Минэкономразвития России в соответствии с подпунктом "а" пункта 26 Правил проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и проектов решений Евразийской экономической комиссии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. N 1318 (далее - Правила), рассмотрело проект постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2000 г. N 987" (далее - проект акта), направленный для подготовки настоящего заключения Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (далее - Роспотребнадзор, разработчик), и сообщает следующее.
Проект акта направлен разработчиком для подготовки настоящего заключения повторно.
Проект акта подготовлен разработчиком в соответствии с пунктом 5 Плана-графика подготовки актов Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, необходимых для реализации норм Федерального закона от 1 марта 2020 г. N 47-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О качестве и безопасности пищевых продуктов" и статью 37 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" с целью реализации положений пункта 10 статьи 1 указанного Федерального закона, дополнивших полномочия ряда федеральных органов исполнительной власти полномочиями по осуществлению государственного надзора в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов в рамках федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей и карантинного фитосанитарного контроля в специализированных пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации.
Вносимые проектом акта изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2000 г. N 987 (далее соответственно - проект изменений, проектируемое изменение, Постановление N 987) предусматривают разграничение полномочий между федеральными органами исполнительной власти при осуществлении государственного надзора в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов.
Также проектом изменений признается утратившим силу Положение о государственном надзоре в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов, утвержденное Постановлением N 987 (далее - Положение).
Информация об оценке регулирующего воздействия проекта акта размещена разработчиком на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: http://regulation.gov.ru (ID проекта акта: 02/07/06-20/00103056).
Разработчиком проведено публичное обсуждение проекта акта и сводного отчета в период с 19 июня по 13 июля 2020 года.
Разработчиком представлена сводка предложений, в которой указаны причины отклонения двух идентичных замечаний, представленных в период проведения публичного обсуждения проекта акта, а также позиция Некоммерческой организации "Всероссийская ассоциация рыбохозяйственных предприятий, предпринимателей и экспортеров" об отсутствии замечаний к проекту акта.
По результатам рассмотрения проекта акта и сводного отчета установлено, что при подготовке проекта акта процедуры, предусмотренные пунктами 9-23 Правил, разработчиком в целом соблюдены.
Между тем полагаем необходимым обратить внимание на следующее.
1. Пунктом 1 проектируемого изменения разработчиком предлагается наделить полномочиями по осуществлению государственного надзора в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов федеральные органы исполнительной власти в пределах своей компетенции в рамках осуществляемых ими иных видов государственного контроля (надзора).
С учетом изложенного установление в проекте акта предметов проверки в рамках осуществления отдельных видов государственного контроля (надзора) не относится к его предмету, а также носит расширительный по отношению к требованиям Федерального закона от 2 января 2000 г. N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов" (далее - Федеральный закон N 29-ФЗ) характер.
Кроме того, в зависимости от вида государственного контроля (надзора) разработчиком применяются различные принципы установления предмета проверок.
Например, Федеральный закон N 29-ФЗ предусматривает установление обязательных требований к пищевой ценности пищевых продуктов в рамках требований к обеспечению качества и безопасности пищевых продуктов только в отношении пищевых продуктов для питания детей (часть 2 статьи 15, часть 1 статьи 25.1 указанного Федерального закона, в том числе с учетом изменений, внесенных Федеральным законом от 13 июля 2020 г. N 194-ФЗ).
Одновременно требования к организации питания также устанавливаются Федеральным законом N 29-ФЗ исключительно в отношении организации питания детей в соответствии с положениями главы IV.1 указанного Федерального закона, а также в отношении отдельных категорий граждан (пациентов медицинских организаций, лиц пожилого возраста, лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда) в соответствии с положениями главы IV.2 указанного Федерального закона.
Кроме того, предусмотренная абзацем третьим подпункта "б" пункта 1 проектируемого изменения формулировка "обязательным требованиям, установленным в соответствии с международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, обеспечивающими качество и безопасность пищевых продуктов", носит неопределенно широкий характер.
Нуждаются в дополнительной проработке положения абзаца четвертого подпункта "б" проектируемой редакции пункта 1 Постановления N 987, предусматривающие отнесение к предмету вида контроля (надзора) не обязательные требования, а предупреждение действий, вводящих потребителей пищевых продуктов в заблуждение, и предотвращение причинения вреда имуществу потребителей.
2. Предлагаемое проектом акта разграничение полномочий органов государственного контроля (надзора) за соблюдением обязательных требований в рамках осуществления федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора, федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей и федерального государственного ветеринарного надзора не исключает дублирования указанных полномочий, в том числе, например, в отношении переработанной (готовой) пищевой продукции, а также в части соблюдения требований по маркировке пищевых продуктов.
3. Необходимо отметить, что государственный надзор и контроль за качеством и безопасностью зерна и продуктов его переработки, ранее предусмотренный статьей 21 Закона Российской Федерации от 14 мая 1993 г. N 4973-1 "О зерне", в настоящее время не применяется как вид государственного контроля (надзора) ввиду того, что статья 21 указанного закона, предусматривающая осуществление указанного контроля (надзора) уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти, утратила силу с 1 августа 2011 года в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 70 Федерального закона от 18 июля 2011 г. N 242-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
4. Также обращаем внимание, что в рамках проводимой реформы контрольной (надзорной) деятельности принят Федеральный закон от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре") и муниципальном контроле в Российской Федерации" (вступает в силу с 1 июля 2021 г.).
В настоящее время Минэкономразвития России по поручению Правительства Российской Федерации подготовлен проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - проект закона-спутника).
С учетом сложившейся практики осуществления государственного контроля (надзора) за соблюдением обязательных требований в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов фактически в рамках действующих видов государственного контроля (надзора), проектом закона-спутника предлагается упразднить государственный надзор в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов, материалов и изделий как самостоятельный вид государственного контроля (надзора). Одновременно предлагается предусмотреть, что оценка соблюдения обязательных требований в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов, материалов и изделий проводится в рамках осуществления федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора, федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей, федерального государственного ветеринарного надзора. В связи с изложенным в целях исключения правовой неопределенности полагаем целесообразным предусмотреть отмену осуществления федеральными органами исполнительной власти государственного надзора в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов как вида надзора.
Таким образом, на основании проведенной оценки регулирующего воздействия проекта акта, с учетом информации, представленной разработчиком в сводном отчете, Минэкономразвития России сделан вывод о достаточном обосновании решения проблемы предложенным способом регулирования, однако вместе с тем проект акта содержит положения, вводящие избыточные обязанности, запреты и ограничения для физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности или способствующих их введению, а также положения, приводящие к возникновению необоснованных расходов физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.