Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в статью 20 Федерального закона "О статусе военнослужащих"
(подготовлен Минобороны России 21.07.2020 г.)
Проект федерального закона "О внесении изменений в статью 20 Федерального закона "О статусе военнослужащих" (далее - законопроект) подготовлен в соответствии с пунктом 130 Плана законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации на 2020 год, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2019 г. N 3205-р.
Законопроект направлен на предоставление равных прав на проезд на безвозмездной основе один раз в год к месту использования основного (летнего каникулярного) отпуска и обратно всем военнослужащим, проходящим военную службу по контракту (далее - военнослужащие), независимо от места прохождения ими военной службы на территории Российской Федерации, а также предоставление равных прав на проезд на безвозмездной основе один раз в год к месту использования отпуска (отдыха) и обратно всем членам семей военнослужащих - граждан Российской Федерации, проходящих военную службу по контракту (далее - члены семей военнослужащих), на условиях, установленных для военнослужащих.
До 2012 года все военнослужащие имели право на проезд на безвозмездной основе один раз в год к месту использования основного отпуска и обратно, а все члены их семей на основаниях, установленных для военнослужащих, имели право на проезд на безвозмездной основе один раз в год к месту использования отпуска и обратно.
Предоставление права на проезд на безвозмездной основе один раз в год к месту использования основного отпуска и обратно является одной из наиболее востребованных мер социальной защиты военнослужащих и членов семей.
Необходимость предоставления военнослужащим и членам их семей указанной социальной гарантии обусловлена экстерриториальным комплектованием Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, крайне ограниченной возможностью, а во многих случаях невозможностью выбора военнослужащими места прохождения военной службы. Военнослужащий может быть переведен на новое место военной службы без его согласия и такие переводы осуществляются неоднократно в течение всего времени прохождения им военной службы.
С 1 января 2012 г. социальные гарантии и компенсации, включая социальную гарантию по проезду на безвозмездной основе к местам использования основного и дополнительных отпусков и обратно, были оптимизированы. Отмена ряда социальных гарантий и компенсаций стала одним из источников покрытия расходов на повышение денежного довольствия военнослужащих. При этом право на проезд на безвозмездной основе один раз в год к месту использования основного отпуска и обратно было сохранено только для военнослужащих, проходящих военную службу по контракту в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, других местностях с неблагоприятными климатическими и (или) экологическими условиями, в том числе отдаленных, а также на территории субъектов Российской Федерации, входящих в Уральский, Сибирский и Дальневосточный федеральные округа, и за пределами территории Российской Федерации, а также для одного члена семей указанных военнослужащих.
На имя Президента Российской Федерации, а также в федеральные органы исполнительной власти и федеральные государственные органы, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, ежегодно поступает множество обращений военнослужащих и членов их семей с просьбой вернуть право на проезд на безвозмездной основе один раз в год к месту использования основного (летнего каникулярного) отпуска и обратно.
По мнению военнослужащих, проходящих военную службу на территории 55% субъектов Российской Федерации, где денежное довольствие начисляется без применения коэффициентов (районных, за военную службу в высокогорных районах, пустынных и безводных местностях) и процентных надбавок за военную службу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, и членов их семей, предоставление права на проезд на безвозмездной основе один раз в год к месту использования основного (летнего каникулярного) отпуска и обратно по территориальному принципу является социально несправедливым.
Заслуживают особого внимания обращения многодетных семей военнослужащих, содержащие аргументированную просьбу о возврате права на проезд на безвозмездной основе один раз в год к месту использования отпуска и обратно всем членам семей военнослужащих.
В целях обеспечения равных прав военнослужащих на проезд на безвозмездной основе один раз в год к месту использования основного (летнего каникулярного) отпуска и обратно, а также равных прав на проезд на безвозмездной основе один раз в год к месту использования отпуска (отдыха) и обратно членов их семей законопроектом предусмотрено предоставление с 1 января 2022 г. всем военнослужащим, независимо от места прохождения ими военной службы по контракту на территории Российской Федерации, права на проезд на безвозмездной основе железнодорожным, воздушным, водным и автомобильным (за исключением такси) транспортом один раз в год по территории Российской Федерации к месту использования основного (летнего каникулярного) отпуска и обратно, а также предоставление всем членам семей военнослужащих на основаниях, установленных для военнослужащих, права на проезд на безвозмездной основе один раз в год к месту использования отпуска (отдыха) и обратно.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации и направлен на достижение целей государственных программ Российской Федерации "Обеспечение обороноспособности страны", "Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах", "Обеспечение государственной безопасности".
Источником финансового обеспечения решений, предлагаемых к принятию законопроектом, являются дополнительные бюджетные ассигнования федерального бюджета. Законопроектом предусматривается увеличение расходных обязательств по существующим видам расходных обязательств, финансируемым из федерального бюджета.
В законопроекте отсутствуют обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при рассмотрении дел об административных правонарушениях, или обязательные требования, соответствие которым проверяется при выдаче разрешений, лицензий, аттестатов аккредитации, иных документов, имеющих разрешительный характер.
__________
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.