Пояснительная записка к проекту Приказа Министерства природных ресурсов и экологии РФ "О внесении изменений в Нормативы допустимого изъятия охотничьих ресурсов и Нормативы численности охотничьих ресурсов в охотничьих угодьях, утвержденные приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 30 апреля 2010 г. N 138"
(подготовлен Минприроды России 17.07.2020 г.)
В процессе правоприменительной практики действующих нормативов допустимого изъятия установлено, что в структуре добычи диких копытных животных присутствуют в основном взрослые животные. Данное положение возникло в связи с отсутствием в действующих нормативах нижней границы добычи сеголетков, что негативно влияет на интенсивное воспроизводство охотничьих ресурсов.
С целью оптимизации структуры популяций диких копытных животных и повышения уровня их воспроизводства, проектом приказа предлагается установить уровень изъятия лося, благородного и пятнистого оленей, дикого северного оленя в возрасте до 1 года не менее 20%, сибирской и европейской косуль - не менее 30% от квоты добычи, тем самым устанавливается обязательная нижняя граница добычи сеголетков, не ограничивая при этом возможность добычи сеголетков выше указанного норматива. Действующие нормативы добычи сеголетков, соответственно, до 20% и до 50% от квоты добычи. Таким образом, повышенное изъятие переносится на наименее производительную часть популяций, состоящих из молодых особей, в то же время уменьшив изъятие ценных в репродуктивном отношении особей.
С целью сохранения воспроизводственного потенциала популяций в проекте приказа предусмотрено ограничение норматива допустимого изъятия взрослых самцов для видов охотничьих ресурсов: лось, благородный олень (европейский, кавказский, марал, изюбрь), лань, пятнистый олень, косули (европейская и сибирская) во время гона, с неокостеневшими рогами (самцов марала, изюбря, пятнистого оленя, дикого северного оленя) в размере не более 15 % от квоты, в то время как в действующих нормативах допустимое изъятие составляет 25% от квоты.
Практически во всех регионах России наблюдается рост численности основных видов диких копытных животных и отдельные высокоорганизованные охотничьи хозяйства достигли высоких показателей плотности их населения. Например в Тверской области плотность населения лося в "ООО "Руссо-Диз 2" - 13,9 особей/1000 га, в о/х "Тороповское" - 17,7 особей/1000 га, в Смоленской области в ООО "Кречет" - 13,2 особей/1000 га, в ООО о/х "Заказ" - 12,5 особей/1000 га, в Ярославской области в Сотинском о/х -18,1 особей/1000 га, Никольском о/х - 20,0 особей/1000 га, в Удмуртской Республике в Игринском охотугодье - 16,1 особей/1000 га, в о/х "Ново-Зятцинское" - 14,8 особей/1000 га. В Курганской области в 129 охотничьих хозяйствах плотность населения сибирской косули составляет 15 и более особей/1000 га, из них 103 охотничьих угодья имеют плотность населения косули более 20 особей/1000 га и 26 охотничьих угодья - от 15 до 20 особей/1000 га. В Белгородской области в охотничьем комплексе "Белоречье" плотность населения косули составляет 102,9 особей/1000 га, в БР ОО "Общество охотников и рыболовов" - 98,4 особей/1000 га.
Для оптимизации и интенсификации использования ресурсов диких копытных животных в охотничьих угодьях, имеющих положительную динамику численности, проектом предусмотрена возможность установления квоты добычи лося до 20% от численности в отдельном охотничьем угодье при плотности населения более 12 особей/1000 га, благородного оленя, пятнистого оленя, косуль (европейская и сибирская) и лани до 30% при плотности населения более 20 особей/1000 га.
Поскольку наиболее высокие показатели плотности населения диких копытных могут быть достигнуты только в охотничьих угодьях, где проводятся необходимые биотехнические мероприятия, налажена охрана угодий, отутствует негативный эффект от жизнедеятельности крупных хищников, то повышенный норматив добычи будет стимулировать охотпользователей к дальнейшему развитию и позволит более эффективно и рационально использовать плоды их долгосрочного труда.
Для усиления заинтересованности охотпользователей в интенсификации ведения охотничьего хозяйства предложены повышенные нормативы добычи охотничьих ресурсов в хозяйствах с высокой плотностью населения видов охотничьих ресурсов, вводятся показатели хозяйственно-целесообразной численности для ряда видов охотничьих ресурсов.
