Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в статью 333.33 части второй Налогового кодекса Российской Федерации (в части установления размера государственной пошлины за предоставление или продление срока действия лицензии на розничную продажу алкогольной продукции)"
(подготовлен Минпромторгом России 24.08.2020 г.)
Проект федерального закона "О внесении изменений в статью 33333 части второй Налогового кодекса Российской Федерации (в части установления размера государственной пошлины за предоставление или продление срока действия лицензии на розничную продажу алкогольной продукции)" (далее - законопроект) подготовлен во исполнение пункта 8 плана мероприятий ("дорожной карты") по стабилизации ситуации и развитию конкуренции на алкогольном рынке, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2015 г. N 2413-р, а также пункта 3 раздела VI плана мероприятий "Трансформация делового климата", утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 января 2019 г. N 20-р (в редакции распоряжения Правительства Российской Федерации от 17 января 2020 г. N 19-р).
В настоящее время в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации (абзац двадцать четвертый подпункта 94 пункта 1 статьи 33333) размер государственной пошлины за предоставление или продление срока действия лицензии на розничную продажу алкогольной продукции (далее также - государственная пошлина, лицензия) составляет 65 000 рублей за каждый год действия лицензии. При этом размер государственной пошлины за предоставление (продление) вышеуказанной лицензии не зависит от количества обособленных объектов (помещений), имеющихся у организации.
Таким образом, создается ситуация, когда крупная торговая сеть и один сельский магазин платят государственную пошлину в одном и том же размере, что приводит к неравным условиям.
Следует отметить, что во многих городах более чем в 2 раза превышен норматив минимальной обеспеченности площадью торговых объектов. Кроме того, анализ работы по борьбе с контрафактной алкогольной продукцией показывает, что оборот нелегального алкоголя выходит за рамки "городской черты" и "оседает" в сельской местности.
Кроме того, увеличенный с 1 января 2015 г. размер государственной пошлины оказался "неподъемен" для многих предприятий малого и среднего бизнеса. Часть таких предприятий была вынуждена прекратить свою деятельность либо отказаться от получения лицензии. Все это приводит к увеличению роста теневой торговли алкогольной продукцией и, соответственно, уменьшению поступления денежных средств в соответствующие бюджеты бюджетной системы Российской Федерации.
Таким образом, для выхода из сложившейся ситуации представляется целесообразным снижение размера государственной пошлины.
Законопроектом предусматривается установление государственной пошлины за предоставление (продление) лицензии в размере 1000 рублей за месяц срока действия лицензии (12 000 рублей в год).
Помесячная госпошлина придаст стимул для развития сезонной торговли.
Следует отметить, что законопроект подготовлен одним "пакетом" с проектом федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" в части закрепления возможности выдачи лицензии на розничную продажу алкогольной продукции на каждый торговый объект или объект общественного питания". Указанным проектом федерального закона предусматривается право заявителя на получение лицензии на розничную продажу алкогольной продукции, в том числе при оказании услуг общественного питания, на каждый торговый объект, объект общественного питания и (или) на несколько объектов организации.
Указанным проектом федерального закона предлагается закрепить право заявителя на указание в лицензиях одного или нескольких своих обособленных подразделений. Заявитель будет вправе получать несколько лицензий и группировать объекты в лицензиях, распределяя риски и учитывая экономическую целесообразность.
Таким образом, достижению равных условий между хозяйствующими субъектами будет способствовать закрепление свободы выбора заявителя на получение лицензии на один объект (объект общественного питания) и(или) несколько объектов, а также снижение размера госпошлины, учитывая, что хозяйствующие субъекты уже дифференцированы по количеству принадлежащих им торговых объектов.
Предлагаемые законопроектом изменения позволят:
создать равные конкурентные условия деятельности на потребительском рынке;
реализовать инвестиционный потенциал малого и среднего бизнеса;
обеспечить положительный бюджетный эффект с привлечением дополнительных доходов федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации за счет выхода из теневого сегмента нелегальных продавцов алкогольной продукции.
Кроме того, данные изменения окажут положительный мультипликативный эффект на состояние алкогольного рынка. Упрощение и снижение издержек на лицензирование розничной продажи алкогольной продукции повлияет на увеличение акцизных и прочих сборов и окажет позитивное влияние на легальный рынок.
В законопроекте не содержится обязательных требований, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при рассмотрении дел об административных правонарушениях, или обязательных требований, соответствие которым проверяется при выдаче разрешений, лицензий, аттестатов аккредитации, иных документов, имеющих разрешительный характер, о соответствующем виде государственного контроля (надзора), виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение обязательных требований или последствиях их несоблюдения.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г., а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.