Проект Федерального закона "Об особенностях организации освоения углеводородного сырья континентального шельфа Российской Федерации в Северном Ледовитом и Тихом океанах и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
(подготовлен Минвостокразвития России 11.08.2020 г.)
Вносится Правительством
Российской Федерации
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
Об особенностях организации освоения углеводородного сырья континентального шельфа Российской Федерации в Северном Ледовитом и Тихом океанах и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации
Настоящий Федеральный закон устанавливает правовые основы отношений, возникающих в процессе осуществления российских и иностранных инвестиций в поиски, разведку и добычу минерального сырья на участках недр континентального шельфа Российской Федерации в Северном Ледовитом и Тихом океанах.
Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Отношения, регулируемые настоящим Федеральным законом
Настоящий Федеральный закон определяет порядок определения , правовое положение, цели деятельности, полномочия и функции, порядок управления деятельностью, порядок осуществления деятельности агента Правительства Российской Федерации по поиску инвесторов и организации взаимодействия с ними по вопросам, связанным с поиском, разведкой и добычей углеводородного сырья на участках недр континентального шельфа Российской Федерации в Северном Ледовитом и Тихом океанах, а также распределением, хранением, переработкой, транспортировкой добытого углеводородного сырья (далее - агент).
Статья 2. Правовое положение агента
1. Агентом является коммерческая организация, уполномоченная Правительством Российской Федерацией в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.
2. Правительство Российской Федерации определяет агента из числа организаций, сто процентов акций (долей, паев) которых принадлежат Российской Федерации и являющихся институтом развития Дальнего Востока и Арктики, или организаций, единственным акционером которых является государственная корпорация "ВЭБ.РФ".
3. При определении агента Правительством Российской Федерации должны учитываться следующие требования:
а) проект решения об определении организации должно быть внесено в Правительство Российской Федерации Комиссией Правительства Российской Федерации по координации деятельности федеральных органов исполнительной власти в отношении недропользования на участках континентального шельфа Российской Федерации в Северном Ледовитом и Тихом океанах (далее - комиссия);
б) организация не должна обладать правами пользования участками недр и не иметь соответствующих лицензий на пользование участками недр континентального шельфа Российской Федерации в Северном Ледовитом и Тихом океанах (далее также - арктический и дальневосточный шельф) на дату принятия решения, указанного в подпункте "а" настоящего пункта.
4. Российская Федерация не отвечает по обязательствам агента, а агент не отвечает по обязательствам Российской Федерации, если они не приняли на себя соответствующие обязательства.
5. При осуществлении агентом предусмотренных настоящим Федеральным законом функций иполномочий в установленной сфере деятельности работники агента несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статья 3. Цели деятельности агента
1. Целью деятельности агента является оказание содействия в сфере управления участками континентального шельфа Российской Федерации в Северном Ледовитом и Тихом океанах, в том числе привлечение инвестиций и технологий, включая иностранные, в поиски, разведку и добычу углеводородного сырья, с учетом положений настоящего Федерального закона, Закона Российской Федерации "О недрах" и Федерального закона "О континентальном шельфе Российской Федерации".
2. Деятельность агента направлена на:
а) содействие в обеспечении долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации;
б) создание условий для устойчивого экономического роста Российской Федерации;
в) повышение эффективности инвестиционной деятельности и расширение инвестирования средств в национальную экономику посредством реализации инвестиционных проектов на участках континентального шельфа Российской Федерации в Северном Ледовитом и Тихом океанах;
г) привлечение инвестиций в развитие инфраструктуры, промышленности, инноваций, защиту окружающей среды, повышение энергоэффективности, поддержку экспорта;
д) расширение доступа российской промышленной продукции (товаров, работ, услуг) на зарубежные рынки, а также иных проектов и (или) сделок в рамках осуществления инвестиционной, внешнеэкономической, консультационной и иной деятельности.
е) стимулирование ввода в рентабельную разработку новых морских месторождений углеводородного сырья на участках континентального шельфа Российской Федерации в Северном Ледовитом и Тихом океанах;
ж) финансирование проектов и привлечение технологий в разработку глубоководных участков континентального шельфа Российской Федерации в Северном Ледовитом и Тихом океанах.
ГЛАВА II. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ,
ОСНОВНЫЕ ПОЛНОМОЧИЯ И ФУНКЦИИ, ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АГЕНТА
Статья 4. Правовое регулирование деятельности агента
1. Правовой статус и деятельность агента регулируются настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, а также иными законодательными актами Российской Федерации.
2. Законодательство Российской Федерации о недрах и о континентальном шельфе распространяется на деятельность агента в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону, и с учетом установленных настоящим Федеральным законом особенностей.
3. Агент при реализации возложенных на него функций руководствуется законодательством Российской Федерации и решениями комиссии.
Статья 5. Основные полномочия и функции агента
1. С целью обеспечения реализации целей деятельности агента, предусмотренных статьёй 3 настоящего Федерального закона, федеральный орган управления государственным фондом недр на основании решения Правительства Российской Федерации заключает с определенной в указанном решении организацией агентское соглашение, которое должно содержать:
а) срок действия соглашения составляет 10 лет и подлежит автоматической пролонгации на тех же условиях в случае заключения соглашения о консорциуме;
б) полномочия агента;
в) порядок предоставления отчета об исполнении агентского соглашения;
г) условия о вознаграждении, порядок опредедения и размер которого определяется Правительством Российской Федерации в соответствии с бюджетным законодательством, а также условия о получении разовых платежей за пользование недрами континентального шельфа Российской Федерации в Северном Ледовитом и Тихом океанах.
2. Агент для достижения целей своей деятельности реализует следующие основные функции:
а) осуществляет финансирование проектов участников соглашений о консорциуме, в том числе в форме участия в уставных (складочных) капиталах коммерческих организаций, выдает гарантии и поручительства за третьих лиц (за исключением физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей);
б) участвует в проектах участников соглашений о консорциуме, основанных на принципах партнерства, совместного участия в распределении прибыли и убытков, недопустимости взимания процентов и недопустимости неясности условий договора, предусматривающих в том числе передачу с отсрочкой или рассрочкой платежа денежных средств или иного имущества или передачу имущества в будущем, либо объединение вкладов участников для вложения их в проекты участников соглашений о консорциуме, включая участие в управлении ими, либо выпуск ценных бумаг, либо оказание агентских услуг, в соответствии с применимым законодательством иностранного государства;
в) участвует в финансировании проектов участников соглашений о консорциуме, предусматривающих право приобретения долей (акций) в уставном капитале заемщика или иной участвующей в реализации проектов агента, организации либо предусматривающих приобретение права на имущество, созданное в результате реализации проектов агента;
г) осуществляет поддержку реализации проектов участников соглашений о консорциуме в рамках утверждаемой комиссией стратегии агента и программы деятельности агента, обеспечивающей ускоренную разработку и внедрение перспективных промышленных технологий, путем участия в проведении экспертизы таких проектов, а также путем предоставления финансирования, в том числе в форме участия в уставных (складочных) капиталах коммерческих организаций;
д) организует и проводит экспертизу проектов участников соглашений о консорциуме, включая организацию анализа финансовых и экономических показателей, в которых реализуются проекты участников соглашений о консорциуме (отраслевую экспертизу), а также экспертизу инженерно-технических решений;
е) осуществляет на возмездной основе деятельность в качестве инвестиционного и финансового консультанта при реализации проектов агента, в том числе структурирование финансирования проектов агента, поиск и привлечение инвесторов.
ж) приобретает доли (акции, паи) в уставном капитале хозяйственных обществ, а также инвестиционных и паевых инвестиционных фондов;
з) организует привлечение финансирования (включая займы и кредиты) и привлекает финансирование (включая займы и кредиты, в том числе субординированные), в том числе на финансовых рынках;
и) участвует в реализации государственных программ, федеральных целевых программ, проектов, включая внешнеэкономические, в том числе по государственной поддержке экспорта российской продукции (товаров, работ, услуг), предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
к) взаимодействует с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, а также с органами государственной власти, организациями иностранных государств и международными организациями, заключает с указанными органами и организациями соглашения (договоры) по вопросам, относящимся к целям деятельности агента;
л) осуществляет в установленном порядке работы, связанные с использованием информации, составляющей государственную тайну, иной информации ограниченного доступа и информации, в отношении которой установлено требование об обеспечении ее конфиденциальности, обеспечивает защиту такой информации.
3. Агент наделяется следующими полномочиями на:
а) проведение экспертизы заявок юридических лиц о предоставлении права пользования участком недр континентального шельфа Российской Федерации Северном Ледовитом и Тихом океанах;
б) проведение аукционов на электронной площадке, оператор которой включен в перечень операторов электронных площадок в соответствии с Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", для определения юридических лиц, с которыми заключаются договоры простого товарищества с целью совместного использования участка (участков) недр континентального шельфа Российской Федерации Северном Ледовитом и Тихом океанах (далее - соглашения о консорциумах), и принимает по их результатам предусмотренные законодательством решения;
в) заключение с юридическими лицами соглашения о консорциумах;
г) преимущественное использованиепромышленной продукции российского производства при реализации проектов по освоению месторождений углеводородного сырья.
4. Агент на основании отдельных решений Правительства Российской Федерации вправе осуществлять доверительное управление федеральным имуществом и хранение федерального имущества.
Статья 6. Обеспечение деятельности агента
1. Федеральный орган управления государственным фондом недр, для обеспечения деятельности агента передает агенту на безвозмездной основе находящееся в федеральной собственности имущество, в том числе принадлежащие Российской Федерации права на результаты интеллектуальной деятельности.
2. Финансовое обеспечение деятельности агента осуществляется:
а) за счет средств федерального бюджета в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации и поступлений разовых платежей за пользование недрами континентального шельфа Российской Федерации в Северном Ледовитом и Тихом океанах, в размерах, определенных Законом Российской Федерации "О недрах";
б) за счет средств от реализации причитающейся агенту доли добытых углеводородов;
в) за счет уплаченных минимальных (стартовых) размеров разовых платежей за пользование участками недр континентального шельфа Российской Федерации в Северном Ледовитом и Тихом океанах для геологического изучения, включающего поиски и (или) оценку месторождений полезных ископаемых путем проведения сейсморазведочных и буровых работ, а также для разведки и добычи минеральных ресурсов, устанавливаемых Правительством Российской Федерации
ГЛАВА III. УПРАВЛЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТЮ АГЕНТА
Статья 7. Комиссия Правительства Российской Федерации по координации деятельности федеральных органов исполнительной власти в отношении недропользования на участках континентального шельфа Российской Федерации в Северном Ледовитом и Тихом океанах
1. Координация деятельности агента, федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа и Арктической зоны Российской Федерации, и территории которых омываются водами Северного Ледовитого и Тихого океанов, в сфере недропользования на участках континентального шельфа Российской Федерации в Северном Ледовитом и Тихом океанах осуществляется комиссией, положение и персональный состав которой определяет Правительство Российской Федерации.
2. Председателем комиссии является Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации, координирующий работу федеральных органов исполнительной власти по вопросам государственной политики в области комплексного социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа и Арктической зоны Российской Федерации.
3. В состав комиссии входят руководители (заместители руководителя) федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих функции по выработке государственной политики:
в сфере социально-экономического развития Дальневосточного федерального округа и Арктической зоны Российской Федерации;
в сфере изучения, использования, воспроизводства и охраны природных ресурсов;
в сфере топливно-энергетического комплекса;
в области обеспечения безопасности;
в области обороны;
в сфере промышленного и оборонно-промышленного комплексов;
в сфере бюджетной, налоговой, страховой и валютной политики;
в сфере анализа и прогнозирования социально-экономического развития Российской Федерации;
в области контроля за соблюдением антимонопольного законодательства;
в сфере морского (включая морские порты), внутреннего водного транспорта, эксплуатации и обеспечения безопасности судоходных гидротехнических сооружений, обеспечения транспортной безопасности;
в сфере агропромышленного комплекса;
в сфере технологического надзора и безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами, промышленной безопасности.
В работе комиссии участвует представитель агента.
4. Комиссия осуществляет следующие основные функции:
а) вносит в Правительство Российской Федерации проекты актов о включении участков недр континентального шельфа Российской Федерации в Северном Ледовитом и Тихом океанах в федеральный фонд резервных участков недр и об исключении из него участков недр;
б) вносит в Правительство Российской Федерации проекты актов Правительства Российской Федерации об одобрении проектов соглашений о консорциумах и выдаче соответствующих лицензий на право пользования недрами;
в) утверждает перечень участков континентального шельфа Российской Федерации в Северном Ледовитом и Тихом океанах, в отношении которых права пользования могут передаваться юридическим лицам в соответствии с настоящим Федеральным законом;
г) утверждает стратегию агента Правительства Российской Федерации в части освоения континентального шельфа Российской Федерации в Северном Ледовитом и Тихом океанах;
д) утверждает основные показатели деятельности агента Правительства Российской Федерации на очередной год в части освоения континентального шельфа Российской Федерации в Северном Ледовитом и Тихом океанах;
е) контролирует исполнение агентом возложенных на него настоящим Федеральным законом и агентским соглашением функций, а также ход исполнения заключенных агентом соглашений о консорциумах;
ж) решает иные вопросы, предусмотренные настоящим Федеральным законом и положением, утвержденным Правительством Российской Федерации.
ГЛАВА IV. ПОРЯДОК РЕАЛИЗАЦИИ АГЕНТОМ ПОЛНОМОЧИЙ ПО УПРАВЛЕНИЮ УЧАСТКАМИ КОНТИНЕНТАЛЬНОГО ШЕЛЬФА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СЕВЕРНОМ ЛЕДОВИТОМ И ТИХОМ ОКЕАНАХ
Статья 8. Право на заключение соглашений о консорциумах
1. Решение о предоставлении права пользования участками недр континентального шельфа Российской Федерации в Северном Ледовитом и Тихом океанах принимается комиссией на основании предложений агента. Информация о решении комиссии подлежит публикации в информационно-телекоммуникационной системе Интернет на официальном сайте агента (далее - официальный сайт).
2. Права пользования участками недр континентального шельфа Российской Федерации в Северном Ледовитом и Тихом океанах предоставляются на основании заключенных с агентом соглашений о консорциумах в порядке, установленном настоящей статьей.
3. Право пользования участком (участками) недр предоставляется юридическим лицам, которые соответствуют следующим требованиям:
1) государственная регистрация юридического лица или дочерней компании иностранного юридического лица осуществлена на территории субъектов Российской Федерации;
2) юридическим лицом предоставлено обеспечение заявки на получение права пользования недрами континентального шельфа Российской Федерации в Северном Ледовитом и Тихом океанах в размере и в порядке, установленном пунктом "д" части четвертой настоящей статьи.
4. Для предоставления права пользования участком недр континентального шельфа Российской Федерации в Северном Ледовитом и Тихом океанах юридические лица, соответствующие пункту третьему настоящей статьи (далее - заявители), предоставляют агенту:
а) если заявитель является иностранным юридическим лицом, зарегистрировавшим дочернюю компанию в соответствии с условиями подпункта 1 пункта 3 настоящей статьи (далее - иностранный инвестор):
копии учредительных документов юридического лица - иностранного инвестора, предусмотренных законодательством страны места регистрации юридического лица - иностранного инвестора;
копию документа или выписка из него, подтверждающие регистрацию юридического лица - иностранного инвестора;
консолидированную бухгалтерскую (финансовую) отчетность юридического лица - иностранного инвестора, составленную в установленном порядке уполномоченными органами иностранного государства иностранного инвестора, за последние три отчетных периода с приложением аудиторского заключения (при наличии);
сведения о составе акционеров (участников) иностранного инвестора. В случае если акционером (участником) иностранного инвестора является юридическое лицо, информация приводится по каждому такому юридическому лицу;
б) если заявитель является юридическим лицом, созданным в соответствии с законодательством Российской Федерации:
копии учредительных документов и документа, подтверждающего факт внесения записи о юридическом лице в Единый государственный реестр юридических лиц, заверенные в установленном законодательством Российской Федерации порядке (с предъявлением оригиналов, если копии не заверены);
копию свидетельства о постановке заявителя на учет в налоговом органе с указанием идентификационного номера налогоплательщика, заверенную в установленном законодательством Российской Федерации порядке (с предъявлением оригинала, если копия не заверена);
копию бухгалтерского баланса заявителя за последние три года, предшествующие подаче заявки, с отметкой налогового органа о его принятии;
в) бизнес-план выполнения работ по геологическому изучению, включающему поиски и (или) оценку месторождений полезных ископаемых путем проведения сейсморазведочных и буровых работ, а также работ по разведке и добыче полезных ископаемых, включая:
предложения в отношении условий пользования недрами, включая границы участка недр, предложения по проведению геологоразведочных работ на участке недр с указанием видов, объемов, сроков проведения работ, прогнозной стоимости их выполнения, описание принятых при планировании работ геологических предпосылок, ожидаемых результатов проведения работ, в том числе по приросту запасов полезных ископаемых (в случае подачи заявки на получение права пользования недрами для геологического изучения, включающего поиски и (или) оценку месторождений полезных ископаемых путем проведения сейсморазведочных и буровых работ);
описание технологического плана в области проведения геологоразведки, управления оборудованием и инфраструктурой, технологий разработки месторождений;
предложения в отношении планируемых сроков ввода месторождения полезных ископаемых в промышленное освоение и выхода на проектную мощность, предполагаемых уровнях добычи полезных ископаемых и предлагаемых мероприятиях по охране недр и окружающей среды (в случае подачи заявки на получение права пользования недрами для разведки и добычи полезных ископаемых);
финансово-экономическую модель проекта;
г) документ, содержащий описание установленных юридических лицом правил охраны труда, техники безопасности и охраны окружающей среды;
д) предоставленную банком или иной кредитной организацией в обеспечение исполнение обязательств заявителя по исполнению условий пользования участком недр независимую гарантию (банковскую гарантию) в размере 30 процентов от общего объема заявленных в бизнес-плане инвестиций.
Статья 9. Порядок заключения соглашений о консорциумах и получения лицензий на право пользование участком недр континентального шельфа Российской Федерации в Северном Ледовитом и Тихом океанах
1. Агент осуществляет сбор заявок на заключение соглашений о консорциумах и их опубликование в течение 3 рабочих дней со дня получения на своем официальном сайте и на официальном сайте федерального органа управления государственным фондом недр.
2. После публикации информации о поступившей заявке на заключение соглашения о консорциуме любые юридические лица, соответствующие требованиям пункта 3 статьи 8 настоящего Федерального закона вправе в течение ста двадцати дней со дня публикации направить агенту заявку на заключение соглашения о консорциуме.
3. Если в течение ста двадцати дней не поступило заявок на заключение соглашения о консорциуме от других юридических лиц агент публикует информацию об отсутствии поступивших заявок на заключение соглашения о консорциуме в течение пяти рабочих дней со дня окончания указанного периода на своем официальном сайте и на официальном сайте федерального органа управления государственным фондом недр.
После публикации указанной информации агент совместно с заявителем, информация о котором опубликована в соответствии с настоящим пунктом, в течение ста двадцати дней подготавливают проект соглашения о консорциуме на условиях, определенных статьей 10 настоящего Федерального закона. Подготовленный проект соглашения о консорциуме и проект акта Правительства Российской Федерации о предоставлении прав пользования недрами участникам консорциума агент направляет для рассмотрения и одобрения в комиссию.
4. В случае, если в течение ста двадцати дней поступили заявки на заключение соглашения о консорциуме от других юридических лиц, агент в течение пяти рабочих дней уведомляет об этом указанных лиц с одновременной публикацией данной информации на своем официальном сайте и на официальном сайте федерального органа управления государственным фондом недр.
Указанным заявителям предоставляется право в срок, не превышающий ста двадцати дней, согласовать условия соглашения о консорциуме. При проведении переговоров заявителям запрещается совершать любые действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, к заключению соглашений между агентом и его работниками, если такие соглашения имеют своей целью либо приводят или могут привести к ограничению конкуренции и (или) созданию преимущественных условий для каких-либо заявителей или ограничивающих их доступ к участию в соглашении, а также сговоров между заявителями, влекущих такие последствия.
После публикации указанной информации агент совместно с заявителями, информация о которых опубликована в соответствии с настоящим пунктом, в течение ста двадцати дней подготавливают проект соглашения о консорциуме на условиях, определенных статьей 10 настоящего Федерального закона. Подготовленный проект соглашения о консорциуме и проект акта Правительства Российской Федерации о предоставлении прав пользования недрами участникам консорциума агент направляет для рассмотрения и одобрения в комиссию.
5. В случае, если в течение ста двадцати дней заявителями не согласованны условия соглашения о консорциуме, определенные статьей 10 настоящего Федерального закона, агент публикует на своем официальном сайте и на официальном сайте федерального органа управления государственным фондом недр информацию о проведении электронного аукциона на электронной площадке, оператор которой включен в перечень операторов электронных площадок в соответствии с Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Указанная информация подлежит опубликованию не менее чем за тридцати дней до дня проведения аукциона в электронной форме.
7. В случае признания аукциона состоявшимся, агент совместно с победителем аукциона в электронной форме подготавливает проект соглашения о консорциуме на условиях, определенных статьей 10 настоящего Федерального закона. Подготовленный проект соглашения о консорциуме и проект акта Правительства Российской Федерации о предоставлении прав пользования недрами участникам консорциума агент направляет для рассмотрения и одобрения в комиссию.
8. Комиссия в течение 90 дней рассматривает и принимает решение об одобрении или отказе в одобрении представленного агентом проекта соглашения о консорциуме.
В случае одобрения представленного проекта соглашения о консорциуме комиссия направляет в Правительство Российской Федерации соответствующий проект акта Правительства Российской Федерации о подписании агентом соглашения о консорциуме и предоставлении прав пользования недрами участникам консорциума.
В случае отказа комиссией в одобрении представленного проекта соглашения о консорциуме агент информирует о принятом решении заявителей путем размещения соответствующей информации на своем официальном сайте и на официальном сайте федерального органа управления государственным фондом недр.
9. Юридические лица, заключившие соглашение о консорциуме, получают лицензии на право пользования участками недр континентального шельфа Российской Федерации в Северном Ледовитом и Тихом океанах. При этом лицензия может выдаваться в отношении прав пользования неограниченного количества участков недр континентального шельфа Российской Федерации в Северном Ледовитом и Тихом океанах.
10. Федеральный орган управления государственным фондом недр выдает юридическим лицам, указанным в соглашении о консорциуме, лицензии на право пользования участком недр континентального шельфа Российской Федерации в Северном Ледовитом и Тихом океанах с целью осуществления следующих видов работ:
геологического изучения, включающего поиск и (или) оценку месторождений полезных ископаемых;
разведки и добычи полезных ископаемых.
Указанная лицензия выдается федеральным органом управления государственным фондом недр в течение тридцати рабочих дней со дня вступления в силу соответствующего решения Правительства Российской Федерации об одобрении соглашения о консорциуме:
для геологического изучения, включающего поиск и (или) оценку месторождений полезных ископаемых на участках недр континентального шельфа Российской Федерации в Северном Ледовитом и Тихом океанах - на срок 8 лет;
для разведки и добычи полезных ископаемых на участках недр континентального шельфа Российской Федерации в Северном Ледовитом и Тихом океанах - на срок до 30 лет.
Статья 10. Обязательные условия соглашений о консорциумах
1. Соглашения о консорциумах должны содержать следующие обязательные требования и условия:
а) предметом соглашения является совместное использование участка недр континентального шельфа Российской Федерации в Северном Ледовитом и Тихом океанах;
б) не менее 25,1 процента долей в соглашении составляет доля агента;
в) условие о том, что открытие в процессе геологического изучения участка недр континентального шельфа Российской Федерации в Северном Ледовитом и Тихом океанах месторождения углеводородного сырья изменяет условие, предусмотренное подпунктом "б" пункта 1й настоящей статьи в следующей пропорции:
Объем прогнозируемой добычи углеводородного сырья в нефтяном эквиваленте (млн.баррелей) |
Доля агента в соглашении (в процентах) |
от 0 до 560 |
25,10% |
от 561 до 910 |
27,60% |
от 911 до 1260 |
32,60% |
от 1261 до 1610 |
40,10% |
от 1611 |
50,10% |
г) условие о совместном владении лицензиями на геологическое изучение недр и добычу полезных ископаемых, которые предусмотрены Законом Российской Федерации "О недрах";
д) определение участника соглашения, обеспечивающего реализацию прав и соблюдение обязанностей, а также лицензионных требований и условий, предусмотренных Законом Российской Федерации "О недрах" или условие об определении всеми участниками соглашения, организации, привлекаемой для выполнения указанных функций и которая будет являться оператором выполнения установленных указанным законом, прав, обязанностей, а также лицензионных требований и условий (далее такой участник соглашения или привлекаемая организация именуется - оператором соглашения);
е) признание всеми участниками соглашения условия об отсутствии у агента обязательств компенсировать затраты других участников соглашения на реализацию проекта, в том числе на осуществление геологоразведочных работ, строительство инфраструктуры для реализации добычи углеводородов, а также текущие операционные расходы, до момента получения агентом прибыли от продажи добытых углеводородов и прочих продуктов в рамках соглашения;
ж) обязательство агента компенсировать другим участникам соглашения фактически понесенные затраты на осуществление геологоразведочных работ, строительство инфраструктуры для добычи углеводородов, текущих операционных расходов после продажи добытых углеводородов и прочих продуктов в рамках проекта в размере доли агента в общем имуществе участников соглашения, определенной в подпункте "в" пункта 1 настоящей статьи;
з) условие о распределении между участниками соглашения доходов от коммерческого использования полученной геологической информации о недрах в размере пропорциональном фактически понесенным затратам на проведение геологоразведочных работ;
и) условие об ответственности участников соглашения по общим обязательствам пропорционально их доле в общем имуществе участников соглашения, определенной в пункте "в" части первой настоящей статьи;
к) признание всеми участниками соглашения, за исключением агента, условия, обязывающего возместить пропорционально своей доле в общем имуществе участников соглашения, определенной в подпункте "в" пункта 1 настоящей статьи, оператору соглашения, понесенные затраты в случае наступления ответственности последнего перед третьими лицами;
л) принятие всеми участниками соглашения условия, предусматривающего, что при прекращении лицензии по основаниям, предусмотренным в части 4 статьи 20 Закона Российской Федерации "О недрах", агенту выплачиваются денежные средства (штраф) в размере, пропорциональном размеру невыполненных работ, а в случае невозможности взыскания агентом денежных средств по предоставленной заявителем в обеспечение исполнения обязательств по исполнению условий пользования участком недр при подаче заявки на получение лицензии независимой (банковской) гарантии, за исключением случаев, когда владелец лицензии до истечения трехлетнего срока со дня выдачи лицензии обосновал отсутствие коммерческих запасов углеводородов на участке (участках) недр;
м) признание всеми участниками соглашения, за исключением агента, условия, при которых в рамках выданной лицензии на геологическое изучение недр участники проводят на каждом участке недр:
сейсморазведку 2Д на каждом участке лицензии в объеме 2,5 погонных километров на 1 квадратный километр площади в срок, не превышающий двух лет со дня выдачи лицензии;
сейсморазведку 3Д на каждом участке лицензии в срок, не превышающий четырех лет со дня выдачи лицензии;
бурение минимум одной поисковой скважины на каждом участке в срок, не превышающий трех лет с момента проведения сейсморазведочных работ;
н) условие о праве участников соглашения о совместной разработке участков недр континентального шельфа Российской Федерации в Северном Ледовитом и Тихом океанах (о создании консорциума) свободно распоряжаться принадлежащими им долями в общем имуществе консорциума, в том числе осуществлять их продажу, передачу в залог, внесение их в качестве вклада в уставный капитал хозяйственного товарищества или общества;
о) условие о преимущественном праве участников соглашения о совместной разработке участков недр континентального шельфа Российской Федерации в Северном Ледовитом и Тихом океанах (о создании консорциума) на приобретение отчуждаемой участником консорциума доли участия в нем (доли в праве на общее имущество консорциума);
п) условие о возможности присоединения к соглашению о совместной разработке участка (участков) недр (о создании консорциума) новых участников с общего согласия участников консорциума;
р) условие о распределении между участниками соглашения о совместной разработке участка (участков) недр (о создании консорциума) доходов от коммерческого использования полученной геологической информации о недрах пропорционально фактически понесенным затратам на проведение геологоразведочных работ;
с) условие об ответственности участников соглашения о совместной разработке участка (участков) недр (о создании консорциума) по общим обязательствам консорциума пропорционально их доле в общем имуществе консорциума;
т) условие об обязанности участников соглашения о совместной разработке участка (участков) недр (о создании консорциума), за исключением агента, возместить пропорционально своей доле в общем имуществе консорциума лицу, определенному участниками консорциума в качестве оператора, понесенные затраты в случае наступления ответственности последнего перед третьими лицами;
у) условие о распределении добытых углеводородов между участниками соглашения о совместной разработке участка (участков) недр (о создании консорциума).
2. Участки недр представляют собой геометризованные блоки, параметры которых указываются в лицензии на пользование недрами, в том числе площадь морского дна с координатами ее границ и глубины недр. В случаях предоставления в пользование участков континентального шельфа Российской Федерации в Северном Ледовитом и Тихом океанах геометризированные блоки ориентируются по меридианам и параллелям и имеют размеры не более 15 минут широты и 20 минут долготы и площадь от 400 до 550 квадратных километров каждый.
4. Если на участке не проводятся геологоразведочные работы более 3 лет, агент вправе обратиться в комиссию с предложением об изъятии лицензии (лицензий) у недропользователя (недропользователей). В случае изъятия лицензии с недропользователя взыскивается объем гарантийных средств пропорциональный размеру невыполненных работ. Если денежный эквивалент невыполненных работ равен или превышает объем гарантии, то с недропользователя взыскивается весь объем гарантии;
Если на этапе проведения геологоразведочных работ недропользователь обосновывает отсутствие коммерческих ресурсов или запасов, то по решению комиссии он имеет право сдать лицензию без конфискации доли обеспечения за не проведенный объем геологоразведочных работ.
При наличии обоснованных геологических предпосылок по заявлению недропользователя и на основании решения комиссии программа геологоразведочных работ может быть изменена.
5. Требования, установленные подпунктом "м" пункта 4 настоящей статьи, не распространяется на случаи, если на момент выдачи лицензии на участке недр уже открыто месторождение и недропользователь готов приступить к оценочному бурению или, если на момент выдачи лицензии на участке уже проведены сейсморазведочные работы и недропользователь готов приступить к поисковому бурению.
Статья 11. О внесении изменения в Закон Российской Федерации "О недрах"
Статью 1 Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 г. N 2395-1 "О недрах" (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 16, ст. 834; Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 10, ст. 823; 1999, N 7, ст. 879; 2000, N 2, ст. 141; 2001, N 21, ст. 2061; N 33, ст. 3429; 2002, N 22, ст. 2026; 2003, N 23, ст. 2174; 2004, N 27, ст. 2711; N 35, ст. 3607; 2006, N 17, ст. 1778; N 44, ст. 4538; 2007, N 27, ст. 3213; N 49, ст. 6056; 2008, N 18, ст. 1941; N 29, ст. 3418, 3420; N 30, ст. 3616; 2009, N 1, ст. 17; N 29, ст. 3601; N 52, ст. 6450; 2010, N 21, ст. 2527; N 31, ст. 4155; 2011, N 15, ст. 2018, 2025; N 30, ст. 4567, 4570, 4572, 4590; N 48, ст. 6732; N 49, ст. 7042; N 50, ст. 7343, 7359; 2012, N 25, ст. 3264; N 31, ст. 4322; N 53, ст. 7648; 2013, N 19, ст. 2312; N 30, ст. 4060, 4061; N 52, ст. 6961, 6973; 2014, N 26, ст. 3377; N 30, ст. 4261, 4262;
N 48, ст. 6647; 2015, N 1, ст. 11, 12, 52; N 27, ст. 3996; N 29, ст. 4350, 4359; 2016, N 15, ст. 2066; N 27, ст. 4212; 2017, N 31, ст. 4737, 4766; N 40, ст. 5750; 2018, N 23, ст. 3229; N 32, ст. 5135; 2019, N 31, ст. 4431; N 44, ст. 6176; N 49, ст. 6955; N 52, ст. 7823) дополнить абзацем девятым следующего содержания:
"Особенности отношений по поиску, разведке и добыче углеводородного сырья на участках недр континентального шельфа Российской Федерации в Северном Ледовитом и Тихом океанах устанавливаются Федеральным законом "Об особенностях организации освоения углеводородного сырья
континентального шельфа Российской Федерации в Северном Ледовитом и Тихом океанах и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".".
Статья 12. О внесении изменения в Федеральный закон "О континентальном шельфе Российской Федерации"
Статью 8 Федерального закона от 30 ноября 1995 г. N 187-ФЗ "О континентальном шельфе Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 49, ст. 4694; 1999, N 7, ст. 879; 2001, N 33, ст. 3429; 2003, N 17, ст. 1557; N 27, ст. 2700; N 46, ст. 4444; 2004, N 35, ст. 3607; 2005, N 19, ст. 1752; 2006, N 45, ст. 4640; 2007, N 50, ст. 6246; 2008, N 18, ст. 1941; N 29, ст. 3420; N 49, ст. 5748; 2009, N 52, ст. 6440; 2011, N 1, ст. 32; N 30, ст. 4590; N 48, ст. 6732; 2012, N 53, ст. 7612; N 53, ст. 7648; 2013, N 9, ст. 874; N 40, ст. 5038; 2014, N 6, ст. 566; N 42, ст. 5615; 2015, N 18, ст. 2630; 2016, N 27, ст. 4282; 2018, N 49, ст. 7515; 2019, N 51, ст. 7483) дополнить абзацем пятнадцатым следующего содержания:
"Особенности отношений, возникающих при пользовании участками в соответствии с условиями договоров простого товарищества с целью совместного использования участка (участков) недр континентального шельфа Российской Федерации в Северном Ледовитом и Тихом океанах, устанавливаются Федеральным законом "Об особенностях организации освоения углеводородного сырья континентального шельфа Российской Федерации в Северном Ледовитом и Тихом океанах и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
ГЛАВА V. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ
И ПЕРЕХОДНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 13. Заключительные и переходные положения
1. Положения статьи 9 настоящего Федерального закона не распространяются на участки недр континентального шельфа Российской Федерации в Северном Ледовитом и Тихом океанах, в отношении которых по состоянию на 1 января 2021 г. права пользования уже переданы недропользователям на основании лицензий на геологическое изучение недр, добычу полезных ископаемых, строительство и эксплуатацию подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, образования особо охраняемых объектов либо участков недр.
2. Положения пункта первого настоящей статьи не распространяются на случаи, если владелец лицензии на разведку континентального шельфа и разработку его минеральных ресурсов, организацию проведения буровых работ на континентальном шельфе, целей добычи минеральных природных ресурсов, а также для создания, эксплуатации и использования установок и сооружений, связанных с добычей минеральных природных ресурсов, самостоятельно изъявил желание (направил ходатайство агенту) о возможности заключения соглашения о консорциуме, на условиях, предусмотренных статьей 9 настоящего Федерального закона.
3. Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении девяноста дней со дня его официального опубликования.
Президент |
|
См. Сводный отчет, загруженный при публикации проекта
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.