Минэкономразвития России в соответствии с пунктом 26 Правил проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и проектов решений Евразийской экономической комиссии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. N 1318 (далее - Правила), рассмотрело проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - законопроект), разработанный и направленный для подготовки настоящего заключения Минстроем России (далее - разработчик), и сообщает следующее.
В соответствии с пунктом 1.5 сводного отчета о проведении оценки регулирующего воздействия законопроекта (далее - сводный отчет) законопроект разработан в соответствии с частью 3 подпункта "а" пункта 1 перечня поручений Президента Российской Федерации от 22 февраля 2018 г. N Пр-321ГС.
В соответствии с пунктом 1.6 сводного отчета целью законопроекта является исключение проведения индивидуальных расчетов формирования платы за подключение (технологическое присоединение) в отношении каждого подключения (технологического присоединения) по однотипным проектам, что, по мнению разработчика, позволит сформировать прозрачный механизм расчета платы за технологическое присоединение для заявителей (юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, физических лиц), эффективно реализовывать функции отраслевого регулирования в части установления платы за подключение (технологическое присоединение) в сферах тепло-, водоснабжения и водоотведения.
Законопроектом предусматривается внесение изменений в Федеральный закон от 7 декабря 2011 г. N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон N 416-ФЗ) и Федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон N 190-ФЗ) в части установления возможности высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации применять метод определения платы за подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения, к системе теплоснабжения посредством применения стандартизированных тарифных ставок, подлежащих регулированию.
Разработчиком проведены публичные обсуждения законопроекта и сводного отчета в период с 20 марта по 16 апреля 2020 года.
Информация об оценке регулирующего воздействия законопроекта размещена разработчиком на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: http://regulation.gov.ru (ID проекта: 02/04/03-20/00100499).
Законопроект направлен разработчиком для подготовки настоящего заключения впервые.
Минэкономразвития России в соответствии с пунктом 28 Правил были проведены публичные консультации с субъектами предпринимательской и иной экономической деятельности в период с 2 по 10 июля 2020 года.
По итогам проведения публичных консультаций по законопроекту в Минэкономразвития России поступили позиции Администрации Тамбовской области, Министерства экономики Республики Татарстан, Министерства экономического развития Приморского края, Министерства инвестиций и предпринимательства Камчатского края, Министерства экономического развития и поддержки предпринимательства Кировской области, Министерства экономического развития Ставропольского края, Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Чеченской Республики, Департамента экономического развития Белгородской области, Департамента инвестиций и развития малого и среднего предпринимательства Краснодарского края, Департамента тарифной политики, энергетики и жилищно-коммунального комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа, Управления энергетики и тарифов Липецкой области, Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам, Региональной службы по тарифам Кировской области, АО "Люберецкая теплосеть", МУП "Тепло Коломны", Союза "Саморегулируемая организация строителей Камчатки", не содержащие замечаний к предлагаемому регулированию, а также позиции Министерства экономического развития Хабаровского края, Департамента по государственно-правовым вопросам и законопроектной деятельности Томской области, Российской ассоциации водоснабжения и водоотведения, Ассоциации "Совет производителей энергии", ПАО "Т Плюс", ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга", ООО УК "РОСВОДОКАНАЛ", ПАО "Фортум", АО "РКС-Менеджмент", ГК "Российские коммунальные системы", ПАО "РусГидро", ПАО "Интер РАО", АО "Ростовводоканал", АО "Теплокоммунэнерго", АО "Теплосеть Санкт-Петербурга", АО "Теплоэнерго Нижний Новгород", содержащие замечания и предложения в отношении проектируемого регулирования, учтенные в настоящем заключении, а также предложения, рекомендуемые к рассмотрению разработчиком в целях их возможного учета (прилагаются).
По результатам рассмотрения законопроекта, сводного отчета, с учетом представленной участниками публичных консультаций информации Минэкономразвития России обращает внимание на наличие следующих замечаний к законопроекту, а также рисков принятия предлагаемого им регулирования.
