Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих"
(подготовлен Минобороны России 26.08.2020 г.)
Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих" (далее - проект федерального закона) направлен на повышение эффективности использования средств федерального бюджета и обеспечение реализации военнослужащими прав на жилищное обеспечение в рамках накопительно-ипотечной системы.
1. В настоящее время выплата участникам накопительно-ипотечной системы накоплений для жилищного обеспечения производится ФГКУ "Росвоенипотека", обеспечивающим в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2005 г. N 800 функционирование накопительно-ипотечной системы (далее - Учреждение), а средства, дополняющие указанные накопления, предоставляются участникам финансовыми органами федеральных органов исполнительной власти или федеральных государственных органов, в которых участники накопительно-ипотечной системы проходят военную службу и состоят на финансовом обеспечении.
Проект федерального закона предусматривает, что предоставление военнослужащим с именного накопительного счета всех средств накоплений для жилищного обеспечения, в том числе касающихся дополнительных выплат, осуществляет Учреждение непосредственно при закрытии именных накопительных счетов и исключении военнослужащих из накопительно-ипотечной системы. Принятие решения о предоставлении дополнительных выплат остается в функциях федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов.
Такой подход обеспечит оперативное и своевременное осуществление указанных выплат, увеличит суммы инвестиционного дохода участников, а также решит вопрос своевременного и полного возврата в федеральный бюджет денежных средств, предоставленных участникам, после даты возникновения основания для исключения их из реестра в случае увольнения их с военной службы с правом на использование накоплений.
В настоящее время выплата средств, дополняющих накопления, фактически производится в полном объеме даже тем участникам накопительно-ипотечной системы, которым по договорам целевого жилищного займа были предоставлены денежные средства после даты возникновения основания для исключения их федеральными органами исполнительной власти или федеральными государственными органами из реестра участников накопительно-ипотечной системы. Что приводит к возникновению задолженности по возврату средств в федеральный бюджет.
В среднем за год такая сумма превышает 100 млн. рублей.
2. В ходе реализации накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих сложилась практика неоднозначного применения редакции пункта 3 части 2 статьи 9 Федерального закона "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих" (далее - Федеральный закон) в части включения в накопительно-ипотечную систему прапорщиков и мичманов, которые заключили первый контракт о прохождении военной службы после 1 января 2005 года. Основанием участия таких военнослужащих в накопительно-ипотечной системе является общая продолжительность военной службы по контракту три года.
В то же время если военнослужащие получают воинское звание прапорщик или мичман и их общая продолжительность военной службы при этом превышает три года, то учитывая действующие нормы пункта 3 части 2 статьи 9 Федерального закона они включаются в накопительно-ипотечную систему в обязательном порядке, так как фактически имеют 3 года продолжительности военной службы по контракту.
Такой подход ущемляет права указанных военнослужащих на жилищное обеспечение. Дополнение, вносимое в пункт 3 части 2 статьи 9 Федерального закона, уточняет порядок участия прапорщиков и мичманов в накопительно-ипотечной системе в части того, что при заключении контракта о прохождении военной службы в воинском звании прапорщик или мичман общая продолжительность их военной службы должна составлять не более трех лет. Аналогичный подход установлен и для военнослужащих, указанных в пунктах 8, 10 и 12 части 2 статьи 9 Федерального закона.
3. Согласно части 3 статьи 9 Федерального закона исключение военнослужащего из реестра участников накопительно-ипотечной системы возможно только при возникновении следующих оснований:
увольнение его с военной службы;
исключение его из списков личного состава воинской части в связи с его гибелью или смертью, признанием его в установленном порядке безвестно отсутствующим или объявлением его умершим;
исполнение государством своих обязательств по обеспечению военнослужащего в период прохождения военной службы жилым помещением (за исключением жилого помещения специализированного жилищного фонда) иным предусмотренным нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации способом за счет средств федерального бюджета.
В случае ошибочного (безосновательного) включения военнослужащего в реестр участников накопительно-ипотечной системы законодательно не установлено исключение его из данного реестра.
