Проект Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах"
(подготовлен Минздравом России 27.07.2020 г.)
ПРОЕКТ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О внесении изменений в Федеральный закон "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах"
Статья 1
Внести в Федеральный закон от 23 февраля 1995 года N 26-ФЗ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 9, ст. 713; 2004, N 35, ст. 3607; 2005, N 19, ст. 1752; 2006, N 52, ст. 5498; 2007, N 1, ст. 21; N 46, ст. 5554; 2008, N 30, ст. 3616; 2009, N 1, ст. 17; N 52, ст. 6455; 2011, N 30, ст. 4567; 2012, N 26, ст. 3446; 2013, N 52, ст. 6971) следующие изменения:
1) в статье 1:
а) в абзацах с третьего по седьмой слова "лечения и профилактики заболеваний," заменить словами "санаторно-курортного лечения и медицинской реабилитации,";
б) в абзаце четвертом слова "лечебно-профилактических целях особо охраняемая" заменить словами "целях санаторно-курортного лечения и медицинской реабилитации, организации отдыха населения";
в) абзац девятый слова "и осуществлению лечения и профилактики заболеваний" заменить словами "санаторно-курортного лечения и медицинской реабилитации,";
г) дополнить новым абзацем следующего содержания:
"Понятия "санаторно-курортное лечение", "медицинская реабилитация" используются соответственно в значениях, указанных в Федеральном законе от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации".";
2) абзац 3 статьи 4.1 изложить в следующей редакции:
"ведение государственного реестра курортного фонда Российской Федерации;";
3) абзац 7 статьи 5 изложить в следующей редакции:
"ведение регионального сегмента государственного реестра курортного фонда Российской Федерации и своевременное представление сведений, содержащихся в нем, в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти.";
4) абзац 5 статьи 6 изложить в следующей редакции:
"ведение местного сегмента государственного реестра курортного фонда Российской Федерации и своевременное представление сведений, содержащихся в нем, в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти. ";
5) в статье 10:
а) в пункте 1 слова "лечения и профилактики заболеваний" заменить словами "санаторно-курортного лечения и медицинской реабилитации";
б) в пункте 2 слова "лечением, профилактикой" заменить словами "санаторно-курортным лечением, медицинской реабилитацией"
6) в статье 14:
а) в пункте 1 слова "лечебно-профилактической деятельности" заменить словами "санаторно-курортного лечения, медицинской реабилитации";
б) в пункте 3 слова "лечения, профилактики заболеваний" заменить словами "санаторно-курортного лечения, медицинской реабилитации"
7) главу IV дополнить статьями 151 и 152 следующего содержания:
"Статья 151. Требования к осуществлению деятельности санаторно-курортными организациями
1. Осуществление санаторно-курортными организациями санаторно-курортного лечения, медицинской реабилитации на основе использования природных лечебных ресурсов допускается только при условии внесения сведений о таких организациях в государственный реестр курортного фонда Российской Федерации.
2. Использование санаторно-курортными организациями при осуществлении санаторно-курортного лечения и медицинской реабилитации природных лечебных ресурсов допускается исключительно при условии внесения сведений об указанных природных лечебных ресурсах в государственный реестр курортного фонда Российской Федерации.
Статья 152. Государственный реестр курортного фонда Российской Федерации
1. Государственный реестр курортного фонда Российской Федерации является государственной информационной системой и ведется в целях учета курортного фонда Российской Федерации.
2. Государственный реестр курортного фонда Российской Федерации содержит следующие сведения и документы о природных лечебных ресурсах, о лечебно-оздоровительных местностях, курортах и курортных регионах, а также о санаторно-курортных организациях независимо от их форм собственности и ведомственной подчиненности:
1) о природных лечебных ресурсах:
вид (подвид) и характеристики природного лечебного ресурса, его наименование и местоположение;
перечень медицинских показаний и противопоказаний для санаторно-курортного лечения и медицинской реабилитации для применения природного лечебного ресурса;
заключение, подтверждающее отнесение ресурса к природным лечебным ресурсам, выдаваемое в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;
сведения о пользователях, реквизиты документов, на основании которых ими осуществляется разработка и использование природного лечебного ресурса (при наличии пользователей);
заключение государственной экспертизы информации о разведанных запасах полезных ископаемых, иных свойствах недр, определяющих их ценность или опасность, проводимой в соответствии с законодательством Российской Федерации о недрах (при наличии);
2) о лечебно-оздоровительных местностях, курортах и курортных регионах:
наименование лечебно-оздоровительной местности, курорта, курортного региона, их местоположение;
реквизиты решения о признании соответствующей территории лечебно-оздоровительной местностью, курортом или курортным регионом;
сведения о границах территории, признанной лечебно-оздоровительной местностью, курортом, курортным регионом;
перечень природных лечебных ресурсов, имеющихся на территории лечебно-оздоровительной местности, курорта, курортного региона;
реквизиты решения об установлении, изменении округа охраны лечебно-оздоровительной местности, курорта;
описание местоположения границ округа охраны лечебно-оздоровительной местности, курорта и его зон;
3) о санаторно-курортных организациях:
полное и (в случае, если имеется) сокращенное наименование юридического лица, фирменное наименование для коммерческих организаций;
организационно-правовая форма, вид юридического лица;
вид санаторно-курортной организации в соответствии с номенклатурой медицинских организаций, утвержденной федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения;
сведения о филиалах юридического лица;