1. В соответствии с пунктом 1.6 сводного отчета проектируемое регулирование позволит сформировать прозрачный механизм расчета платы за технологическое присоединение для заявителей (в том числе застройщиков).
Вместе с тем законопроектом непосредственно не предусматривается установление принципов определения стандартизированных тарифных ставок, которые позволяли бы сформировать подход, обеспечивающий их экономическую обоснованность, дифференциацию, а также оценить эффективность отраслевого регулирования.
Законопроект также не содержит порядка принятия высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации решения о применении стандартизированных тарифных ставок, не предусмотрены положения об отмене такого решения, не определен орган (организация), который должен рассчитывать размер тарифных ставок, не содержит указание на методику такого расчета.
Таким образом, в условиях отсутствия указанных сведений не представляется возможным должным образом определить, что представляют собой единые по субъекту Российской Федерации стандартизированные тарифные ставки, а также оценить достижение заявленных целей регулирования и экономические последствия утверждения законопроекта.
Кроме того, законопроектом исключается право организаций водопроводно-канализационного хозяйства, теплосетевых и теплоснабжающих организаций (далее совместно - РСО), осуществляющих деятельность в субъектах Российской Федерации, принявших решение о применении стандартизированных ставок на подключение, представлять предложения (заявления) на установление тарифов на такое подключение с учетом экономически обоснованных расходов на подключение.
Учитывая изложенное, можно сделать вывод о том, что законопроект в представленной редакции не приведет к прозрачности ценообразования в части осуществления подключения (технологического присоединения) к системам тепло- и водоснабжения, водоотведения и не послужит достижению заявленных целей регулирования.
2. Законопроектом устанавливается возможность принятия высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации решения о применении стандартизированных тарифных ставок на подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства к системам водоснабжения и водоотведения, теплоснабжения, единых для применения на всей территории субъекта Российской Федерации.
В соответствии с разделом 3 сводного отчета проектируемое регулирование направлено на решение проблемы установления различной величины платы за подключение (технологическое присоединение) по однотипным проектам на территории одного субъекта Российской Федерации.
Вместе с тем законопроект не содержит критериев однотипности проектов подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к системам водоснабжения и (или) водоотведения, теплоснабжения, что может не только привести к недостижению цели регулирования, обозначенной разработчиком в пунктах 1.6 и 5.1 сводного отчета, но и привести к рискам возникновения выпадающих расходов у одних РСО, связанных с возникновением разницы между размером платы за подключение (технологическое присоединение), рассчитанной путем применения стандартизированных тарифных ставок на подключение, и фактическими расходами указанных организаций, и экономии для других РСО.
Механизм определения платы за подключение с применением стандартизированных ставок, единых для субъекта Российской Федерации, не позволит учесть все возможные особенности работ по подключению, зависящие от объективных условий подключения: состав грунта (природный, насыпной, уводненный и т.п.), плотность застройки, благоустройство, асфальтирование, озеленение, правовой статус земельных участков, по которым прокладываются сети, расстояние от точки подключения объекта капитального строительства до существующих сетей централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения (объектов таких систем) и тепловых сетей или источников тепловой энергии, и другие факторы.
Так, например, при насыпном грунте объем земляных работ возрастает в 2 раза по сравнению с природным грунтом, стоимость асфальтирования просто дорожного покрытия и пешеходных дорожек различается до 3 раз.
Также многие регионы Дальнего Востока имеют значительную (обширную) территорию, которая сильно отличается по своим климатическим и экономическим характеристикам. В одном регионе Дальнего Востока могут быть объединены как обычные районы, так и территории Крайнего Севера, или приравненные к таковым (Приморский край, Амурская область, Сахалинская область и др.). В таких регионах значительно различаются издержки (как заработная плата, так и материальные затраты) РСО в различных муниципальных образованиях и усреднение ставок по региону крайне негативно повлияет на организации, расположенные в более суровых и удаленных населенных пунктах.
