Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в статью 5 Федерального закона "О науке и государственной научно-технической политике" и в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации"
(подготовлен Минобрнауки России 21.08.2020 г.)
Проект федерального закона "О внесении изменений в статью 5 Федерального закона "О науке и государственной научно-технической политике" и в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" (далее - законопроект) разработан в соответствии с пунктом 123 плана законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации на 2020 год, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2019 г. N 3205-р, а также в целях реализации подпункта "г" пункта 1 перечня поручений Президента Российской Федерации по итогам совместного расширенного заседания президиума Государственного совета Российской Федерации и Совета при Президенте Российской Федерации по науке и образованию от 28 марта 2020 г. N Пр-589, поручения Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2020 г. N ТГ-П8-1373 и пункта 4 поручения Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2020 г. N ТГ-П8-2944.
Целями разработки законопроекта являются расширение полномочий наблюдательных советов образовательных организаций высшего образования, являющихся автономными учреждениями (далее - образовательные организации), а также нормативное закрепление особенностей создания и функционирования попечительских советов образовательных организаций высшего образования.
Расширение полномочий наблюдательных советов образовательных организаций обусловлено необходимостью повышения эффективности управления этими организациями.
Так, наблюдательный совет, являясь обязательным для автономных учреждений коллегиальным органом, в состав которого входят представители государственных органов, трудового коллектива и общественности, играет одну из ключевых ролей в управлении образовательными организациями.
Вместе с тем, в настоящий момент потенциал наблюдательных советов образовательных организаций используется в недостаточной мере, причиной чего являются, в том числе, ограничения законодательного характера. Так, полномочия наблюдательных советов установлены в части 1 статьи 11 Федерального закона от 3 ноября 2006 г. N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях" (далее - Закон об автономных учреждениях) исчерпывающим образом и в основном включают решение вопросов организационного и имущественного характера.
В свою очередь возможность участия указанного органа в принятии стратегических решений Законом об автономных учреждениях не предусмотрена.
Учитывая национальные цели и стратегические задачи развития Российской Федерации на период до 2024 года, поставленные в Указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года", в том числе по обеспечению глобальной конкурентоспособности российского образования, вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования, а также современные вызовы, стоящие перед образовательными организациями, возникла необходимость преобразования текущей модели наблюдательных советов посредством наделения указанного органа полномочиями по решению стратегических вопросов деятельности образовательной организации.
В связи с изложенным законопроектом предлагается закрепить полномочия наблюдательных советов по решению следующих стратегических вопросов:
1) рассмотрение по представлению руководителя образовательной организации программ развития образовательной организации, в том числе, в части выделения приоритетных направлений деятельности образовательной организации, и мониторинг их исполнения, включая рассмотрение отчетов о реализации программ развития;
2) рассмотрение по представлению руководителя образовательной организации значимых инновационных и инвестиционных программ и проектов образовательной организации.
Также в целях повышения качества и эффективности управления образовательной организацией законопроектом предлагается отнести к полномочиям наблюдательного совета образовательной организации согласование кандидатуры на должность руководителя образовательной организации, представление учредителю образовательной организации предложения о досрочном прекращении полномочий руководителя образовательной организации, а также проведение оценки деятельности руководителя образовательной организации.
Помимо прочего, в целях оптимизации и повышения эффективности управления имущественным комплексом образовательной организации к полномочиям наблюдательного совета предлагается отнести согласование совершения федеральной государственной образовательной организацией высшего образования, государственной образовательной организацией высшего образования субъекта Российской Федерации, муниципальной образовательной организацией высшего образования сделок по распоряжению имуществом, которым в соответствии с Законом об автономных учреждениях автономное учреждение не вправе распоряжаться самостоятельно, в случаях, установленных соответственно Правительством Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Кроме того, законопроектом предлагается отказаться от установления на законодательном уровне исчерпывающего перечня полномочий наблюдательного совета образовательной организации и предоставить ее учредителю права дополнять указанный перечень на уровне устава, что позволит создать более гибкую модель управления и оперативно реагировать на изменения внешней среды, в которой действуют образовательные организации.
