Минэкономразвития России в соответствии с пунктом 26 Правил проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и проектов решений Евразийской экономической комиссии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. N 1318 (далее - Правила ОРВ), рассмотрело проект федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О недрах" и в Федеральный закон "О драгоценных металлах и драгоценных камнях" (далее - проект акта), разработанный и направленный для подготовки настоящего заключения Минприроды России (далее - разработчик), и сообщает следующее.
Проект акта направлен разработчиком для подготовки настоящего заключения впервые.
В соответствии с пунктом 1.5 сводного отчета о проведении оценки регулирующего воздействия проекта акта (далее - сводный отчет) проект акта разработан во исполнение подпункта "е" пункта 2 перечня поручений Президента Российской Федерации от 25 октября 2019 г. N Пр-2196 г. по итогам встречи с представителями общественности Дальнего Востока 6 сентября 2019 г., а также поручений Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации - полномочного представителя Президента Российской Федерации в Дальневосточном федеральном округе Ю.П. Трутнева от 1 ноября 2019 г. N ЮТ-П16-9498 и от 27 февраля 2020 г. N ЮТ-П11-1393.
Согласно пункту 1.6 сводного отчета проект акта разработан в целях законодательного урегулирования деятельности по добыче индивидуальными предпринимателями россыпного золота.
Информация об оценке регулирующего воздействия проекта акта размещена разработчиком на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: http://regulation.gov.ru (ID проекта: 02/04/03-20/00100803).
Разработчиком проведены публичные обсуждения проекта акта и сводного отчета в период с 31 марта по 27 апреля 2020 года.
По результатам рассмотрения проекта акта и сводного отчета установлено, что при подготовке проекта акта процедуры, предусмотренные пунктами 9-23 Правил ОРВ, разработчиком соблюдены.
Минэкономразвития России в соответствии с пунктом 28 Правил ОРВ в период с 30 июня по 8 июля 2020 г. были проведены публичные консультации с субъектами предпринимательской и иной экономической деятельности, по итогам проведения которых в Минэкономразвития России поступили позиции ПАО "Высочайший" и ООО "УК Полюс", содержащие замечания и предложения в отношении проектируемого регулирования, отраженные в справке о проведении публичных консультаций (прилагается) и рекомендуемые для ознакомления разработчиком в целях их возможного учета при доработке проекта акта.
Минэкономразвития России в целом поддерживает проектируемое регулирование, вместе с тем по результатам рассмотрения проекта акта, сводного отчета, с учетом представленной участниками публичных консультаций информации обращает внимание на наличие следующего замечания к проекту акта, а также рисков принятия предлагаемого им регулирования.
Частью 5 статьи 1 проекта акта Закон Российской Федерации от 21 февраля 1992 г. N 2395-I "О недрах" (далее - Закон о недрах) дополняется статьей 19.3, устанавливающей особенности добычи золота из россыпных месторождений индивидуальными предпринимателями, а также предоставления права пользования участками недр для добычи золота из россыпных месторождений. Так, частью 9 статьи 19.3 Закона о недрах в редакции проекта акта предусмотрено, что при осуществлении добычи золота из россыпных месторождений индивидуальным предпринимателям запрещено применение взрывных работ, агломерационного, горношахтного, бурового геологоразведочного, насосного оборудования, машин для землеройных работ, разработки и обслуживания карьеров и промышленных тракторов.
Одновременно частью 4 статьи 19.3 Закона о недрах в редакции проекта акта предусмотрено, что площадь предоставляемого индивидуальному предпринимателю участка недр в целях добычи золота из россыпных месторождений не должна превышать 0,2 квадратного километра, а пунктом "а" части 2 статьи 1 проекта акта устанавливается срок пользования таким участком недр, не превышающий 3 года.
Исходя их указанных проектируемых положений в их системной взаимосвязи следует, что индивидуальный предприниматель за 3 года должен обработать массив породы, объем которого составляет 100 тыс. кубических метров*(1) исключительно с использованием ручных инструментов и приспособлений.
В соответствии с данными Таблицы ФЕР 01-02-058 "Копание ям вручную без креплений для стоек и столбов" ФЕР 81-02-01-2001. Федеральных единичных расценок на строительные работы. Сборник 1. Земляные работы, утвержденных приказом Минстроя России от 26 декабря 2019 г. N 876/пр, при копании ям вручную без креплений для стоек и столбов глубиной до 0,7 м затраты труда рабочих по освоению (выемке грунта) в объеме 100 м3 могут составлять от 181 до 615 человеко-часов в зависимости от группы грунтов.
