Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной поддержке в сфере сельскохозяйственного страхования и о внесении изменений в Федеральный закон "О развитии сельского хозяйства"
(подготовлен Минсельхозом России 27.07.2020 г.)
Основанием для разработки проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной поддержке в сфере сельскохозяйственного страхования и о внесении изменений в Федеральный закон "О развитии сельского хозяйства" (далее - законопроект) является необходимость интеграции механизма сельскохозяйственного страхования в систему защиты сельскохозяйственного производства при возникновении чрезвычайных ситуаций природного характера.
Основная цель изменений, вносимых в Федеральный закон от 25 июля 2011 г. N 260-ФЗ "О государственной поддержке в сфере сельскохозяйственного страхования и о внесении изменений в Федеральный закон "О развитии сельского хозяйства" (далее - Федеральный закон), - предоставить сельскохозяйственному товаропроизводителю возможность заключать еще более доступные договоры сельскохозяйственного страхования с государственной поддержкой на случай объявления режима чрезвычайной ситуации в субъекте Российской Федерации (далее - страхование от ЧС), а также получать страховое возмещение в случае наступления страхового случая в результате ЧС.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Предлагаемые решения не повлияют на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Принятие законопроекта повлечет за собой положительные социально-экономические последствия, позволит повысить финансово-экономическую устойчивость сельскохозяйственных товаропроизводителей при наступлении чрезвычайной ситуации в субъекте Российской Федерации.
В связи с принятием законопроекта предполагается выделение дополнительных ассигнований.
В законопроекте отсутствуют обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при рассмотрении дел об административных правонарушениях, или обязательные требования, соответствие которым проверяется при выдаче разрешений, лицензий, аттестатов аккредитации, иных документов, имеющих разрешительный характер, о соответствующем виде государственного контроля (надзора), виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение обязательных требований или последствиях их несоблюдения.
Законопроектом предлагается внести следующие изменения:
1. Изменения, вносимые в пункт 13 статьи 2 Федерального закона, устанавливают понятие утраты (гибели) урожая сельскохозяйственной культуры в результате чрезвычайной ситуации природного характера, предусмотренной пунктом 5 статьи 1 законопроекта.
2. Изменения, вносимые в пункт 14 статьи 2 Федерального закона, устанавливают понятие утраты (гибели) посадок многолетних насаждений в результате чрезвычайной ситуации природного характера, предусмотренной пунктом 5 статьи 1 законопроекта.
3. Изменения, вносимые пунктами 19, 20 и 21 в статью 2 Федерального закона, обусловлены необходимостью дополнения понятийного аппарата Федерального закона терминами, необходимыми для реализации механизма сельскохозяйственного страхования при наступлении чрезвычайной ситуации.
4. Изменения, вносимые в пункт 1 части 3 статьи 3 Федерального закона, устанавливают размер субсидии, перечисляемой на возмещение части затрат сельскохозяйственного товаропроизводителя на уплату страховой премии по объекту сельскохозяйственного страхования, застрахованному от иных рисков, чем риск чрезвычайной ситуации природного характера. В данном случае предоставление государственной поддержки по договорам страхования в размере пятидесяти процентов страховой премии сохраняется.
Изменения, вносимые в пункт 2 части 3 статьи 3 Федерального закона, устанавливают размер субсидии, перечисляемой на возмещение части затрат сельскохозяйственного товаропроизводителя на уплату страховой премии по объекту сельскохозяйственного страхования, застрахованному от риска чрезвычайной ситуации природного характера. При этом для сельскохозяйственных товаропроизводителей, являющихся субъектами малого предпринимательства, размер субсидии в отношении данного события равен восьмидесяти процентам от страховой премии, а для сельскохозяйственных товаропроизводителей, не являющимися субъектами малого предпринимательства, размер субсидии в отношении данного события в первый год также равен восьмидесяти процентам от страховой премии, в дальнейшем каждый год предусматривается снижение размера государственной поддержки до пятидесяти процентов от страховой премии, то есть до того же размера, который предусмотрен действующей редакцией Федерального закона. Такая мера позволит сельскохозяйственным товаропроизводителям защитить свои имущественные интересы в случае утраты гибели урожая и (или) посадок многолетних насаждений при чрезвычайной ситуации природного характера, при этом финансовая нагрузка на сельскохозяйственного товаропроизводителя при уплате страховой премии снизится.
