Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в статью 123.2 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и статью 968 части второй Гражданского кодекса Российской Федерации"
(подготовлен Минфином России 07.09.2020 г.)
Проект федерального закона "О внесении изменений в статью 123.2 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и статью 968 части второй Гражданского кодекса Российской Федерации" (далее - законопроект о внесении изменений в ГК РФ) разработан в связи с подготовкой проекта федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - законопроект о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации), который предусматривает совершенствование регулирования деятельности обществ взаимного страхования (далее - общество), и необходимостью соотнесения изменений, запланированных в рамках законопроекта о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации, положениям Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) об обществах и о взаимном страховании.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 50 части первой ГК РФ общества являются видом потребительского кооператива.
Помимо ГК РФ деятельность потребительских кооперативов регулируется Законом Российской Федерации от 19 июня 1992 г. N 3085-1 "О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации" (далее - Закон N 3085-1), в то время как деятельность обществ регулируется также Законом Российской Федерации от 27 ноября 1992 г. N 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации", Федеральным законом от 29 ноября 2007 г. N 286-ФЗ "О взаимном страховании" (далее - Закон о взаимном страховании), что в отдельных случаях создает правовую неопределенность и необходимость соблюдения разнонаправленных требований нескольких законов.
Несмотря на то, что по целям создания общества схожи с потребительскими кооперативами, они имеют свои особенности. Так, общества создаются физическими и (или) юридическими лицами для организации страховой защиты своих имущественных интересов, для чего членами общества уплачивается страховая премия (страховые взносы). При этом вся прибыль общества направляется на развитие взаимного страхования и не предназначена для распределения между членами общества. Любой уплачиваемый членом общества взнос имеет строго целевой характер и предназначен для осуществления страховой выплаты и развития деятельности общества. Соответственно, установленная для потребительского кооператива обязанность уплаты его членами паевого взноса, предполагающая возможность получения дохода членами потребительского кооператива, а также возврата уплаченного паевого взноса, не должна действовать в отношении обществ, чтобы не подменять основную цель деятельности - эффективную организацию страховой защиты.
В этой связи для исключения неоднозначного толкования и правовой неопределенности, связанной с отнесением обществ к потребительским кооперативам, статья 123.2 части первой ГК РФ, устанавливающая правовые основы деятельности потребительских кооперативов, дополняется нормой о том, что положения ГК РФ о потребительском кооперативе применяются к обществам, если иное не установлено Законом о взаимном страховании.
Аналогичное изменение предусмотрено законопроектом о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в Закон N 3085-1.
Исходя из целей деятельности общества, а также учитывая положения статьи 2 Закона N 3085-1, требование о наличии в наименовании общества слов "потребительское общество" представляется излишним, в связи с чем второе предложение абзаца второго пункта 2 статьи 123.2 части первой ГК РФ предлагается исключить.
В соответствии со статьей 968 части второй ГК РФ общества вправе осуществлять только отдельные виды имущественного страхования, при этом действует запрет на осуществление личного страхования. Между тем в мировой практике общества специализируются не только на имущественном страховании, но также на личном страховании, в том числе на страховании жизни. В этой связи в целях гармонизации с нормами международного регулирования в статью 968 части второй ГК РФ вносятся изменения, предусматривающие, что объектами взаимного страхования могут быть объекты личного и имущественного страхования. При этом уточняется, что осуществление личного страхования путем взаимного страхования допускается в случаях, предусмотренных Законом о взаимном страховании. Соответственно, конкретный перечень разрешенных видов личного страхования будет устанавливаться Законом о взаимном страховании.
Данная мера позволит расширить перечень предоставляемых обществами страховых услуг, развить конкуренцию на страховом рынке, а также заложить основы для последующего допуска обществ к осуществлению страхования жизни.
Действующей редакцией части 1 статьи 3 Закона о взаимном страховании, пунктом 3 статьи 968 ГК РФ предусмотрено, что взаимное страхование обществом имущественных интересов его членов осуществляется непосредственно на основании устава общества (при осуществлении обществом одного вида страхования) либо на основании договора страхования. Вместе с тем осуществление взаимного страхования непосредственно на основании устава общества не согласуется с положениями главы 48 части второй ГК РФ (в частности, со статьями 927, 942) и пункта 3 статьи 3 Закона Российской Федерации от 27 ноября 1992 г. N 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации", которыми установлено, что добровольное страхование осуществляется путем заключения договора страхования. Кроме того, на основании устава общества возможно осуществление только одного вида страхования, что сдерживает развитие различных видов страхования на взаимной основе. Осуществление взаимного страхования на основании устава общества предполагает определение в уставе общества либо в правилах страхования, утвержденных общим собранием членов общества, условий страхования, однако правила страхования юридически не могут заменить договор страхования. Также внесение изменений в устав общества (например, в связи с изменением условий страхования) сопровождается временными и административными затратами (необходимостью их государственной регистрации, информированием в письменной форме Банка России и представлением ему этих изменений, оплатой государственной пошлины).
Соответственно, законопроектом о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации устанавливается, что взаимное страхование осуществляется только посредством заключения договора страхования, в связи с чем аналогичные изменения предусмотрены законопроектом о внесении изменений в ГК РФ в статью 968 части второй ГК РФ.
Законопроект о внесении изменений в ГК РФ соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации, и не окажет влияние на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Законопроект о внесении изменений в ГК РФ не содержит обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при рассмотрении дел об административных правонарушениях, или обязательные требования, соответствие которым проверяется при выдаче разрешений, лицензий, аттестатов аккредитации, иных документов, имеющих разрешительный характер.
Проектов федеральных законов (Федеральных законов), аналогичных по своему содержанию законопроекту о внесении изменений в ГК РФ, на рассмотрении в палатах Федерального Собрания Российской Федерации не находится.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.