Минэкономразвития России в соответствии с пунктом 26 Правил проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и проектов решений Евразийской экономической комиссии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. N 1318 (далее - Правила проведения оценки регулирующего воздействия), рассмотрело федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (в части установления ответственности юридических лиц за совершение сделок или финансовых операций с денежными средствами или иным имуществом, полученных преступным путем)" (далее - проект акта), разработанный и направленный для подготовки настоящего заключения Росфинмониторингом (далее - разработчик), и сообщает следующее.
Проект акта направлен разработчиком для подготовки настоящего заключения впервые и разработан на основании пункта 4 Плана по реализации мер, необходимых для обеспечения готовности Российской Федерации к выполнению обязательств государства - участника Конвенции Совета Европы против манипулирования спортивными соревнованиями, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 12 октября 2017 г. N 2221-р в целях введения административной ответственности за осуществление сделок или финансовых операций с денежными средствами или иным имуществом, заведомо полученным преступным путем.
Проектом акта статья 13 Федерального закона от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее - Федеральный закон N 115-ФЗ) дополняется новой частью, согласно которой в случае, если в интересах юридического лица осуществляются сделки или финансовые операции с денежными средствами или иным имуществом, полученными преступным путем, к юридическому лицу могут быть применены меры ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Данный проект акта взаимосвязан с проектом федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (в части установления ответственности юридических лиц за совершение сделок или финансовых операций с денежными средствами или иным имуществом, полученных преступным путем)" (http://www.regulation.gov.ru/p/101122) (далее - проект КоАП РФ).
Проект акта не устанавливает новых полномочий органов власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления и не несет риска возложения дополнительных расходов на соответствующие бюджеты бюджетной системы Российской Федерации.
Разработчиком проведено публичное обсуждение проекта акта и сводного отчета о проведении оценки регулирующего воздействия (далее - сводный отчет) в сроки с 13 апреля по 15 мая 2020 г. посредством размещения указанных документов на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: http://www.regulation.gov.ru/p/101128 (ID проекта: 02/04/04-20/00101128).
По информации разработчика, замечания и предложения на этапе публичного обсуждения проекта акта и сводного отчета поступили от Российского союза промышленников и предпринимателей, ПАО "Лукойл", ПАО "Газпромнефть, ПАО "Сургутнефтегаз". Данные замечания и предложения были включены разработчиком в сводку предложений по итогам публичного обсуждения проекта акта и сводного отчета, в которой указана информация о причинах их отклонения.
В процессе подготовки настоящего заключения в соответствии с пунктом 28 Правил проведения оценки регулирующего воздействия Минэкономразвития России в срок с 7 по 14 июня 2020 г. были проведены дополнительные публичные консультации с заинтересованными представителями предпринимательского сообщества с целью выявления их мнения относительно потенциальных рисков применения предлагаемого проектом акта регулирования.
По итогам дополнительных публичных консультаций получены замечания и предложения от Общероссийской общественной организации "Деловая Россия", Госкорпорации "Росатом", ПАО "Зарубежнефть", ПАО "Роснефть", ПАО "Татнефть", ПАО "Интер РАО".
По результатам рассмотрения представленных разработчиком проекта акта и сводного отчета установлено, что при подготовке проекта акта процедуры, предусмотренные Правилами проведения оценки регулирующего воздействия, разработчиком соблюдены.
Вместе с тем по проекту акта имеются следующие замечания.
Содержащаяся в проекте акта норма устанавливает возможность применения к юридическому лицу мер ответственности в случае если в интересах юридического лица осуществляются сделки или финансовые операции с денежными средствами или иным имуществом, полученными преступным путем.
Меры ответственности устанавливаются проектом КоАП РФ, тем самым, по заявлению разработчика, придавая системность законодательному регулированию противодействия легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем.
Следует отметить, что ввиду установления административной ответственности, разработчиком не учтены общие положения об ее установлении, а именно, части 2 статьи 2.1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (далее - КоАП РФ), согласно которой юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Вместе с тем проектом акта устанавливается лишь общая норма об ответственности за действия, регламентация которых отсутствует в Федеральном законе 115-ФЗ. Например, Федеральный закон 115-ФЗ не содержит для всех юридических лиц каких-либо прав, обязанностей, мер, действий, направленных на противодействие коррупции (например, меры по профилактике и предупреждению легализации, внутренний контроль, ведение различной отчетности и т.д.).
Таким образом, во взаимосвязи с КоАП РФ по проекту акта не представляется возможным определить:
- какие правила и нормы, за нарушения которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, должно соблюсти юридическое лицо;
- какие меры по соблюдению правил и норм, за нарушения которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, должно предпринять юридическое лицо.
В связи с тем, что согласно позиции разработчика, рассматриваемый вид ответственности устанавливается по аналогии с административной ответственностью, применяемой в отношении юридических лиц за причастность к коррупции, следует отметить, что Федеральный закон от 25 декабря 2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" предусматривает меры, направленные на профилактику и предупреждение коррупции как со стороны юридических лиц, так и государственных органов, позволяя более эффективно применять меры административной ответственности в пределах КоАП РФ.
Исходя из изложенного, представленная на заключение об оценке регулирующего воздействия редакция проекта акта не содержит базовых гарантий для юридических лиц и способствует утверждению единообразного подхода в административной практике о заранее вмененной виновности юридическому лицу без возможности доказать обратное.
На основе проведенной оценки регулирующего воздействия проекта акта с учетом информации, представленной разработчиком в сводном отчете, Минэкономразвития России сделан вывод об отсутствии достаточного обоснования решения заявленной проблемы предложенным способом регулирования.
Одновременно сделан вывод о наличии в проекте акта положений, которые вводят избыточные административные и иные ограничения и обязанности для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности или способствуют их введению, а также способствуют возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности или способствуют возникновению необоснованных расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.