Таким образом, в целях обработки 100 тыс. кубических метров индивидуальному предпринимателю необходимо будет затратить от 181 тыс. до 615 тыс. часов (или от 62 до 210 лет при восьмичасовом рабочем дне при условии осуществления ежедневной работы).
Дополнительно обращаем внимание, что в соответствии с частью 2 статьи 2 проекта акта к осуществлению работ по добыче золота из россыпных месторождений допускается привлечение только 3 граждан. Таким образом, период освоения (выемки грунта) 100 тыс. кубических метров грунта при привлечении 3 граждан может сократиться и составить от 45 тыс. до 154 тыс. часов (или от 15,5 до 52,5 лет при восьмичасовом рабочем дне при условии осуществления ежедневной работы).
Кроме этого, считаем необходимым отметить, что географические и климатические особенности отдельных регионов Российской Федерации, потенциально пригодных для осуществления деятельности по добыче россыпного золота индивидуальными предпринимателями, не позволяют осуществлять указанную деятельность в течение всего календарного года, в результате чего срок, необходимый для полного освоения предоставленного участка недр, может значительно увеличиваться.
На основании изложенного представляется, что установление запрета на использование насосного оборудования и землеройных машин, способствующих значительному повышению производительности труда, не в полной мере обосновано разработчиком. В целях оптимизации труда, а также увеличения эффективности и рентабельности деятельности индивидуальных предпринимателей по добыче рассыпного золота считаем целесообразным рассмотреть возможность установления права использования индивидуальными предпринимателями насосного оборудования и машин для землеройных работ, предусмотрев допустимые физические характеристики указанных устройств в целях обеспечения экологической и иных видов безопасности пользования недрами.
По результатам проведенной оценки регулирующего воздействия проекта акта с учетом представленной разработчиком информации Минэкономразвития России сделаны следующие выводы.
Наличие проблемы и целесообразность ее решения с помощью регулирования, предусмотренного проектом акта, разработчиком обоснованы. Вместе с тем в проекте акта выявлены положения, вводящие избыточные обязанности, запреты и ограничения для физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности или способствующие их введению, а также положения, приводящие к возникновению необоснованных расходов физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.
Дополнительно обращаем внимание, что во исполнение подпункта "е" пункта 2 перечня поручений Президента Российской Федерации от 25 октября 2019 г. N Пр-2196 г. по итогам встречи с представителями общественности Дальнего Востока 6 сентября 2019 г. Минвостокразвития России подготовлен проект федерального закона "О старательской деятельности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - проект федерального закона). Информация об оценке регулирующего воздействия проекта федерального закона размещена разработчиком на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: http://regulation.gov.ru (ID проекта: 02/04/05-20/00101896).
Проект федерального закона направлен на регулирование старательской деятельности на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, а также на сухопутных территориях Арктической зоны Российской Федерации. Проектом федерального закона устанавливаются требования к лицам, которые вправе осуществлять старательскую деятельность, а также условия осуществления старательской деятельности.
Отмечаем, что существует риск возникновения правовой коллизии в случае приятия проекта акта и проекта федерального закона, поскольку положения проекта акта и положения федерального закона имеют концептуальные противоречия. Так, например, проектом федерального закона, в отличие от проекта акта, устанавливается возможность добычи индивидуальными предпринимателями не только золота, но и иных драгоценных металлов (серебра, платины и металлов платиновой группы), отличаются размеры участков, предоставляемых в целях добычи россыпного золота в соответствии с проектом акта, и предоставляемых в целях осуществления старательской деятельности в соответствии с проектом федерального закона, проектом федерального закона, в отличие от проекта акта, не предусмотрена необходимость получения лицензии в целях осуществления старательской деятельности.
Кроме этого, проектом федерального закона устанавливаются особенности предоставления отчетности индивидуальными предпринимателями, осуществляющими старательскую деятельность, а также особенности осуществления государственного контроля (надзора) за старательской деятельностью уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
В этой связи существует риск нарушения принципа недопустимости проводимых в отношении одного юридического лица или одного индивидуального предпринимателя несколькими органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля проверок исполнения одних и тех же обязательных требований, установленного пунктом 5 части 1 статьи 3 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
Считаем необходимым учесть указанное при доработке проекта акта.
Приложение: на 4 л. в 1 экз.
-------------------------------------------
*(1) 0,2 км2 (200 000 м2)* 0,5** м = 100 000 м3;
**Используемая в расчете величина показателя мощности "пласта" (0,5 м) основана на информации разработчика, отраженной в сводке предложений по итогам размещения текста проекта о подготовке нормативного правового акта, представленных в качестве комментария на позицию Торгово-промышленной палаты Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.