Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации, Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации и Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации"
(подготовлен Минюстом России 21.08.2020 г.)
Проект федерального закона "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации, Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации и Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации" (далее - законопроект) разработан в целях реализации Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 26 июня 2020 г. N 30-П (далее - Постановление).
Постановление принято по результатам рассмотрения дела по жалобам граждан, которым судами было отказано в пересмотре судебных решений по вновь открывшимся обстоятельствам в связи с принятием постановления Конституционного Суда Российской Федерации, которым нормы, положенные в основу оспариваемых судебных актов, признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации. Основанием для отказа послужил пункт 3 части четвертой статьи 392 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), согласно которому новым обстоятельством, влекущим пересмотр вступившего в законную силу судебного постановления, является признание Конституционным Судом Российской Федерации не соответствующим Конституции Российской Федерации закона, примененного в конкретном деле, в связи с принятием решения по которому заявитель обращался в Конституционный Суд Российской Федерации.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации с момента вступления в силу постановления Конституционного Суда Российской Федерации никто не вправе применять закон, признанный Конституционным Судом Российской Федерации не соответствующим Конституции Российской Федерации, равно как и применять закон, служивший предметом рассмотрения Конституционного Суда Российской Федерации, в каком-либо ином, отличном от выявленного Конституционным Судом Российской Федерации, правовом смысле.
В соответствии с Постановлением федеральному законодателю надлежит внести в правовое регулирование изменения, направленные на установление правового механизма пересмотра судебных постановлений, основанных на актах или их отдельных положениях, признанных постановлением Конституционного Суда Российской Федерации неконституционными (или получивших в нем конституционное истолкование), не исполненных (либо исполненных частично) на момент вынесения такого постановления Конституционного Суда Российской Федерации.
Законопроект предусматривает внесение в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации (далее - АПК РФ), ГПК РФ и Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) изменений, которыми к новым обстоятельствам, влекущим пересмотр вступившего в законную силу судебного постановления, отнесены:
признание Конституционным Судом Российской Федерации не соответствующим Конституции Российской Федерации акта или его отдельного положения, на котором основано оспариваемое судебное постановление, не исполненное или частично не исполненное на момент вынесения постановления Конституционного Суда Российской Федерации;
расходящееся с примененным истолкование Конституционным Судом Российской Федерации акта или его отдельного положения, на котором основано оспариваемое судебное постановление, не исполненное или частично не исполненное на момент вынесения постановления Конституционного Суда Российской Федерации.
Это позволит судам отменять судебные постановления, вступившие в законную силу. Отмена судебного постановления будет основанием для прекращения исполнительного производства.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 39 Федерального закона от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Федеральный закон) исполнительное производство может быть приостановлено судом в случае оспаривания судебного акта, на основании которого выдан исполнительный документ. Исполнительное производство прекращается судебным приставом-исполнителем в случае отмены судебного акта, на основании которого выдан исполнительный документ (пункт 4 части 2 статьи 43 Федерального закона).
Предлагаемые законопроектом изменения позволят привести положения АПК РФ, ГПК РФ и КАС РФ в соответствие с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации.
Реализация положений, предусмотренных законопроектом, не повлечет социально-экономических, финансовых и иных последствий, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, а также не повлияет на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
В законопроекте отсутствуют обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при рассмотрении дел об административных правонарушениях, а также обязательные требования, соответствие которым проверяется при выдаче разрешений, лицензий, аттестатов аккредитации, иных документов, имеющих разрешительный характер.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.