адрес юридического лица в пределах места нахождения юридического лица;
телефон, факс, адрес электронной почты юридического лица, официальный сайт в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (при наличии);
сведения об органе государственной власти, органе местного самоуправления, государственной корпорации, осуществляющих функции и полномочия учредителя в отношении санаторно-курортной организации, являющейся государственным или муниципальным учреждением, государственным или муниципальным предприятием;
основной государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации юридического лица;
идентификационный номер налогоплательщика, код причины постановки;
коды по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности;
сведения о лечебно-оздоровительной местности, курорте, курортном регионе, на территории которых осуществляет деятельность санаторно-курортная организация (при наличии);
сведения об имуществе санаторно-курортной организации, используемом для предоставления услуг в целях санаторно-курортного лечения и медицинской реабилитации, а также отдыха населения (в том числе сведения о наличии условий обеспечения доступности объектов и природных лечебных ресурсов для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения), его фотографические изображения;
сведения о периодах функционирования организации (круглогодичный, сезонный - месяцы), количество заездов;
профиль санаторно-курортной организации;
сведения о лицензии на медицинскую деятельность (номер, дата регистрации, работы, услуги, которые оказываются в рамках санаторно-курортного лечения и медицинской реабилитации);
перечень используемых природных лечебных ресурсов;
сведения о структуре (отделения, кабинеты) и коечном фонде, в том числе по профилям медицинской помощи, работам и услугам;
сведения о количестве медицинских и фармацевтических работников (с указанием числа штатных и занятых должностей, количества физических лиц);
сведения об организации лечебного питания;
сведения о возможности бесплатного получения услуг по санаторно-курортному лечению, медицинской реабилитации в санаторно-курортной организации и условиях предоставления таких услуг;
иные сведения, определяемые федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.
3. Сведения о природном лечебном ресурсе вносятся в государственный реестр курортного фонда Российской Федерации при наличии заключения, указанного в пункте 1 статьи 2 настоящего федерального закона.
4. В случае признания в установленном Правительством Российской Федерации порядке природного лечебного ресурса или его лечебного свойства истощенным (утраченным) сведения о таком природном ресурсе подлежат исключению из государственного реестра курортного фонда Российской Федерации. В случае исключения подвида природного лечебного ресурса из классификации соответствующего вида природных лечебных ресурсов по подвидам, сведения о всех природных ресурсах такого подвида подлежат исключению из государственного реестра курортного фонда Российской Федерации.
5. Оператором государственного реестра курортного фонда Российской Федерации является уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти или подведомственное ему государственное учреждение.
6. Представление сведений и документов, указанных в пункте 2 настоящей статьи, за исключением сведений и документов, составляющие государственную тайну, для внесения в государственный реестр курортного фонда Российской Федерации, осуществляется федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, санаторно-курортными организациями.
7. Федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации в срок не более чем пять рабочих дней со дня внесения в другие государственные информационные системы сведений о природных ресурсах, относящихся к категории природных лечебных ресурсов, направляет такие сведения федеральному органу исполнительной власти, указанному в пункте 5 настоящей статьи, с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия.
8. Правила предоставления сведений и документов для внесения в государственный реестр курортного фонда Российской Федерации, порядок ведения государственного реестра курортного фонда Российской Федерации, в том числе порядок и сроки представления сведений из государственного реестра курортного фонда Российской Федерации, утверждаются Правительством Российской Федерации.
9. Сведения и документы, содержащиеся в государственном реестре курортного фонда Российской Федерации, за исключением сведений, составляющих государственную тайну, являются открытыми и общедоступными и размещаются на официальном сайте уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". Доступ к сведениям и документам, содержащимся в государственном реестре курортного фонда Российской Федерации и размещенном на указанном официальном сайте, обеспечивается без взимания платы.";
Статья 2
Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении одного года после дня его официального опубликования.
Пояснительная записка
к проекту Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах"
Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах" (далее - законопроект) разработан в целях исполнения поручения Президента Российской Федерации, предусмотренного перечнем поручений по итогам заседания президиума Государственного совета Российской Федерации 26 августа 2016 г., утвержденного 19 сентября 2016 г. N Пр-1817ГС (абзац 3 подпункта "б" пункта 1), о необходимости законодательного закрепления обязанности санаторно-курортных организаций независимо от их организационно-правовой формы предоставлять сведения для внесения в государственный реестр курортного фонда Российской Федерации.
Федеральным законом от 23 февраля 1995 г. N 26-ФЗ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах" (далее - Федеральный закон N 26-ФЗ) установлено, что курортный фонд Российской Федерации - совокупность всех выявленных и учтенных природных лечебных ресурсов, лечебно-оздоровительных местностей, а также курортов и курортных регионов (районов).
