Пояснительная записка к проекту Постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 30.03.2018 N 355 "Об осуществлении бюджетных инвестиций в проектирование и строительство ледостойкой самодвижущейся платформы "Северный полюс"
(подготовлен Минприроды России 14.07.2020 г.)
Проект постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 30.03.2018 N 355 "Об осуществлении бюджетных инвестиций в проектирование и строительство ледостойкой самодвижущейся платформы "Северный полюс"" (далее - проект постановления) подготовлен в соответствии с пунктами 4 - 6 Положения о мерах по обеспечению исполнения федерального бюджета, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 09.12.2017 N 1496, исходя из требований подпункта "б" пункта 5 Правил формирования и реализации федеральной адресной инвестиционной программы, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.09.2010 N 716.
В рамках государственной программы Российской Федерации "Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 21.04.2014 N 366 (далее - ГП Арктика), Росгидрометом в 2018 году завершено проектирование и в 2019 году начато строительство ледостойкой самодвижущейся платформы "Северный полюс" (далее - ЛСП).
В целях реализации указанного мероприятия, во исполнение распоряжения Правительства Российской Федерации от 30.03.2018 N 545-р Росгидрометом заключен государственный контракт от 04.05.2018 N 17703092752180000180/АВ/169-ЛСП/2018 на проектирование и строительство ЛСП (далее - контракт) с единственным исполнителем - АО "Адмиралтейские верфи" (далее - Верфь).
В соответствии с контрактом Верфь разработан и согласован с Российским морским регистром судоходства (далее - РМРС) технический проект ЛСП, который утвержден распоряжением Росгидромета от 18.12.2018 N 246-р.
Проект постановления подготовлен в связи с возникшей в ходе строительства ЛСП необходимостью изменения срока и стоимости выполняемых работ, предусмотренные постановлением Правительства Российской Федерации от 30.03.2018 N 355 "Об осуществлении бюджетных инвестиций в проектирование и строительство ледостойкой самодвижущейся платформы "Северный полюс".
Большая часть оборудования длительного цикла производства (далее - ОДЦИ), такого как винто-рулевая полноповоротная колонка, подруливающее устройство водометного типа, оборудование котельной установки, гидро-акустический комплекс и пр., производится за пределами Российской Федерации. В период проведения работ по заключению договоров на приобретение судового оборудования в условиях, действующих в отношении России и, в том числе, Верфи, санкций, Верфь столкнулась с отказами потенциальных поставщиков, изменениями сроков монтажа судового оборудования, предусмотренных контрактом.
Отказы поставщиков и длительность изготовления оборудования (от 6 до 18 месяцев), определили сроки поставки оборудования длительного срока изготовления, которые вышли за пределы 2019 года,
Согласно обоснованию Верфи отмеченное вызывает необходимость переноса основных строительных работ ЛСП на 2021 год, их завершение с проведением ходовых испытаний и вводом в эксплуатацию на 2022 год. Отмеченный срок осуществления и завершения строительства ЛСП учитывает период приостановки работ Верфи во исполнение Указов Президента Российской Федерации от 25.03.2020 N 206 "Об объявлении в Российской Федерации нерабочих дней" и от 02.04.2020 N 239 "О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)".
На этапах разработки аванпроекта и технического проекта по результатам проведения модельных испытаний возникла необходимость внесения ряда изменений, требующих обеспечения автономности дрейфа сроком 24 месяца при ограниченной осадке. Принятые решения об увеличении основных размерений ЛСП (в том числе наибольшей длины ЛСП на 15,3 м, водоизмещения - на 2890 т и дедвейта - на 1130 т), позволили увеличить полезное пространство для размещения персонала и дополнительных уникальных лабораторий, дало прибавку по запасам топлива в размере 300 тонн, более рационально разместить вертолётную площадку в корме судна и т.д. Вместе с тем увеличение основных размерений ЛСП повысило ее материалоемкость и трудоемкость строительства и вызвало также изменения стоимости продолжения строительства.
