Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 4 сентября 2008 г. N КГ-А40/7939-08
(извлечение)
Резолютивная часть постановления объявлена 28 августа 2008 г.
Полный текст постановления изготовлен 4 сентября 2008 г.
ОАО "Завод слуховых аппаратов "Ритм" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с иском к Фонду социального страхования РФ о взыскании 28.452.231 руб. задолженности по государственному контракту от 30.12.2005 г. N 09/302.
Исковые требования предъявлены со ссылкой на статьи 11, 12, 466 Гражданского кодекса РФ и мотивированы ненадлежащим исполнением ответчиком обязательств по оплате поставленной продукции.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 14.03.2008 г., оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 19.05.2008 г. по делу N А40-35/08-61-1, исковые требования удовлетворены.
При этом суды исходили из доказанности исковых требований.
Фондом социального страхования РФ подана кассационная жалоба, в которой указано, что принятые судебные акты являются незаконными и необоснованными, просил судебные акты отменить, в иске отказать.
В заседании суда кассационной инстанции заявитель также обратил внимание на двойное взыскание государственной пошлины по апелляционной жалобе.
Как усматривается из материалов и установлено судами, между Фондом социального страхования Российской Федерации и федеральным государственным унитарным предприятием "Московский завод сурдоакустической техники и медицинской аппаратуры "РИТМ" (правопредшественник истца) заключен государственный контракт на выполнение государственного заказа от 30.12.2005 N 09/302 на поставку слуховых аппаратов для льготной категории граждан, согласно которому истец обязуется поставить непосредственно инвалидам, указанным региональным отделением ответчика, слуховые аппараты (товар), а заказчик обязуется произвести оплату указанного товара соответствии с условиями контракта.
Дополнительным соглашением от 27.10.2006 N 247 к контракту стороны согласовали объемы поставок - 18 307 комплектов слуховых аппаратов и общую сумму поставки - 67 894 715 руб.
Согласно пункту 2.1.2 контракта выдача товара инвалидам осуществляется по направлениям, предоставляемым региональными отделениями Фонда. Истец имеет право привлекать к исполнению контракта соисполнителей, представляющих интересы исполнителя по доверенности.
Истец на основании фактических заявок получателей товара в соответствии с условиями контракта передал 24.130 комплектов товара на общую сумму 96.346.946 руб., что на 28.452.231 руб. превысило согласованный с ответчиком в дополнительном соглашении от 27.10.2006 N 247 объем поставок и составляет сумму иска.
В соответствии с условиями контракта Истец принял на себя обязательства по поставке в 2006 году слуховых аппаратов непосредственно инвалидам (именуемым в дальнейшем Получатели) на основании направлений, оформляемых и предоставляемых региональными отделениями Фонда. В свою очередь, ответчик принял на себя обязательства по оплате товара в соответствии с выставленными счетами и условиями контракта.
В пункте 3.1. контракта стороны установили, что общая стоимость слуховых аппаратов, их ассортимент и комплектность определяются техническими заданиями и порядком поставки (Приложениями N 1 и N 2 к контракту).
В ходе исполнения Контракта стороны неоднократно меняли ассортимент, количество поставляемых комплектов слуховых аппаратов.
Согласно акту сверки расчетов за 2006 год, подписанному истцом и ответчиком было установлено, что действительно, на момент составления акта истец поставлял в 2006 году товар на сумму 67 894 715 рублей, а ответчик эту сумму оплатил полностью и не имеет по ней задолженности.
При выполнении Контракта фактически региональными отделениями Фонда было выдано направлений на поставку 24 130 комплектов слуховых аппаратов (с учетом перешедшего и не оплаченного остатка с 2005 г.), что на 5 823 комплектов слуховых аппаратов и на сумму 28 452 231 рубль больше определенного контрактом объема поставки.