Показатели хозяйственно-целесообразной численности лося, благородного оленя, косуль и кабана учитываются при определении необходимых объемов их изъятия. Так, например оленьи при высокой плотности населения могут наносить существенный ущерб лесному хозяйству, повреждая или полностью уничтожая молодняки и посадки ценных пород деревьев. При высокой плотности населения кабана наносится ущерб сельскохозяйственным посевам, а также сокращается численность отдельных видов птиц.
В зависимости от класса бонитета охотничьих угодий определяется хозяйственно-целесообразная плотность населения охотничьих ресурсов, при которой животные не нанесут вреда лесному и сельскому хозяйству и будут обеспечивать максимальный выход продукции охотничьего хозяйства с единицы площади на протяжении длительного времени. Так в угодьях II класса бонитета хозяйственно-целесообразная плотность населения лося составляет от 6 до 10 особей на 1000 га свойственных угодий, а для угодий III класса бонитета такая плотность населения приведет к истощению кормовых ресурсов и нанесет ущерб растительным сообществам и в дальнейшем приведет к общему сокращению численности диких копытных животных. Таким образом, для угодий III класса бонитета плотность населения лося в 6-10 особей на 1000 га требует снижения, для чего необходимо использовать максимальный процент изъятия. Но для угодий II класса бонитета плотность населения 4 особи лося на 1000 га свойственных угодий недостаточна, исходя из экологической емкости, позволяющей обеспечить кормом большее количество лосей. В результате потенциальная продуктивность угодий будет использоваться не в полном объеме. В этом случае необходимо использовать меньший процент изъятия для достижения хозяйственно-целесообразной численности с целью обеспечения максимальной продуктивности охотничьих угодий. Данный показатель так же позволяет определить добросовестных охотпользователей.
Таким образом, достижение показателей хозяйственно-целесообразной численности способствует организации рационального использования охотничьих ресурсов, не нанося вреда лесному и сельскому хозяйству, и обеспечивает получение максимального выхода продукции с единицы площади на протяжении длительного периода времени.
Дикие копытные животные семейства оленьих совершают значительные сезонные миграции и рациональное использование их ресурсов в малых по площади охотничьих угодьях и иных территориях возможно только при установлении там значительной плотности населения особей этих видов на 1000 га площади категорий среды обитания, на которую определялась численность. В связи с этим, проектом приказа предусмотрено ограничение на установление квоты добычи вида копытных животных семейства оленьих в охотничьем угодье и иной территории площадью до 7 тыс. га с плотностью населения вида копытных животных в них 5 и менее особей/1000 га площади категорий среды обитания, на которую определялась численность.
Учитывая продолжающуюся депрессию численности дикого северного оленя с целью уменьшения промысловой нагрузки на популяции вида норматив допустимого изъятия снижен с 18% до 15% от численности.
Проектом приказа исключен расчет минимальной численности кабана, поскольку с ранее внесенными изменениями в Приказ N 138 кабан был выведен из списка видов охотничьих ресурсов, в отношении которых утверждается лимит добычи, и из списка видов охотничьих ресурсов, добыча которых осуществляется без утверждения лимита их добычи, но для которых устанавливается норматив допустимого изъятия.
В связи с занесением сайгака и хрустана в Перечень объектов животного мира, занесенных в Красную книгу Российской Федерации, утвержденный приказом Минприроды России от 24.03.2020 N 162, сайгак и хрустан исключены из перечня видов охотничьих ресурсов, для которых устанавливаются норматив допустимого изъятия и норматив численности в охотничьих угодьях.
В настоящее время в Российской Федерации освоение лимита добычи бурого медведя не превышает 38% и составляет около 8 тыс. особей (порядка 3 % от численности 263,8 тыс. особей).
Следует отметить, что ранее существовала практика выдачи большего количества лицензий на добычу видов охотничьих животных, с учетом коэффициента успешности охоты. По бурому медведю коэффициент успешности охоты достигал значения 2, тем самым обеспечивался необходимый объем его изъятия.
С отменой коэффициента успешности охоты добыча бурого медведя начала сокращаться, что в свою очередь повлекло рост его численности и участились случаи конфликтных ситуаций с человеком и нападением на сельскохозяйственных и домашних животных, в связи с чем предусмотрено снижение показателя максимальной численности медведя в охотничьих угодьях с 2 ос./1000 га до 1,5 ос./1000 га, что позволит своевременно принимать решения о проведении мероприятий по регулированию его численности. Кроме того, в 2 раза увеличен норматив допустимого изъятия медведя (с 15% до 30% от квоты добычи).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.