Проект Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О приватизации государственного и муниципального имущества"
(подготовлен Минэнерго России 01.09.2020 г.)
Проект
Вносится Правительством
Российской Федерации
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О внесении изменения в Федеральный закон "О приватизации государственного и муниципального имущества" (в части приватизации сетей газораспределения и сетей газопотребления)
Статья 1
Внести в Федеральный закон от 21 декабря 2001 года N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 4, ст. 251; 2003, N 9, ст. 805; 2005, N 19, ст. 1750; N 25, ст. 2425; N 30, ст. 3101; N 52, ст. 5602; 2006, N 1, ст. 10; N 2, ст. 172; N 17, ст. 1782; N 31, ст. 3454; N 52 (часть 2), ст. 5504; 2007, N 7, ст. 834; N 18, ст. 2117; N 21, ст. 2455; N 31, ст. 4009; N 46, ст. 5557; N 49, ст. 6079; 2008, N 20, ст. 2251, ст. 2253; N 30 (часть 1), ст. 3615; N 30 (часть 2), ст. 3616, ст. 3617; 2009, N 19, ст. 2279; 2010, N 23, ст. 2788; N 29, ст. 3618; N 48, ст. 6246; 2011, N 27, ст. 3880; N 29, ст. 4292; N 30 (часть 1), ст. 4562, ст. 4568; N 48, ст. 6728; N 50, ст. 7343, ст. 7359; 2013, N 27, ст. 3477; N 30 (часть 1), ст. 4077; N 44, ст. 5630; 2014, N 22, ст. 2771; N 26 (часть 1), ст. 3400; N 30 (часть 1), ст. 4260, ст. 4266; N 43, ст. 5799; N 48, ст. 6637; 2015, N 1 (часть 1), ст. 72; N 14, ст. 2022; N 27, ст. 3947, ст. 3971; N 29 (часть 1), ст. 4342; 2016, N 1 (часть 1), ст. 11; N 26 (часть 1), ст. 3890; N 27 (часть 1), ст. 4198; N 27 (часть 2), ст. 4299, ст. 4300; 2017, N 27, ст. 3952; 2018, N 1 (часть 1), ст. 89; N 23, ст. 3229; N 27, ст. 3954; 2019, N 10, ст. 890; N 14 (часть 1), ст. 1458; N 31, ст. 4460) изменение, дополнив статьей 30.4 следующего содержания:
"Статья 30.4. Особенности приватизации сетей газораспределения и сетей газопотребления
1. Сети газораспределения (их объекты) и (или) сети газопотребления (их объекты), используемые для газоснабжения потребителей газа собственных бытовых нужд, а также собственных производственных или иных хозяйственных нужд (далее совместно - объекты газоснабжения), могут приватизироваться в порядке и способами, предусмотренными настоящим Федеральным законом, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, при условии их обременения обязательством по использованию в целях газоснабжения потребителей.
2. Преимущественное право покупки объекта газоснабжения может быть реализовано лицом при одновременном соблюдении на момент подачи заявления о намерении заключить договор купли-продажи объекта газоснабжения следующих условий:
лицо является газораспределительной организацией, то есть специализированной организацией, осуществляющей эксплуатацию газораспределительной системы (включая приватизируемый объект газоснабжения) и оказывающей услуги, связанные с подачей газа потребителям;
объект газоснабжения находится у лица на праве аренды или в безвозмездном срочном пользовании непрерывно в эксплуатации непрерывно в течение двух или более лет.
Уступка преимущественного права на приобретение приватизируемого объекта газоснабжения не допускается.
3. В случае включения объекта газоснабжения в прогнозный план (программу) приватизации государственного (муниципального) имущества лицо, обладающее преимущественным правом покупки объекта газоснабжения, предусмотренным пунктом 2 настоящей статьи, направляет в орган, уполномоченный на осуществление функций по приватизации объекта газоснабжения, заявление о намерении заключить договор купли-продажи объекта газоснабжения.
4. При получении заявления, указанного в пункте 3 настоящей статьи, орган, уполномоченный на осуществление функций по приватизации объекта газоснабжения:
обеспечивает заключение договора на проведение оценки рыночной стоимости объекта газоснабжения в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности, в двухмесячный срок с даты получения заявления;
принимает решение об условиях приватизации объекта газоснабжения в двухнедельный срок с даты принятия отчета о его оценке;
направляет лицу, обладающему преимущественным правом покупки объекта газоснабжения, проект договора купли-продажи объекта газоснабжения и копию решения об условиях приватизации объекта газоснабжения в десятидневный срок с даты принятия указанного решения.