По условиям контракта (п.п. 1.1., 2.1.2., 2.2.1., 4.1., 4.3. и 2.4.1.) ФГУП "РИТМ" сам или с помощью соисполнителей обязан поставить комплекты слуховых аппаратов непосредственно инвалидам, указанным региональными отделениями Фонда в предоставляемых направлениях в срок до 1 декабря 2006 года, а ФСС РФ имеет право проверять ход и качество поставок и несет обязанность по оплате в соответствии с выставленными счетами за поставленный товар, т.е. переданный в собственность инвалиду, что подтверждено актами приемки выполненных работ за определенный период, подписанными и заверенными печатями территориальных исполнительных органов Фонда.
В данном случае приобретателем является Фонд социального страхования РФ, а указанным им лицом в соответствии с пунктом 2.1.2 Контракта является инвалид (получатель по тексту контракта), у которого право собственности возникло сразу же, после того как он получил слуховой аппарат по акту приема-передачи технического средства реабилитации (далее именуемые TCP).
По условиям контракта и письма Фонда N 02-18/05-3087 от 03.04.2006 г. подтверждением даты поставки и получения инвалидами слуховых аппаратов являются копии актов приемки выполненных работ, подписанных исполнителем (соисполнителем) и региональным отделением Фонда.
В соответствии с пунктами 3.5. и 3.6. Контракта поставка производилась за счет средств федерального бюджета, передаваемых Заказчику на обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации по разделу 10 "Социальная политика" бюджетной классификации Российской Федерации. Заказчик осуществляет перечисление средств по фактическим поставкам, по мере предоставления документации, указанной в пункте 4.4. Контракта и в письме Фонда N 02-18/05-3087 от 03.04.2006 г. (счета, счет-фактуры, акты выполненных работ за определенный период, копии актов приемки выполненных работ, подписанных Исполнителем (соисполнителем) и региональным отделением Фонда).
Пунктом 1 статьи 465 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что условие о количестве товара может быть согласовано путем установления в договоре порядка его определения. В соответствии с пунктом 3.4. Контракта Заказчик вправе изменить общий объем поставляемых товаров и, соответственно, цену контракта в сторону увеличения или уменьшения до 50 процентов, исходя из фактических заявок получателей па поставляемый по контракту товар, с учетом выполнения сроков поставок без изменения цены за единицу продукции. Согласно актов приемки выполненных работ, составленных с региональными отделениями Фонда Истцом обязательства по поставке 5823 комплектов сверх установленного Контрактом объема выполнены в срок до 1 декабря 2006 года.
Направления, выдаваемые инвалидам региональным отделением Фонда, являются офертой для поставки ОАО "Завод слуховых аппаратов "Ритм" слуховых аппаратов сверх оговоренных в договоре объемов, но в рамках его условий.
Такой порядок исполнения обязательств и соответствующее условие государственного контракта не противоречит нормам Федерального закона "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", бюджетного законодательства.
В связи с изложенным, выводы сделанные судами первой и апелляционной инстанций являются правомерными, в связи с чем оснований для их отмены в основной части не имеется.
Вместе с тем, постановление суда апелляционной инстанции подлежит отмене в части взыскания государственной пошлины в сумме 1.000 руб. с Фонда социального страхования РФ в доход федерального бюджета, так как государственная пошлина была оплачена заявителем апелляционной жалобы по платежному поручению N 2684 от 10.04.2008 г. (л.д. 72 т. 9) и оснований для ее повторного взыскания у суда апелляционной инстанции не имелось.
Кроме того, при принятии апелляционной жалобы к производству в определении от 21.04.2008 г. (л.д. 73 т. 9) отсутствовали указания на представление доказательств списания денежных средств и их зачисления в федеральный бюджет.
Руководствуясь статьями 284-290 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Московского округа постановил:
решение Арбитражного суда города Москвы от 14.03.2008 г. по делу N А40-35/08-61-1 оставить без изменения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 19.05.2008 г. по тому же делу в части взыскания государственной пошлины с Фонда социального страхования Российской Федерации в доход федерального в сумме 1.000 руб. за подачу апелляционной жалобы отменить.
В остальной части указанного постановления суда апелляционной инстанции оставить без изменения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 4 сентября 2008 г. N КГ-А40/7939-08
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании