Пояснительная записка к проекту Приказа Министерства транспорта РФ "О внесении изменений в Порядок ведения раздельного учета доходов и расходов субъектами естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок, утвержденный приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 23 октября 2018 г. N 373"
(подготовлен Минтрансом России 14.08.2020 г.)
Одной из статей затрат пригородных перевозчиков являются затраты на уплату лизинговых платежей за подвижной состав, приобретаемый взамен списываемых поездов ОАО "РЖД".
В соответствии с Методикой расчета экономически обоснованных затрат (ЭОУЗ), учитываемых при определении экономически обоснованного уровня тарифов (ЭОУТ) на перевозку пассажиров в пригородном железнодорожном сообщении (приказ ФАС России от 05.12.2017 N1649/17) расходы на лизинг распределяются между субъектами РФ следующим образом: "При включении лизинговых платежей в состав экономически обоснованных затрат субъекта регулирования, соответствующие основные средства по субъектам Российской Федерации определяются путем прямого отнесения. В случае невозможности выделения указанных затрат путем прямого отнесения, их распределение между субъектами Российской Федерации осуществляется пропорционально измерителю в соответствии с Порядком ведения раздельного учета".
То есть, Порядок ведения раздельного учета доходов и расходов субъектами естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок (приказ Минтранса России от 23.10.2018 N 373) должен предусматривать некий альтернативный алгоритм (измеритель) распределения затрат при невозможности прямого отнесения на конкретный субъект РФ.
Абсолютное большинство маршрутов АО "Центральная ППК" являются межсубъектными и прямое отнесение расходов на лизинг поезда, выполняющего движение по маршруту, на один конкретный регион невозможно.
Однако действующая редакция Порядка устанавливает правило распределение затрат на лизинг между субъектами РФ согласно измерителю "прямое отнесение на субъект Российской Федерации, предусматривающий затраты на лизинг в договорах на транспортное обслуживание населения" (строки 369-375 таблицы 3.5).
Следовательно, вопреки положениям Методики, Порядок в текущей редакции никоим образом не разрешает проблему распределения лизинговых платежей перевозчика между субъектами РФ в условиях, когда такое распределение методом прямого отнесения невозможно.
Большинство регионов любыми способами стараются уменьшить ЭОУЗ на пригородные перевозки, учитываемые при определении ЭОУТ для снижения размера необходимой субсидии из бюджета региона на компенсацию потерь перевозчика в связи с регулированием тарифов (установлением тарифов для населения ниже ЭОУТ). Для этого, в частности, регионы отказываются предусматривать лизинг поездов в договорах на транспортное обслуживание и вообще не учитывают расходы перевозчика на лизинговые платежи в составе ЭОУЗ.
Для АО "Центральная ППК" это приводит к тому, что расходы на лизинг поездов не компенсируются компании в рамках установленных тарифов. А субъекты РФ, принимающие лизинговые расходы и объективно оценивающие тарифную нагрузку на пассажиров, находятся в неравных условиях с субъектом РФ, на территории которого курсируют новые составы, но за которые данный субъект РФ отказывается платить.
Для упорядочивания ситуации и исключения возможности для субъектов РФ не принимать лизинговые платежи к учету в составе ЭОУЗ необходимо внести в Порядок изменения, предусматривающие использование измерителя для распределения затрат на лизинг при невозможности прямого отнесения.
Ранее действовавший Порядок (приказ Минтранса России от 12.08.2014 N 225) предусматривал распределение затрат на лизинг между субъектами РФ согласно измерителю "вагоно-км". То есть, затраты распределялись между субъектами РФ пропорционально объёму вагоно-километровой работы, выполняемой на территории соответствующих субъектов РФ.
Считаем необходимым заменить в Порядке измеритель "прямое отнесение на субъект Российской Федерации, предусматривающий затраты на лизинг в договорах на транспортное обслуживание населения" на измерители, связанные с определением объёмов вагоно-километровой работы без упоминания о договорах на транспортное обслуживание.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.