Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в статьи 4.6 и 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"
(подготовлен МВД России 03.08.2020 г.)
Проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 4.6 и 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (далее - законопроект) разработан во исполнение поручения Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Ю.И. Борисова от 16 июля 2020 г. N ЮБ-П4-8083 в целях реализации Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 23 июня 2020 г. N 28-П "По делу о проверке конституционности положений статьи 4.6 и части 13 статьи 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с запросом Костромского областного суда" (далее - Постановление).
Постановлением положения статьи 4.6 и части 13 статьи 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП) признаны не соответствующими статьям 1 (часть 1), 19 (часть 1) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации в той мере, в какой они не позволяют определить порядок исчисления срока, в течение которого лица, уплатившие административный штраф в половинном размере до вступления постановления о его назначении в законную силу, считаются подвергнутыми административному наказанию.
В соответствии с Постановлением Федеральному законодателю надлежит - исходя из предписаний Конституции Российской Федерации и с учетом правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, выраженных в Постановлении, - внести в действующее правовое регулирование изменения, вытекающие из Постановления.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении ограничение срока административной наказанности годом с момента уплаты административного штрафа отвечает интересам виновного, поскольку фактически сокращает срок, в течение которого совершение нового однородного правонарушения повлечет применение повышенной ответственности в связи с повторностью деяния, а значит, такой вариант толкования будет усиливать стимулирующий эффект части 1.3 статьи 32.2 КоАП и, по сути, выступать еще одним преимуществом - наряду с возможностью уплатить штраф не в полном, а в половинном размере - для лиц, привлеченных к ответственности за административные правонарушения в области дорожного движения.
Вместе с тем лицо, которому назначено административное наказание в виде административного штрафа за совершение административного правонарушения, санкция которого предусматривает только административный штраф либо предупреждение или административный штраф, уплатившее административный штраф в срок до дня вступления в законную силу соответствующего постановления о наложении административного штрафа, фактически добровольно несет установленную государством за совершенное правонарушение меру ответственности, в связи с чем в указанных случаях целесообразно считать указанное лицо подвергнутым административному наказанию до истечения одного года со дня уплаты наложенного административного штрафа, при условии вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу.
С учетом изложенного законопроектом предлагается внести изменения в статьи 4.6 (дополнить новой частью 2) и 32.2 (дополнить новой частью 15) КоАП, предусматривающие, что лицо, которому назначено административное наказание в виде административного штрафа за совершение административного правонарушения, санкция которого предусматривает только административный штраф либо предупреждение или административный штраф, уплатившее административный штраф в размере и порядке, предусмотренных частями 1 - 14 статьи 32.2 КоАП, до дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу, считается подвергнутым административному наказанию до истечения одного года со дня уплаты наложенного административного штрафа, при условии вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу.
Предлагаемые законопроектом решения не повлияют на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Внесение проектируемых изменений не повлечет дополнительных расходов средств из федерального бюджета.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Законопроектом не предусматриваются обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при рассмотрении дел об административных правонарушениях, а также обязательные требования, соответствие которым проверяется при выдаче разрешений, лицензий, аттестатов аккредитации, иных документов, имеющих разрешительный характер, о соответствующем виде государственного контроля (надзора), виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение обязательных требований или последствиях их несоблюдения.
Принятие законопроекта способствует реализации указанных в Постановлении предписаний Конституционного Суда Российской Федерации, соблюдению принципов справедливости, правовой определенности, поддержания доверия граждан к действиям государства, государственной защиты прав и свобод, исключает возможность избыточного государственного принуждения в соответствующих случаях.
МВД России |
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.