Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О прокуратуре Российской Федерации" и Федеральный закон "О Следственном комитете Российской Федерации"
(подготовлен Следственным комитетом Российской Федерации 04.09.2020 г.)
Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О прокуратуре Российской Федерации" и Федеральный закон "О Следственном комитете Российской Федерации" (далее - законопроект) разработан в целях соблюдения принципа равенства в объемах материального обеспечения работников отдельных государственных органов, имеющих тождественные государственные награды.
В соответствии с пунктом 2 Указа Президента Российской Федерации от 07.09.2010 N 1099 "О мерах по совершенствованию государственной наградной системы Российской Федерации" (далее - Указ N 1099) почетное звание "Заслуженный юрист Российской Федерации" отнесено к почетным званиям Российской Федерации и входит в государственную наградную систему.
Вместе с тем, в перечень почетных званий Российской Федерации, содержащийся в пункте 2 Указа N 1099, наряду с почетным званием "Заслуженный юрист Российской Федерации", также включены почетные звания "Заслуженный сотрудник следственных органов Российской Федерации" и "Заслуженный работник прокуратуры Российской Федерации".
Таким образом, указанные почетные звания имеют единый статус и вид государственной награды, а соответственно и одинаковую значимость.
Установление и выплата надбавки сотрудникам Следственного комитета Российской Федерации и работникам прокуратуры, удостоенным звания "Заслуженный юрист Российской Федерации", в отсутствие аналогичной выплаты за почетные звания "Заслуженный сотрудник следственных органов" и Заслуженный работник прокуратуры Российской Федерации" создает необоснованное неравенство в объемах материального обеспечения сотрудников Следственного комитета Российской Федерации, прокурорских работников, имеющих тождественные государственные награды.
Так, согласно статьям 44 и 49 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" и статьям 35 и 40 Федерального закона от 28.12.2010 N 403-ФЗ "О Следственном комитете Российской Федерации" процентная надбавка прокурорским работникам и сотрудникам Следственного комитета Российской Федерации предусмотрена исключительно за почетное звание "Заслуженный юрист Российской Федерации".
Вместе с тем имеющаяся правоприменительная практика свидетельствует о возможности установления ежемесячной надбавки сотрудникам иных государственных органов в случае присвоения им различных почетных званий, относящихся к почетным званиям Российской Федерации.
Так, частью 3 статьи 42 Федерального закона от 07.02.2011 N 3-ФЗ "О полиции" закреплен правовой механизм выплаты ежемесячной надбавки в размере 10 процентов к должностному окладу сотруднику полиции, имеющему почетное звание "Заслуженный сотрудник органов внутренних дел Российской Федерации" и (или) "Заслуженный юрист Российской Федерации".
Учитывая, что законодатель признает тождественность правовой природы указанных званий, и принимая во внимание, что почетные звания "Заслуженный сотрудник органов внутренних дел Российской Федерации", "Заслуженный сотрудник следственных органов Российской Федерации" и "Заслуженный работник прокуратуры Российской Федерации" в соответствии с классификацией, установленной государственной наградной системой Российской Федерации, фактически являются наградами одного вида, предлагаемые к реализации проектом федерального закона решения, направленные на установление надбавки к должностному окладу (окладу по должности) для прокурорских работников и сотрудников Следственного комитета Российской Федерации за соответствующие почетные звания, аналогичной надбавке за почетное звание "Заслуженный юрист Российской Федерации", полагаем обоснованными.
Кроме того, установление в составе денежного содержания прокурорского работника надбавки за нагрудный знак "Почетный работник прокуратуры Российской Федерации" (проектируемые изменения в статью 44 и 49 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации"), обусловлено выработанной при создании Следственного комитета Российской Федерации позиции "зеркальности" ("симметричности") норм, на которую неоднократно указывалось Минфином России и Минюстом России, в части вопросов касающихся материального и социального обеспечения сотрудников данного федерального государственного органа и прокурорских работников.
Реализация законопроекта планируется за счет и в пределах средств, выделенных Генеральной прокуратуре Российской Федерации и Следственному комитету Российской Федерации, в связи с чем не потребует выделения дополнительных ассигнований из федерального бюджета.
Вносимые законопроектом изменения на достижение целей государственных программ Российской Федерации не повлияют.
Законопроект не противоречит положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.