5. Изменения, вносимые в часть 4 статьи 3 Федерального закона, обусловлены необходимостью приведения ее в соответствие с содержанием пункта 2 части 4 статьи 6 Федерального закона.
6. Изменения, вносимые в пункт 5 части 1 статьи 4 Федерального закона, устанавливают требования к договору страхования рисков утраты (гибели) сельскохозяйственных животных, объектов товарной аквакультуры (товарного рыбоводства) в результате воздействия событий, предусмотренных частями 2 и 3 статьи 8 Федерального закона.
7. Новый пункт 6 части 1 статьи 4 Федерального закона устанавливает требования к договору страхования рисков утраты (гибели) урожая сельскохозяйственной культуры и посадок многолетних насаждений в результате воздействия событий, предусмотренных частью 1 статьи 8 Федерального закона с учетом нового события "чрезвычайная ситуация природного характера".
Предлагаемыми изменениями, в частности, предусмотрено установление страховой суммы (лимита ответственности страховщика) в отношении события "чрезвычайная ситуация природного характера" в размере сорока пяти процентов страховой стоимости при страховании урожая сельскохозяйственных культур, в размере не менее семидесяти процентов страховой стоимости при страховании посадок многолетних насаждений (что соизмеримо с размером прямых затрат, произведенных сельскохозяйственным товаропроизводителем для выращивания застрахованной культуры). Безусловная франшиза устанавливается отдельно для события "чрезвычайная ситуация природного характера" и для прочих страховых событий.
8. Изменения, вносимые в пункт 2 части 4 статьи 6 Федерального закона, указывают, что Минсельхоз России может устанавливать конкретный размер безусловной франшизы в отношении риска чрезвычайной ситуации природного характера.
9. Дополнение части 1 статьи 8 Федерального закона пунктом 4 обусловлено решением интеграции механизма страхования в систему защиты сельскохозяйственного производства при возникновении чрезвычайных ситуаций природного характера.
10. Предлагается Федеральный закон дополнить новой частью 8.2. "Дополнительные программы сельскохозяйственного страхования".
Данная поправка вносится в связи с поступлением в Минсельхоз России от участников рынка сельскохозяйственного страхования предложений о необходимости оперативного внедрения в существующую систему сельскохозяйственного страхования с государственной поддержкой в дополнение к существующим программам сельскохозяйственного страхования иных программ, например:
страхование урожая сельскохозяйственных культур на части площади земельных участков, на которых сельскохозяйственным товаропроизводителем выращиваются эти сельскохозяйственные культуры;
страхование части имеющегося у сельскохозяйственного товаропроизводителя поголовья сельскохозяйственных животных одного или нескольких определенных видов;
страхование доходов сельскохозяйственных товаропроизводителей;
страхование прямых затрат на возделывание урожая сельскохозяйственных культур;
страхование озимых сельскохозяйственных культур раздельно: страхование затрат на их возделывание на период их перезимовки и страхование риска утраты (гибели) урожая на период с окончания их перезимовки до окончания уборки;
страхование урожая сельскохозяйственных культур как залогового имущества (сближение условий страхования с государственной поддержкой с условиями страхования урожая как залога при кредитовании);
страхование затрат на выращивание сельскохозяйственных культур в закрытом грунте;
индексное страхование;
особые условия страхования для малых форм хозяйствования;
страхование сельскохозяйственных животных от воздействия особо опасных заразных болезней.
11. Изменения, вносимые в статьи 9 и 10 Федерального закона, связаны с формированием фонда компенсационных выплат при чрезвычайных ситуациях природного характера, пополнение которого должно осуществляться за счет отчислений страховщиками части полученных по договорам сельскохозяйственного страхования страховых премий в отношении события "чрезвычайная ситуация природного характера".
12. Изменения в часть 2 статьи 10 Федерального закона устанавливают, что в порядке, утвержденном Правительство Российской Федерации, средства фонда компенсационных выплат, фонда компенсационных выплат при чрезвычайных ситуациях природного характера могут быть также использованы в случаях, не предусмотренных частью 1 статьи 10 Федерального закона.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.