительными органами соответствующих поселений и муниципального района, и влечет наделение вновь образованного муниципального образования статусом муниципального округа. Таким образом, объединение не носит обязательного характера.
Кроме того, Федеральным законом N 87 установлен переходный период для проведения возможных преобразований и изменения границ муниципальных образований до 1 января 2025 года.
В частности, городские округа, которые не соответствуют требованиям к доле населения, проживающего в городах и (или) иных городских населенных пунктах, и площади территории городского округа либо к плотности населения на территории городского округа, которые предусмотрены статьей 11 Федерального закона N 131-ФЗ, наделяются законом субъекта Российской Федерации статусом муниципального округа.
Таким образом, основными претендентами на статус муниципального округа выступают муниципальные районы и городские округа, не соответствующие требованиям Федерального закона N 131-ФЗ.
Отмечаем, что при преобразовании монопрофильных муниципальных образований в муниципальные округа, изменениям также подлежат численный состав населения и границы муниципальных образований.
В связи с этим, в случае несоответствия вновь преобразованных монопрофильных муниципальных образований Критериям включение их в перечень моногородов, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 июля 2014 г. N 1398-р (далее - Перечень), не будет представляться возможным.
При этом ранее принятые некоммерческой организацией "Фонд развития моногородов" (далее - Фонд) обязательства в тех моногородах, которые будут исключены из Перечня, будут исполнены Фондом в полном объеме, в соответствии с нормами гражданского законодательства Российской Федерации.
Также проектом постановления в целях избежание двойного трактования уточняется формулировка абзаца четвертого подпункта "а" пункта 2 Критериев.
Внесение изменений в Критерии, предусмотренных проектом постановления, позволит муниципальным образованиям рассчитывать на получение федеральной поддержки.
В проекте постановления отсутствуют обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при рассмотрении дел об административных правонарушениях, и обязательные требования, соответствие которым проверяется при выдаче разрешений, лицензий, аттестатов аккредитации, иных документов, имеющих разрешительный характер, о соответствующем виде государственного контроля (надзора), виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение обязательных требований или последствиях их несоблюдения.
Проект постановления окажет влияние на реализацию основного мероприятия 1.11 "Развитие моногородов" подпрограммы "Инвестиционный климат" государственной программы Российской Федерации "Экономическое развитие и инновационная экономика".
Принятие и реализация соответствующего постановления Правительства Российской Федерации не окажут влияния на доходы или расходы, не повлекут дополнительных расходов федерального бюджета и иных бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и не вызовут негативных социально-экономических, политических и иных последствий.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.