Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию"
(подготовлен МВД России 02.09.2020 г.)
Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" (далее - законопроект) разработан в рамках исполнения решения Конституционного Суда Российской Федерации (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 25 июня 2020 г. N 29-П по делу о проверке конституционности части первой статьи 21 Федерального закона "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" в связи с жалобой гражданина И.В. Николаенко).
Законопроектом предусматривается внесение изменений в статью 21 Федерального закона от 15 августа 1996 года N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" (далее - Федеральный закон N 114-ФЗ), которые предполагают разрешение вопроса о возможности выезда из Российской Федерации несовершеннолетнего гражданина Российской Федерации во внесудебном либо судебном порядке.
Родитель, усыновитель, опекун или попечитель (далее - законный представитель), подавший заявление о несогласии на выезд из Российской Федерации несовершеннолетнего гражданина Российской Федерации, может во внесудебном порядке отозвать такое заявление, приложив письменное заявление от второго законного представителя несовершеннолетнего об отсутствии возражений относительно выезда несовершеннолетнего гражданина Российской Федерации или копию определения суда об утверждении мирового соглашения между ними.
Обращение за судебной защитой прав несовершеннолетнего необходимо в случае, когда между родителями имеется спор по вопросу выезда несовершеннолетнего гражданина из Российской Федерации, который не может быть урегулирован. В этой связи законный представитель при наличии возражений по вопросу выезда из Российской Федерации несовершеннолетнего гражданина Российской Федерации вправе требовать полной или частичной отмены ограничений на его выезд в судебном порядке.
Кроме того, названной статьей предлагается наделить федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел полномочием по определению порядка подачи, рассмотрения и ведения учета заявлений об отзыве законным представителем поданного им заявления о несогласии на выезд из Российской Федерации несовершеннолетнего гражданина Российской Федерации.
Законопроектом также предусматривается внесение изменения в статью 20 Федерального закона N 114-ФЗ, исключающего обязательное указание в нотариально оформленном согласии, помимо срока выезда, государства, которое намерен посетить несовершеннолетний гражданин. При этом данное государство может быть указано по желанию законного представителя.
Указанное проектируемое изменение обусловлено следующими обстоятельствами. От граждан Российской Федерации в 2019 году в ФСБ России поступило более 100 обращений, связанных с отказом в выезде из Российской Федерации их несовершеннолетним детям.
Основанием отказа пограничными органами федеральной службы безопасности является указание в нотариально оформленных согласиях на выезд из Российской Федерации в качестве государства (государств), которое (которые) несовершеннолетний намеревается посетить, названий стран, не определенных общепринятым классификатором стран мира (страны Шенгенского соглашения, страны Евросоюза, СНГ), что противоречит статье 20 Федерального закона N 114-ФЗ.
Учитывая, что Российской Федерацией заключены международные договоры, позволяющие принимать без дополнительной легализации нотариально оформленные согласия законных представителей на выезд несовершеннолетних граждан Российской Федерации, в том числе постоянно проживающих за пределами территории Российской Федерации, удостоверенные иностранными нотариусами, в которых допускаются формулировки "все страны мира", "страны шенгенского соглашения", сложилась ситуация, при которой реализация требований статьи 20 Федерального закона N 114-ФЗ в части, касающейся указания в нотариально оформленном согласии законного представителя на выезд несовершеннолетнего гражданина Российской Федерации государства (государств), которое (которые) он намерен посетить, что приводит к затруднениям в правоприменительной практике при пропуске через государственную границу Российской Федерации.
Проектируемые изменения направлены на устранение затруднений, возникающих при пропуске через Государственную границу Российской Федерации несовершеннолетних граждан Российской Федерации.
Упомянутый в тексте Федерального закона N 114-ФЗ термин "усыновитель" тождественен термину "родитель" (по смыслу норм Семейного кодекса Российской Федерации и норм главы 29 Гражданско-процессуального кодекса Российской Федерации, после вступления в силу решения суда об усыновлении, усыновитель считается родителем).
Учитывая также, что в отношении родителей, опекунов и попечителей частью второй статьи 22 Федерального закона N 114-ФЗ уже используется понятие "законные представители несовершеннолетнего", и в целях приведения терминологии, используемой в Федеральном законе N 114-ФЗ, к единообразию, законопроектом предлагается из части четвертой статьи 8 Федерального закона N 114-ФЗ термин "усыновитель" исключить, а к терминам "родитель, опекун и попечитель" применить сокращение "законный представитель несовершеннолетнего" и далее по тексту законопроекта использовать это сокращение для целей настоящего Федерального закона.
С точки зрения социально-экономических и иных последствий ожидается, что принятие законопроекта позволит упростить процесс урегулирования вопросов выезда из Российской Федерации несовершеннолетнего гражданина Российской Федерации.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Предлагаемые изменения не повлияют на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
В законопроекте отсутствуют обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при рассмотрении дел об административных правонарушениях, или обязательных требований, соответствие которым проверяется при выдаче разрешений, лицензий, аттестатов аккредитации, иных документов, имеющих разрешительный характер.
Реализация Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета.
МВД России |
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.