При этом уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти ведет государственный учет курортного фонда Российской Федерации и государственный реестр лечебно-оздоровительных местностей и курортов, включая санаторно-курортные организации (статья 41 Федерального закона N 26-ФЗ).
В соответствии с Положением о Министерстве здравоохранения Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2012 г. N 608, указанные полномочия отнесены к компетенции Министерства здравоохранения Российской Федерации.
Вместе с тем, в настоящее время Федеральный закон N 26-ФЗ не содержит определения понятий "государственный реестр курортного фонда Российской Федерации" и "государственный реестр лечебно-оздоровительных местностей и курортов, включая санаторно-курортные организации" и основных норм, определяющих подходы к их созданию и ведению.
Кроме того, с учетом указанного поручения Президента Российской Федерации требуется законодательное урегулирование положений о создании и ведении указанных реестров, включающих вопросы правоотношений в области формирования и предоставления сведений в указанный реестр, использования информации из реестра, а также вопросы координации и контроля деятельности субъектов, предоставляющих сведения, в том числе определения ответственности за достоверность предоставляемых сведений.
Вносимые законопроектом изменения в Федеральный закон N 26-ФЗ, систематизируют государственный реестр курортного фонда Российской Федерации (далее - реестр), а также устанавливает положение о его создании и ведении, включая вопросы курортного фонда Российской Федерации. В том числе предусматривает наделение полномочиями Правительства Российской Федерации по установлению порядка ведения реестра и обязательности внесения сведений санаторно-курортными организациями независимо от их организационно-правовой формы, что позволит устранить сложившуюся правовую неопределенность.
После принятия Правительством Российской Федерации нового порядка введения реестра, приказ Минздравсоцразвития России от 6 августа 2007 г. N 522 "О ведении государственного реестра курортного Фонда Российской Федерации", будет признан утратившим силу.
Вносимые законопроектом изменения по созданию сегментов реестра имеют большое значение для создания объективной и достоверной информационной базы о курортах, лечебно-оздоровительных местностях, природных лечебных ресурсах, государственных санаторно-курортных организациях, которыми располагает Российская Федерация, стратегического планирования развития курортной отрасли в целом и формирования инвестиционного климата.
На основе реестра будет сформирована полная и единая открытая база данных о курортах, природных лечебных ресурсах и санаторно-курортных организациях, информацией из которой могут воспользоваться все заинтересованные лица - граждане, туристические компании, инвесторы, средства массовой информации, органы власти.
В настоящее время реестр размещается на официальном сайте Министерства здравоохранения Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по электронному адресу: https://kurort.rosminzdrav.ru/.
Следует отметить, что в целях исполнения поручения Президента Российской Федерации Правительством Российской Федерации в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации были направлены поправки к проекту федерального закона N 555658-6 "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации, Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части регулирования земельных и градостроительных отношений применительно к территориям лечебно-оздоровительных местностей и курортов и иным территориям, обладающим природными лечебными ресурсами)" (далее - законопроект N 555658-6), которые включают положение об обязательности внесения необходимых сведений в реестр санаторно-курортными организациями независимо от их организационно-правовой формы.
Вместе с тем, значительное совершенствование правового регулирования отношений по использованию и охране природных лечебных ресурсов, развитию курортного дела привели к тому, что подготовка законопроекта N 555658-6 ко второму чтению приняло затяжной характер.
Принимая во внимание необходимость ускорения выполнения поручения Президента Российской Федерации подготовлен данный законопроект.
Необходимо отметить, что согласно подпункту "а" пункта 5 Положения о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково"), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2012 г. N 291, к лицензионным требованиям, предъявляемым к лицензиату при осуществлении им медицинской деятельности, относится соблюдение порядков оказания медицинской помощи.
Порядком организации санаторно-курортного лечения, утвержденным приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 5 мая 2016 г. N 279н (далее - Порядок), установлены правила организации деятельности санаторно-курортных организаций различных видов, согласно которым одной из основных функций санаторно-курортных организаций является представление отчетности, сбор и предоставление первичных данных о медицинской деятельности для информационных систем в сфере здравоохранения, в том числе в государственный реестр курортного фонда Российской Федерации.
Таким образом, осуществление санаторно-курортными организациями независимо от их организационно-правовой формы обязанности представлять сведения для внесения в государственный реестр курортного фонда Российской Федерации в настоящее время уже обеспечивается путем осуществления лицензионного контроля медицинской деятельности.
Законопроект соответствует положениям Стратегии развития санаторно-курортного комплекса Российской Федерации, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2018 г. N 2581-р, и плану мероприятий по ее реализации, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2019 г. N 2852-р.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О природных лечебных ресурсах,
лечебно-оздоровительных местностях и курортах"
Принятие проекта Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах" не потребует выделения дополнительного финансирования, в том числе из средств федерального бюджета.
Финансирование расходов, связанных с материально-техническим обеспечением введения системы государственного учета курортного фонда Российской Федерации, осуществляться за счет средств федерального бюджета, предусмотренных Министерству здравоохранения Российской Федерации в рамках его текущего финансирования на выполнение его основных функций.
См. Сводный отчет, загруженный при публикации проекта
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.