Проект Федерального закона "О внесении изменений в законодательство Российской Федерации в части совершенствования обязательного психиатрического освидетельствования работников, осуществляющих отдельные виды деятельности"
(подготовлен Минздравом России 04.09.2020 г.)
Проект
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
"О внесении изменений в статью 213 Трудового кодекса Россиской Федерации в части совершенствования психиатрического освидетельствования работников"
Часть пятую статьи 213 Трудового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст. 3; 2020, N 17, ст. 2705) изложить в следующей редакции:
"Работники, выполняющие отдельные виды работ, в том числе связанной с источниками повышенной опасности, вредными и (или) опасными условиями труда, проходят психиатрическое освидетельствование не реже одного раза в пять лет. Перечень указанных видов работ, а также порядок проведения психиатрического освидетельствования устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения. По результатам психиатрического освидетельствования работник может быть признан временно (на срок не более пяти лет с правом последующего переосвидетельствования) непригодным вследствие психического расстройства к выполнению указанных видов работ.".
Президент |
|
Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О внесении изменений в статью 213 Трудового кодекса Российской Федерации в части совершенствования психиатрического освидетельствования работников"
В соответствии со статьей 213 Трудового кодекса Российской Федерации работники, осуществляющие отдельные виды деятельности, в том числе связанной с источниками повышенной опасности (с влиянием вредных веществ и неблагоприятных производственных факторов), а также работающие в условиях повышенной опасности, проходят обязательное психиатрическое освидетельствование не реже одного раза в пять лет в порядке, устанавливаемом уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Вместе с тем, полномочия по утверждению соответствующих видов деятельности, для которых обязательным является проведение психиатрического освидетельствования, не предусмотрены.
В то же время согласно статьи 6 Закона Российской Федерации от 2 июля 1992 года N 3185-1 "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании" (далее - Закон N 3185-1) Правительство Российской Федерации наделено полномочиями по утверждению перечня медицинских психиатрических противопоказаний для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности. Соответствующий перечень утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 28.04.1993 N 377 и содержит фактически перечень видов деятельности, в том числе связанной с источниками повышенной опасности (с влиянием вредных веществ и неблагоприятных производственных факторов).
Несоответствие между нормами Трудового кодекса Российской Федерации и Закона N 3185-1 порождает трудности правоприменения, а также не позволяет в необходимой мере осуществить подзаконное регулирование.
Проект федерального закона приводит в соответствие нормы статьи 213 Трудового кодекса РФ и Закона N 3185-1, а также также наделяет федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, полномочиями по утверждению перечня соответствующих работ для которых проводится психиатрическое освидетельствование. Кроме того, учитываются положения Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда".
Проект федерального закона "О внесении изменений в статью 6 Федерального закона "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании" разработан с целью исполнения подпункта 2 части IV Протокола заседания подкомиссии по совершенствованию контрольных (надзорных) и разрешительных функций федеральных органов исполнительной власти при Правительственной комиссии по проведению административной реформы от 14.04.2020 N 9.
В проекте федерального закона отсутствуют обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при рассмотрении дел об административных правонарушениях, или обязательных требований, соответствие которым проверяется при выдаче разрешений, лицензий, аттестатов аккредитации, иных документов, имеющих разрешительный характер, о соответствующем виде государственного контроля (надзора), виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение обязательных требований или последствиях их несоблюдения.
Проект федерального закона не повлияет на достижение целей государственных программ Российской Федерации, а также не будет иметь социально-экономических и финансовых последствий, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности.
Проект федерального закона соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, положениям иных международных договоров Российской Федерации и не противоречит законодательству Российской Федерации.
ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ
к проекту федерального закона "О внесении изменений в статью 213 Трудового кодекса Российской Федерации в части совершенствования психиатрического освидетельствования работников"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 213 Трудового кодекса Российской Федерации в части совершенствования психиатрического освидетельствования работников" не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета, бюджета субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.
ПЕРЕЧЕНЬ
федеральных законов, подлежащих принятию, изменению, приостановлению или признанию утратившими силу в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в статью 213 Трудового кодекса Российской Федерации в части совершенствования психиатрического освидетельствования работников"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в статью 213 Трудового Кодекса Российской Федерации в части совершенствования психиатрического освидетельствования работников" потребует принятия следующего федерального закона:
Федеральный закон "О внесении изменений в статьи 6 и 23 Федерального закона "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании" в части совершенствования психиатрического освидетельствования"
Основание разработки - проект федерального закона.
Цель, предмет и содержание правового регулирования - приведение в соответствие норм статьи 213 Трудового кодекса Российской Федерации и статей 6 и 23 Закона Российской Федерации от 2 июля 1992 года N 3185-1.
Срок подготовки - одновременно с принятием проекта федерального закона.
Ответственный исполнитель - Минздрав России, Минтруд России.
ПЕРЕЧЕНЬ
нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в статью 213 Трудового Кодекса Российской Федерации в части совершенствования психиатрического освидетельствования работников"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в статью 213 Трудового Кодекса Российской Федерации в части совершенствования психиатрического освидетельствования работников" (далее - проект федерального закона) потребует принятия следующих нормативных правовых актов:
1. Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации "Об утверждении перечня отдельных видов работ, в том числе связанных с источниками повышенной опасности, вредными и (или) опасными условиями труда, при осуществлении которых работники проходят психиатрическое освидетельствование, а также порядка проведения психиатрического освидетельствования".
Основание разработки - проект федерального закона.
Цель, предмет и содержание правового регулирования - утверждение перечня отдельных видов работ, в том числе связанных с источниками повышенной опасности, вредными и (или) опасными условиями труда, при осуществлении которых работники проходят психиатрическое освидетельствование, а также порядка проведения психиатрического освидетельствования.
Срок подготовки - в течение трех месяцев со дня принятия федерального закона.
Ответственный исполнитель - Минздрав России, Минтруд России.
2. Постановление Правительства РФ "О признании утратившим силу постановления Правительства РФ от 23.09.2002 N 695 "О прохождении обязательного психиатрического освидетельствования работниками, осуществляющими отдельные виды деятельности, в том числе деятельность, связанную с источниками повышенной опасности (с влиянием вредных веществ и неблагоприятных производственных факторов), а также работающими в условиях повышенной опасности".
Основание разработки - проект федерального закона.
Цель, предмет и содержание правового регулирования - подлежит признанию утратившим силу в связи с наделением соответствующими полномочиями Минздрава России и изданием приказа.
Срок подготовки - в течение трех месяцев со дня принятия федерального закона.
Ответственный исполнитель - Минздрав России, Минтруд России.
3. Постановление Правительства РФ "О признании утратившим силу постановления Правительства РФ от 28.04.1993 N 377 "О реализации Закона Российской Федерации "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании" (вместе с "Перечнем медицинских психиатрических противопоказаний для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности)"
Основание разработки - проект федерального закона.
Цель, предмет и содержание правового регулирования - подлежит признанию утратившим силу в связи с наделением соответствующими полномочиями Минздрава России и изданием приказа.
Срок подготовки - в течение трех месяцев со дня принятия федерального закона.
Ответственный исполнитель - Минздрав России, Минтруд России.
См. Сводный отчет, загруженный при публикации проекта
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.