Указанные и иные объективные факторы (природные, климатические, сезонные, правовые), находящиеся вне контроля со стороны РСО, невозможно будет учесть при установлении единых для субъекта Российской Федерации стандартизированных тарифных ставок. Как результат, стандартизированные тарифные ставки могут быть значительно ниже реальных расходов указанных организаций по подключению, что может привести к некомпенсируемым выпадающим расходам (убыткам).
При этом согласно положениям законопроекта разница между размером платы за подключение (технологическое присоединение), рассчитанной путем применения стандартизированных тарифных ставок на подключение, и фактическими расходами РСО на выполнение мероприятий по подключению (технологическому присоединению) не подлежит учету при государственном регулировании тарифов в соответствующих сферах.
В случае, если источники возмещения расходов не будут определены, РСО будут вынуждены нести фактические расходы больше, чем расходы, учтенные при установлении стандартизированных ставок. При этом, в случае, если РСО не будет обеспечена компенсация понесенных затрат, появляются риски возникновения убытков таких РСО, следствием чего станет невозможность РСО в полной мере выполнять свои инвестиционные и ремонтные обязательства, что приведет к рискам снижения качества и надежности ресурсоснабжения, для поддержания которого субъекты Российской Федерации будут вынуждены субсидировать РСО средствами из соответствующих бюджетов.
3. Пунктом "а" части 2 статьи 2 законопроекта устанавливается положение, согласно которому в случае принятия высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации решения о применении стандартизированных тарифных ставок на подключение, единых для применения на территории субъекта Российской Федерации теплоснабжающими организациями, теплосетевыми организациями, плата за подключение (технологическое присоединение) к системе теплоснабжения рассчитывается исходя из установленных стандартизированных тарифных ставок на подключение с учетом особенностей, установленных частью 9 статьи 23.4 Закона N 190-ФЗ для ценовых зон теплоснабжения.
Вместе с тем согласно части 9 статьи 23.4 Закона N 190-ФЗ плата за подключение (технологическое присоединение) к системе теплоснабжения устанавливается соглашением сторон договора на подключение (технологическое присоединение). В случае, если стороны договора не достигли соглашения о размере платы за подключение (технологическое присоединение) к системе теплоснабжения, размер платы за подключение (технологическое присоединение) к системе теплоснабжения определяется в порядке, установленном частями 8-12 статьи 14 Закона N 190-ФЗ, основами ценообразования в сфере теплоснабжения и правилами регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, с учетом особенностей определения технической возможности подключения (технологического присоединения) к системе теплоснабжения в ценовых зонах теплоснабжения, установленных в правилах подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения, утвержденных Правительством Российской Федерации.
Учитывая предлагаемую законопроектом конструкцию, в соответствии с которой если на территории субъекта Российской Федерации утверждены стандартизированные ставки, то в ценовых зонах подлежат применению именно такие ставки с учетом особенностей для ценовых зон, установленных частью 9 статьи 23.4 Закона N 190-ФЗ, проектируемое положение вступает в противоречие с частью 9 статьи 23.4 Закона N 190-ФЗ.
При этом остается неясным, каким образом данные особенности учтены в предлагаемой законопроектом конструкции.
Таким образом, считаем целесообразным доработать представленную редакцию законопроекта в указанной части, например, привести указанное проектируемое положение в соответствие с частью 9 статьи 23.4 Закона N 190-ФЗ.
По результатам проведенной оценки регулирующего воздействия законопроекта, с учетом информации, представленной разработчиком в сводном отчете, Минэкономразвития России сделаны следующие выводы.
Наличие проблемы и целесообразность ее решения с помощью регулирования, предусмотренного законопроектом, разработчиком не обоснованы. В законопроекте выявлены положения, вводящие избыточные обязанности, запреты и ограничения для физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности или способствующие их введению, а также положения, приводящие к возникновению необоснованных расходов физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Приложение: на 12 л. в 1 экз.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.