Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в статьи 168 и 261 Уголовного кодекса Российской Федерации"
(подготовлен МЧС России 31.07.2020 г.)
Уголовным кодексом Российской Федерации (далее - УК РФ) за умышленные преступления, связанные с уничтожением имущества путем поджога, установлены виды наказаний, предусматривающие до пяти лет лишения свободы (часть вторая статьи 167 УК РФ), при этом за преступления против собственности, совершенные в результате неосторожного обращения с огнем, максимальная санкция не превышает одного года лишения свободы (статья 168 УК РФ).
Вместе с тем последствия пожаров, произошедших в результате преступной неосторожности, зачастую более катастрофичны и масштабны. В результате таких преступных деяний ежегодно более тысячи граждан Российской Федерации остаются без жилья и средств к существованию, прекращается или дезорганизуется на длительное время работа промышленных и сельскохозяйственных предприятий, происходят аварийные отключения потребителей от источников жизнеобеспечения (электроэнергии, газа, тепла, водоснабжения).
При этом действующая редакция статьи 168 УК РФ не предусматривает в своем составе такие квалифицирующие признаки преступления как причинение ущерба в особо крупном размере (более миллиона рублей), оставление потерпевших без жилья, а также совершение преступления путем выжигания сухой травянистой растительности.
Создается ситуация, когда лицо, уничтожившее пожаром в результате своей преступной небрежности жилой дом потерпевшего и фактически лишившее последнего жилья, не может быть привлечено к уголовной ответственности в случае, если стоимость жилого дома как объекта преступного посягательства не превышает 250 тыс. руб., что для сельских населенных пунктов не редкость.
Законопроектом предлагается переработать статью 168 УК РФ, дополнив ее состав квалифицирующими признаками преступления в зависимости от размеров причиненного ущерба, способов и объектов посягательства.
При этом, нередко умышленные преступные деяния общекриминальной направленности (такие, например, как мошенничество, преднамеренное банкротство, незаконное расходование бюджетных средств) маскируются преступниками под видом неосторожных бытовых, техногенных или ландшафтных пожаров.
Кроме того, преступления, предусмотренные статьей 168 УК РФ, несмотря на тяжесть их последствий, отнесены законодателем к категории преступлений небольшой тяжести. В связи с этим органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, вправе проводить по ним только отдельные оперативно-розыскные мероприятия, хотя в условиях неочевидности содеянного или сокрытия умышленного преступления под видом неосторожного деяния, требуется проведение всего комплекса предусмотренных законодательством Российской Федерации оперативно-розыскных мероприятий, что возможно лишь при расследовании преступлений категории средней тяжести и выше.
Таким образом, очевидна необходимость приведения видов наказаний, предусматривающих ответственность за несоблюдение общепринятых разумных мер предосторожности повлекших возникновение пожара, в соответствие с характером и степенью общественной опасности таких преступлений, обстоятельствами их совершения, путем перевода таких преступных деяний из категории преступлений небольшой тяжести в преступления средней тяжести.
В тоже время отсутствует взаимосвязь между уголовным и административным законодательством в действующих редакциях части первой статьи 261 УК РФ, и части четвертой статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), одновременно предусматривающих ответственность за нарушения правил пожарной безопасности в лесах, повлекшие возникновение лесных пожаров.
В указанных уголовных составах размер ущерба от лесного пожара, причинение которого влечет наступление уголовной ответственности, четко не установлен. Эта коллизия приводит к тому, что органы дознания обязаны привлекать лицо к уголовной ответственности за неосторожные действия вызвавшие причинение ущерба лесным и иным насаждениям (далее - лесной растительности) на сумму менее 5 тыс. руб., что меньше размера значительного ущерба, установленного в большинстве статей УК РФ как минимальный размер для привлечения к уголовной ответственности. Например, в сфере экономической деятельности юридический факт содержащий признаки преступления становится виновно совершенным общественно опасным деянием при причинении ущерба в размере более 100 тыс. руб.
Для устранения указанной правовой коллизии требуется четко отграничить уголовно-наказуемое деяние от административного правонарушения путем установления суммы материального ущерба от пожара лесной растительности, при достижении которого наступает уголовная ответственность.
Так возникновение лесного пожара в большинстве случаев связано с причинением вреда лесной растительности, размер которого рассчитывается согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2018 г. N 1730 "Об утверждении особенностей возмещения вреда, причиненного лесам и находящимся в них природным объектам вследствие нарушения лесного законодательства".
В обоснование реализации закрепляемого в законопроекте принципа криминализации деяния, на основании причиненного лесной растительности ущерба лесным пожаром, проведен статистический анализ возбужденных органами дознания уголовных дел по частям первой и второй статьи 261 УК РФ за период 2016-2019 годов.
Всего в указанный период в производстве органов дознания находилось 1873 уголовных дела по фактам преступной неосторожности повлекшей лесной пожар, из которых 544 дела или 29% от общего их количества возбуждены по части первой статьи 261 УК РФ со средним ущербом на одно дело в размере от 26 до 50 тыс. руб., с учетом затрат на тушение пожара. Вместе с тем по 71 % уголовных дел (1329 шт.) возбужденных по части второй статьи 261 УК РФ средний ущерб, наступивший в результате лесного пожара, составил более 22 млн. руб., что существенно больше.
Таким образом, в качестве критерия криминализации деяния размер ущерба, причиненного лесной растительности пожаром при котором наступает уголовная ответственность, предлагается установить в размере 50 тыс. руб. и определить в проектируемом примечании к статье 261 УК РФ как значительный. При этом в части второй статьи крупный ущерб предлагается установить в размере 150 тыс. руб., а в части четвертой, содержащей диспозицию, относящуюся к умышленным преступлениям - от 50 тыс. руб.
Представленными в законопроекте изменениями законодательства вышеуказанная доля преступлений с ущербом менее 50 тыс. руб. переводится в разряд административных правонарушений, а также будет установлена система соподчинения норм КоАП РФ нормам УК РФ, в части установления размера ущерба, при наступлении которого наступает уголовная ответственность.
Учитывая важность комплексного, полного и единообразного правового регулирования в указанной сфере деятельности, проектируемые изменения в законодательстве позволят четко отделить уголовно-наказуемое деяние от административного правонарушения, снизить нагрузку на правоохранительные и судебные органы, расследующие и рассматривающие уголовные дела, по фактам причинения незначительного материального ущерба.
Законопроект вносится в пакете с проектом федерального закона "О внесении изменения в статью 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях". Предполагается их одновременное принятие.
Принятие законопроекта не будет иметь негативных экономических, социальных и иных последствий, не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета и позволит более эффективно регулировать общественные отношения, складывающиеся в области обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации.
В законопроекте отсутствуют обязательные требования, оценка соблюдения которых будет осуществляться в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, а также при рассмотрении дел об административных правонарушениях.
Осуществление мероприятий по реализации законопроекта не относится к сфере реализации каких-либо государственных программ Российской Федерации и не влияет на достижение их целей, будет осуществляться в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных на выполнение соответствующих задач федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, и не потребует выделения дополнительных бюджетных ассигнований федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Наступление негативных социально-экономических, финансовых и иных последствий реализации предлагаемых решений, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, не прогнозируется.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.