Конституционный Суд Российской Федерации Определением от 14 января 2016 года N 1-П указал на необходимость соблюдения принципов правовой определенности и поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, которые гарантируют гражданам, что решения принимаются на основе строгого исполнения законодательных предписаний, а также внимательного и ответственного подхода к оценке фактических обстоятельств, с которыми закон связывает возникновение прав, тщательности при оформлении соответствующих документов, подтверждающих наличие условий, необходимых для реализации этих прав, с тем чтобы гражданин как участник соответствующих правоотношений мог быть уверен в стабильности своего официально признанного статуса и в том, что приобретенные в силу этого статуса права будут уважаться государством и будут реализованы. Такое правовое регулирование, при котором добросовестный гражданин, доверившийся ошибочному решению о предоставлении социальной выплаты, в связи с ее отменой утрачивает существенный источник дохода, который он получал в течение длительного времени, при том что возвращению к прежнему жизненному укладу препятствуют объективные трудности, не соответствует принципу справедливого равновесия между требованиями общего интереса и необходимостью защиты права этого лица.
Данный подход также изложен в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 7 декабря 2017 г. N 2794-О и соответствуют статьи 40 Конституции Российской Федерации и Определению Верховного Суда Российской Федерации от 15 июня 2017 г. N 206-КГ17-4.
В целях реализации военнослужащими права на обеспечение жилыми помещениями в рамках накопительно-ипотечной системы в проекте федерального закона закреплено право военнослужащих на участие в накопительно-ипотечной системе в случае, если они фактически уже получили накопления для жилищного обеспечения, средства дополняющие накопления для жилищного обеспечения или средства, предоставленные по договору целевого жилищного займа.
Следует также учитывать, что в соответствии с частью 3 статьи 11 Федерального закона получение участником накопительно-ипотечной системы накоплений для жилищного обеспечения, средств дополняющих накопления для жилищного обеспечения, средств целевого жилищного займа или направление уполномоченным федеральным органом кредитору участника средств целевого жилищного займа является исполнением государством обязательств по жилищному обеспечению военнослужащего.
В этой связи проект федерального закона устанавливает, что военнослужащий ошибочно включенный в реестр подлежит исключению из реестра, в случае если он не получал средства накоплений для жилищного обеспечения.
4. Согласно статье 10 Федерального закона у участников накопительно-ипотечной системы право на использование накоплений возникает по достижении минимальной общей продолжительности военной службы 10 лет.
В то же время участник накопительно-ипотечной системы вправе приобрести жилое помещение через три года после включения в реестр участников накопительно-ипотечной системы. В среднем общая продолжительность военной службы участника накопительно-ипотечной системы, который приобретает жилое помещение сразу после возникновения у него такого права, составляет 8 лет.
Проект федерального закона устанавливает единый подход к возникновению у военнослужащего права на приобретение жилого помещения и права на использование накоплений.
Законопроектом предусмотрено, что средства накоплений для жилищного обеспечения по договору целевого жилищного займа будут предоставляться военнослужащему не менее чем через 5 лет его участия в накопительно-ипотечной системе. Общая продолжительность военной службы такого военнослужащего как правило составляет не менее 10 лет.
Законопроект гармонизирует возникновение у участника накопительно-ипотечной системы права на получение средств целевого жилищного займа и права на использование накоплений для жилищного обеспечения, учтенных на его именном накопительном счете, что исключит случаи возникновения просроченной задолженности по возврату средств в федеральный бюджет военнослужащими, которые увольняются с военной службы по организационно-штатным мероприятиям, состоянию здоровья или семейным обстоятельствам до возникновения у них права на использование накоплений для жилищного обеспечения.
Всего численность участников накопительно-ипотечной системы, которые приобрели жилые помещения и были уволены с военной службы без права на использование накоплений для жилищного обеспечения, составляет более 6,0 тыс. человек и продолжает увеличиваться. Возврат средств накоплений в федеральный бюджет и дальнейшее погашение ипотечного кредита за счет собственных средств указанные военнослужащие в основном своевременно не осуществляют. Задолженность данных военнослужащих по возврату средств в федеральный бюджет достигла 7,1 млрд. рублей, в том числе просроченная - 4,8 млрд. рублей.