Для определения цены строительства с учетом проведённых корректировок Верфью был привлечен отраслевой институт АО "Центр технологии судостроения и судоремонта" (далее - АО "ЦТСС"). АО "ЦТСС" проведен анализ затрат по строительству ЛСП, исходя из параметров утверждённого технического проекта, и подготовлено заключение по результатам технико-экономической экспертизы расчетов трудоёмкости и цены строительства Верфью,на основании которого цена строительства ЛСП увеличилась на 2 134 200,0 тыс. рублей - с 6 966 600,0 тыс. рублей до 9 100 800,0 тыс. рублей.
АО "Объединенная судостроительная корпорация" (письмо от 24.03.2020 N 21-01-4160) считает приведенные в заключении АО "ЦТСС" расчеты актуализированной стоимости строительства ЛСП в размере 9 100 800, 0 тыс. рублей и перенос срока завершения строительства ЛСП на 2022 год обоснованными .
Выполненные АО "Адмиралтейские верфи", согласно данному Заключению, расчеты определили стоимость необходимых объемов работ в 2020 - 2022 годах в объеме 5 195 128,1 тыс. рублей.
Таким образом, требуемый объем дополнительных бюджетных ассигнований из федерального бюджета составляет - 2 134 200,0 тыс. рублей. Исходя их выполненных и оплаченных в 2018-2019 годах работ, объема финансирования 2020 года, технологического строительного цикла, планируемых сроках поставки оборудования, длительности регламентных испытаний (швартовные, ходовые), бюджетные ассигнования предлагается распределить следующим образом:
2020 год - 3 060 928,1 тыс. рублей;
2021 год - 1 803 623,7 тыс. рублей (дополнительные бюджетные ассигнования из федерального бюджета);
2022 год - 330 576,3 тыс. рублей (дополнительные бюджетные ассигнования из федерального бюджета).
Планируемые в 2020 году контрольные события следующие:
- поставка оборудования длительного цикла изготовления;
- завершение изготовления и окраска секций 2 очереди;
- завершение формирования на стапеле 2 очереди корпуса судна;
- спуск ЛСП на воду.
Планируемые в 2021 году контрольные события следующие:
-завершение сдачи корпуса под электромонтаж;
- окончание трубомонтажных работ;
- окончание электромонтажных работ;
- окончание швартовных испытаний и достроечных работ.
Планируемые в 2022 году контрольные события следующие:
- окончание заводских ходовых испытаний;
- подписание протокола поставки и приемки ЛСП.
Основной характеристикой ЛСП для выполнения круглогодичных исследований и обеспечения безопасности при дрейфе в тяжелых арктических льдах является необходимая прочность корпуса. По проведенным расчетам она должна соответствовать прочности корпусов судов ледового класса Arc8.
Основной характеристикой для определения ледового класса согласно требованиям, установленным правилами Российского морского регистра судоходства (далее - РМРС), является мощность энергетической установки судна. Согласно правилам РМРС ледовый класс ЛСП (в данном случае Arc5) для выполнения самостоятельного прохода к пункту вмерзания в лед и возвращения должен соответствовать ледовому классу для судов, преодолевающих или разрушающих ледяной покров, что не соответствует назначению ЛСП.
Принимая во внимание уникальность ЛСП - инженерного сооружения, не имеющего аналогов ни в отечественном, ни в зарубежном судостроении, отсутствие порядка присвоения такому инженерному сооружению ледового класса предложено для устранения несоответствия и обеспечения дальнейших работ по строительству ЛСП согласно заложенным для реализации проектным решениям, исключить из текста предлагаемого проекта постановления Правительства Российской Федерации обозначение мощности ЛСП.
Проект постановления соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Принятие предлагаемого проекта постановления обеспечит достижение целей государственной программы Российской Федерации "Охрана окружающей среды".
В проекте постановления отсутствуют обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при рассмотрении дел об административных правонарушениях, или обязательных требований, соответствие которым проверяется при выдаче разрешений, лицензий, аттестатов аккредитации, иных документов, имеющих разрешительный характер (далее - обязательные требования), о соответствующем виде государственного контроля (надзора), виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение обязательных требований или последствиях их несоблюдения.
Строительство ЛСП и ее последующая эксплуатация позволит российским полярникам возобновить в интересах обеспечения интересов России в Арктике практику дрейфующих экспедиций (с автономностью дрейфа до 24 месяцев), прерванную под влиянием изменения климата в начале 2000-х годов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.