5. В случае согласия лица, обладающего преимущественным правом покупки объекта газоснабжения, на использование преимущественного права на приобретение объекта газоснабжения договор купли-продажи объекта газоснабжения должен быть заключен не позднее чем в течение тридцати календарных дней со дня получения таким лицом предложения о его заключении.
6. В случае отказа лица, обладающего преимущественным правом покупки объекта газоснабжения, от использования преимущественного права на приобретение объекта газоснабжения, либо в случае неподписания указанным лицом договора купли-продажи в срок, установленный пунктом 5 настоящей статьи, приватизация объекта газоснабжения осуществляется путем проведения конкурса в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.
7. Решение об условиях приватизации и договор купли-продажи объекта газоснабжения должны содержать в качестве существенного условия обременение объекта газоснабжения обязательством по использованию его в соответствии с целями, указанными в абзаце первом настоящего пункта.
8. В случае существенного нарушения предусмотренных решением об условиях приватизации обязательств лицом, с которым заключен договор купли-продажи объекта газоснабжения, орган, уполномоченный на осуществление функций по приватизации объекта газоснабжения, вправе обратиться в суд с иском об изъятии посредством выкупа объекта газоснабжения, стоимость которого определяется по результатам проведения оценки в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
9. Обязательства в отношении объекта газоснабжения сохраняются в случае перехода права собственности на него к другому лицу.".
Президент |
|
Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О приватизации государственного и муниципального имущества" (в части приватизации сетей газораспределения и сетей газопотребления)"
Вопрос о приватизации сетей газораспределения и сетей газопотребления (далее совместно - объекты газоснабжения) в настоящее время является спорным. Несмотря на то, что объекты газоснабжения включаются в планы приватизации государственного (муниципального) имущества, судебная практика показывает, что однозначной позиции о законности таких решений не выработано. В одних случаях суды делают вывод о том, что действующим законодательством приватизация газопроводов запрещена (определение Верховного Суда Российской Федерации от 07.09.2017 N 308-ЭС17-11970 по делу Арбитражного суда Краснодарского края N А32-23355/2016), в других - что объекты газоснабжения могут приватизироваться при соблюдении определенных условий (определение Верховного Суда Российской Федерации от 18.09.2018 N 307-ЭС18-13455 по делу Арбитражного суда Тверской области N А66-5147/2017).
Согласно статье 217 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.
Таким законом является, в частности, Федеральный закон от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" (далее - Закон о приватизации). Согласно пункту 1 статьи 30 Закона о приватизации объекты социально-культурного назначения (здравоохранения, культуры и спорта) и коммунально-бытового назначения могут быть приватизированы в составе имущественного комплекса унитарного предприятия, за исключением используемых по назначению объектов транспорта и энергетики, предназначенных для обслуживания жителей соответствующего поселения. Противоречивые правовые позиции судов при рассмотрении дел об оспаривании решений и сделок по приватизации газопроводов являются следствием различного толкования указанной статьи.
Вместе с тем в соответствии со статьей 7 Федерального закона от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" (далее - Закон о газоснабжении) газораспределительная система представляет собой имущественный производственный комплекс, который состоит из организационно и экономически взаимосвязанных объектов, предназначенных для транспортировки и подачи газа непосредственно его потребителям на соответствующей территории Российской Федерации, независим от Единой системы газоснабжения и региональных систем газоснабжения и находится в собственности организации, образованной в установленных гражданским законодательством организационно-правовой форме и порядке, получившей в процессе приватизации объекты указанного комплекса в собственность либо создавшей или приобретшей их на других предусмотренных законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации основаниях, то есть, фраза "_получившей в процессе приватизации_" позволяет сделать однозначный вывод о возможности приватизации объектов газораспределительных систем.
В то же время следует отметить, что согласно статье 2 Закона о газоснабжении "газоснабжение - одна из форм энергоснабжения, представляющая собой деятельность по обеспечению потребителей газом, в том числе деятельность по формированию фонда разведанных месторождений газа, добыче, транспортировке, хранению и поставкам газа. По сравнению с другими формами энергоснабжения газоснабжение имеет определенные особенности, что обусловлено спецификой такого энергетического ресурса, как газ, особенностями энергетических объектов в газовой отрасли, необходимостью обеспечения эффективного управления Единой системой газоснабжения. Деятельность в сфере газоснабжения имеет особое правовое регулирование.
