Минэкономразвития России в соответствии с пунктом 26 Правил проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и проектов решений Евразийской экономической комиссии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. N 1318 (далее - Правила), рассмотрело проект федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части ответственности за совершение правонарушений в сфере геодезии и картографии" (далее соответственно - законопроект, КоАП РФ), разработанный и направленный для подготовки настоящего заключения Росреестром (далее - разработчик), и сообщает следующее.
В соответствии с пунктом 1.6 сводного отчета о проведении оценки регулирующего воздействия проекта акта (далее - сводный отчет) законопроект разработан в целях приведения нормативно-правовых актов в соответствие с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пояснительной запиской к законопроекту, прилагаемой в комплекте направленных разработчиком материалов в целях подготовки настоящего заключения об оценке регулирующего воздействия, законопроект разработан в целях административной защиты норм Федерального закона от 30 декабря 2015 г. N 431-ФЗ "О геодезии, картографии и пространственных данных и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 431-ФЗ), регулирующего отношения, возникающие при осуществлении геодезической и картографической деятельности, включая поиск, сбор, хранение, обработку, предоставление и распространение пространственных данных, в том числе с использованием информационных систем.
Разработчиком проведены публичные обсуждения законопроекта и сводного отчета в период с 19 июня по 20 июля 2020 года.
Информация об оценке регулирующего воздействия законопроекта размещена разработчиком на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - официальный сайт) по адресу: http://regulation.gov.ru (ID проекта: 02/04/06-20/00103090).
Минэкономразвития России в соответствии с пунктом 28 Правил были проведены публичные консультации с субъектами предпринимательской и иной экономической деятельности в период с 4 по 11 августа 2020 года.
По итогам проведения публичных консультаций по законопроекту в Минэкономразвития России поступили позиция Саморегулируемой организации Ассоциация "Гильдия кадастровых инженеров", не содержащая замечаний и предложений в отношении предлагаемого регулирования, а также позиции Ассоциации "Национальная палата кадастровых инженеров", Ассоциации "Национальное объединение саморегулируемых организаций кадастровых инженеров", содержащие замечания и предложения, рекомендуемые к рассмотрению разработчиком в целях их возможного учета (прилагаются).
По результатам рассмотрения законопроекта и сводного отчета Минэкономразвития России обращает внимание на наличие следующих замечаний к законопроекту, а также рисков принятия предлагаемого им регулирования.
1. Законопроектом предусматривается установление административной ответственности за правонарушение, не предусмотренное законодательством Российской Федерации.
Так, статьей 7.26 КоАП РФ в редакции законопроекта устанавливается административная ответственность в виде административного штрафа на граждан, должностных лиц, юридических лиц за несоблюдение предусмотренных договором или лицензионным договором условий использования пространственных данных и материалов, предоставленных из государственных фондов пространственных данных.
В соответствии с частью 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Вместе с тем гражданское законодательство основывается на недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела (пункт 1 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации, далее - ГК РФ), граждане и юридические лица свободны в заключении договора (статья 421), главой 25 ГК РФ регламентирована ответственность за нарушение обязательств.
Таким образом, в рамках обозначенных нормативных обстоятельств полагаем, что возможность включения статьи 7.26 КоАП РФ в редакцию законопроекта вызывает сомнение.
2. Статьей 19.38 КоАП РФ в редакции законопроекта предлагается установить административную ответственность за нарушение требований к выполнению геодезических и картографических работ и их результатам, установленных законодательством Российской Федерации о геодезии и картографии, включая соблюдение установленных требований к геодезическим сетям специального назначения, в том числе сетям дифференциальных станций.
Вместе с тем установление указанной ответственности представляется преждевременным по следующим основаниям.
В соответствии с частью 4 статьи 5 Закона N 431-ФЗ требования к геодезическим и картографическим работам и их результатам, за исключением указанных в части 2 статьи 6 Закона N 431-ФЗ геодезических и картографических работ, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере геодезии и картографии, а также по согласованию с ним другими федеральными органами исполнительной власти в пределах их компетенции. При этом действующими нормативными правовыми актами указанные требования не установлены.
Также в настоящее время ни Законом N 431-ФЗ, ни принятыми в соответствии с ним подзаконными актами не раскрывается на правовом уровне понятие "геодезическая сеть специального назначения". Вместе с тем при проектировании нормативных предписаний в сфере административной ответственности неприемлема любая форма неопределенности, двусмысленности, порождающая возможность расширительного толкования (применения), поскольку следствием данных дефектов нормативного текста выступает риск применения административных санкций: штрафа, дисквалификации, приостановление деятельности.
Таким образом, полагаем, что в отсутствие установленных на законодательном уровне требований не может быть установлена административная ответственность за нарушение таких требований.
По результатам проведенной оценки регулирующего воздействия законопроекта с учетом информации, представленной разработчиком в сводном отчете, Минэкономразвития России сделаны следующие выводы.
Наличие проблемы и целесообразность ее решения с помощью регулирования, предусмотренного законопроектом, разработчиком обоснованы.
С учетом информации, представленной разработчиком, в законопроекте выявлены положения, вводящие избыточные обязанности, запреты и ограничения для физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности или способствующие их введению, а также положения, приводящие к возникновению необоснованных расходов физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Приложение: на 3 л. в 1 экз.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.