Законопроектом также предлагается установить, что по вопросам, указанным в пунктах 1 - 4 и 7 части 1 статьи 11 Закона об автономных учреждениях наблюдательный совет образовательной организации высшего образования дает заключения, копии которых направляются учредителю автономного учреждения. Учредитель образовательной организации высшего образования принимает по этим вопросам решения по результатам рассмотрения заключений наблюдательного совета автономного учреждения. Заключения наблюдательного совета по указанным вопросам не являются обязательными для учредителя образовательной организации высшего образования, однако несогласие с заключениями наблюдательного совета должно быть мотивировано.
Помимо прочего, учитывая специфику деятельности образовательных организаций, в целях обеспечения участия в работе наблюдательных советов таких организаций иных лиц, наряду с теми, участие которых предусмотрено нормами Закона об автономных учреждениях, законопроектом предусматривается расширение состава наблюдательного совета образовательной организации.
Частью 2 статьи 1 Закона об автономных учреждениях установлено, что для автономных учреждений, осуществляющих деятельность, в том числе, в сфере образования, федеральными законами могут определяться особенности регулирования отношений, затрагивающих основы управления автономными учреждениями.
В связи с этим реализация предлагаемых вышеуказанных изменений статуса наблюдательных советов образовательных организаций возможна посредством внесения соответствующих изменений в Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Закон об образовании), поскольку указанный закон устанавливает особенности регулирования отношений, затрагивающих основы управления автономными учреждениями, являющимися образовательными организациями, и является для них отраслевым.
Учитывая изложенное, задачу по расширению полномочий наблюдательных советов образовательных организаций предлагается решить путем внесения соответствующих изменений в Закон об образовании.
Помимо вышеуказанных изменений законопроектом предлагается закрепить в Законе об образовании положения, касающиеся создания в государственных и муниципальных образовательных организациях высшего образования попечительских советов. При этом законопроектом предусмотрено, что создание попечительских советов в частных образовательных организациях высшего образования может быть предусмотрено их уставами. Также законопроект включает положения о полномочиях и особенностях формирования попечительных советов образовательных организаций.
Целями создания в образовательных организациях высшего образования попечительских советов предлагается определить содействие решению текущих и перспективных задач развития образовательной организации высшего образования, привлечение дополнительных финансовых и материальных ресурсов для обеспечения ее деятельности по приоритетным направлениям развития и осуществление контроля за их использованием, обеспечение совершенствования образовательной деятельности и материально-технического обеспечения образовательной деятельности.
Также в целях реализации подпункта "г" пункта 1 перечня поручений Президента Российской Федерации по итогам совместного расширенного заседания президиума Государственного совета Российской Федерации и Совета при Президенте Российской Федерации по науке и образованию от 28 марта 2020 г. N Пр-589 и пункта 4 поручения Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2020 г. N ТГ-П8-2944 законопроект дополнен положениями, предусматривающими участие в наблюдательных и попечительских советах образовательных организаций высшего образования представителей органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Также законопроектом предусмотрены положения, касающиеся наделения наблюдательных советов образовательных организаций полномочиями по рассмотрению программ развития таких организаций и их мониторингу.
Помимо прочего, во исполнение поручения Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2020 г. N ТГ-П8-1373 законопроектом предусмотрено внесение изменений в Федеральный закон от 23 августа 1996 г. N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике" и в Закон об образовании, согласно которым в случае, если учредителем научной организации и образовательной организации высшего образования является Российская Федерация, то в деятельности коллегиальных органов управления такой организации вправе участвовать лица, замещающие государственные должности Российской Федерации, и лица, замещающие государственные должности субъектов Российской Федерации, с предварительным уведомлением вышестоящего в порядке подчиненности должностного лица.
Реализация предлагаемых законопроектом решений не повлечет за собой возникновение социально-экономических, финансовых и иных последствий, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности.
Предлагаемые законопроектом решения не окажут влияния на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Принятие и реализация законопроекта не противоречит положениям договора о Евразийском экономическом союзе, положениям иных международных договоров Российской Федерации.
В законопроекте отсутствуют обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при рассмотрении дел об административных правонарушениях, или обязательных требований, соответствие которым проверяется при выдаче разрешений, лицензий, аттестатов аккредитации, иных документов, имеющих разрешительный характер.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.