Особенностями газоснабжения, в частности, являются: особые условия оказания услуг по транспортировке газа по трубопроводам; государственное регулирование цен на газ и платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям; необходимость государственного контроля при осуществлении допуска присоединяемых объектов в эксплуатацию; государственное регулирование порядка уменьшения или прекращения поставки газа при несоблюдении потребителями газа условий договоров; отнесение газопроводов к источникам повышенной опасности и др. Кроме того, особенностью системы газоснабжения является то, что она представляет собой имущественный производственный комплекс, который состоит из взаимосвязанных и централизованно управляемых объектов.
Таким образом, учитывая особенности газоснабжения как специфического вида энергоснабжения, представляется, что приравнивать правовой статус объектов газоснабжения к иным объектам энергоснабжения недопустимо. Соответственно, для применения норм об энергетике к объектам газоснабжения (применительно к вопросам приватизации) необходимо прямое указание на это в самой норме права.
Следует отметить, что в настоящее время в государственной собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, в том числе на балансе унитарных предприятий, находятся объекты газоснабжения, содержание которых требует проведения особых мероприятий, таких, например, как техническое обслуживание, ремонт, диагностирование, что сопряжено со значительными финансовыми затратами соответствующих бюджетов. Кроме того, статьей 225 Гражданского кодекса Российской Федерации на органы местного самоуправления возложены полномочия в сфере выявления, постановки на учет и последующего оформления в муниципальную собственность бесхозяйных объектов, в том числе объектов газоснабжения. Следует отметить, что уточнение порядка вовлечения в хозяйственный оборот бесхозяйных объектов, в том числе предоставление сетевым организациям возможности оформления права собственности на бесхозяйные газопроводы, включено в пункт 1 подраздела 1 раздела 3 перечня мероприятий по направлению "Подключение (технологическое присоединение) к сетям инженерно-технического обеспечения" плана мероприятий "Трансформация делового климата", утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.01.2019 N 20-р. Реализация данного мероприятия контролируется высшим исполнительным органом государственной власти.
Таким образом, прямое закрепление в Законе о приватизации нормы о возможности приватизации объектов газоснабжения, как составляющих государственную или муниципальную казну, так и закрепленных за государственными или муниципальными унитарными предприятиями (учреждениями), представляется актуальным не только в целях устранения коллизий в федеральном законодательстве, но и в целях последовательной реализации мероприятий, направленных на обеспечение надлежащего содержания и эксплуатации таких объектов лицами, обладающими необходимой компетенцией в сфере газоснабжения.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
В законопроекте отсутствуют обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при рассмотрении дел об административных правонарушениях, или обязательных требований, соответствие которым проверяется при выдаче разрешений, лицензий, аттестатов аккредитации, иных документов, имеющих разрешительный характер (далее - обязательные требования), о соответствующем виде государственного контроля (надзора), виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение обязательных требований или последствиях их несоблюдения.
Предлагаемые в законопроекте решения не влияют на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Принятие федерального закона не потребует дополнительных финансовых затрат из бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.
ФИНАНСОВО - ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ
проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О приватизации государственного и муниципального имущества" (в части приватизации сетей газораспределения и сетей газопотребления)"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О приватизации государственного и муниципального имущества" (в части приватизации сетей газораспределения и сетей газопотребления)" не потребует выделения дополнительных средств федерального бюджета и бюджетов иных уровней бюджетной системы Российской Федерации.
ПЕРЕЧЕНЬ
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О приватизации государственного и муниципального имущества" (в части приватизации сетей газораспределения и сетей газопотребления)"
В случае принятия Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О приватизации государственного и муниципального имущества" (в части приватизации сетей газораспределения и сетей газопотребления)" не потребуется признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия федеральных законов.
ПЕРЕЧЕНЬ
нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О приватизации государственного и муниципального имущества" (в части приватизации сетей газораспределения и сетей газопотребления)"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О приватизации государственного и муниципального имущества" (в части приватизации сетей газораспределения и сетей газопотребления)" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти.
См. Сводный отчет, загруженный при публикации проекта
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.