При этом жилое помещение такого должника - бывшего военнослужащего, приобретенное с использованием средств целевого жилищного займа и предоставленного кредитной организацией ипотечного кредита, находится в залоге одновременно у соответствующего кредитора и Российской Федерации. В случае обращения взыскания на такое залоговое имущество требования Российской Федерации удовлетворяются после удовлетворения требований кредитора. В связи с этим возврат задолженности указанных должников в бюджет в полном объеме своевременно не обеспечивается. Более 50 % данной задолженности является просроченной и принимает характер безнадежной к взысканию.
Законопроект исключает случаи возникновения просроченной задолженности по возврату средств в федеральный бюджет военнослужащими, которые увольняются с военной службы до возникновения у них права на использование накоплений для жилищного обеспечения, по организационно-штатным мероприятиям, состоянию здоровья или семейным обстоятельствам, и возможные при этом потери бюджетных средств.
Также необходимо отметить, что в связи с увеличением военнослужащим предельного возраста пребывания на военной службе (в среднем от 3 до 5 лет) у участников накопительно-ипотечной системы в результате принятия проекта федерального закона не снизится ни средний период, на который предоставляется ипотечный кредит (13-15 лет), ни сумма предоставляемого им кредита.
5. Проект федерального закона регулирует вопрос жилищного обеспечения членов семьи участника накопительно-ипотечной системы, который был уволен с военной службы и исключен из реестра участников с правом на использование накоплений для жилищного обеспечения, но в связи с гибелью (смертью) после увольнения с военной службы не получил накопления для жилищного обеспечения. В законопроекте предусмотрено, что у членов семьи такого военнослужащего возникает право на получение средств для жилищного обеспечения с именного накопительного счета участника.
В случае отсутствия членов семьи у указанного военнослужащего, денежные средства с его именного счета вправе получить его родители (усыновители). Такой подход также соответствует статье 12 Федерального закона.
6. В целях повышения эффективности использования средств федерального бюджета, выделенных в рамках накопительно-ипотечной системы, законопроект предусматривает предоставление военнослужащему указанных средств в период прохождения военной службы по контракту только непосредственно для жилищного обеспечения в виде целевого жилищного займа или накоплений для жилищного обеспечения по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, в том числе в льготном исчислении. Что соответствует общему подходу Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" об обеспечении жильем военнослужащих-граждан, уволенных с военной службы по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более. Основания возникновения права на использование накоплений при этом остаются неизменными.
7. Концепция Федерального закона и финансово-экономическое обоснование перехода к накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих предусматривали основания включения в накопительно-ипотечную систему основных составов военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, - солдаты, прапорщики, офицеры. В соответствии с моделью прохождения военной службы каждой из указанных категорий военнослужащих и устанавливались основания включения их в реестр участников накопительно-ипотечной системы. Отдельные основания, связанные с условиями прохождения военной службы по контракту не устанавливались, в том числе и для военнослужащих, проходящих обучение в военных образовательных учреждениях профессионального образования.
Курсанты военно-учебных учреждений в реестр участников накопительно-ипотечной системы не включаются. В связи с этим законопроект предусматривает солдат, сержантов, проходящих обучение в военных образовательных учреждениях, относить к участникам накопительно-ипотечной системы и включать в реестр участников накопительно-ипотечной системы в соответствии с пунктом 1 части 1 и пунктом 1 части 2 статьи 9 Федерального закона.
8. Проект федерального закона уточняет нормы, касающиеся исполнения государством обязанностей по жилищному обеспечению военнослужащих (часть 3 статьи 11 Федерального закона). В целях регулирования правоприменения указанных норм законопроект сохраняет участникам накопительно-ипотечной системы право на обеспечение служебным жильем или получение компенсации за поднаем жилья в период прохождения военной службы в установленном порядке.
9. Проект федерального закона вносит в части 2 и 3 статьи 5 Федерального закона уточнения юридико-технического характера.
Положения проекта федерального закона соответствуют положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, иных международных договоров, не повлияют на достижение целей государственных программ Российской Федерации, не повлекут негативных социально-экономических, финансовых и иных последствий и не содержат обязательных требований, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора).
Реализация проекта федерального закона не потребует дополнительных расходов федерального бюджета.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.