Минэкономразвития России в соответствии с разделом IV Правил проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и проектов решений Евразийской экономической комиссии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. N 1318 (далее - Правила), рассмотрело проект приказа Минприроды России "О внесении изменений в Нормативы допустимого изъятия охотничьих ресурсов и Нормативы численности охотничьих ресурсов в охотничьих угодьях, утвержденные приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 30 апреля 2010 г. N 138" (далее - проект акта), разработанный и направленный для подготовки настоящего заключения Минприроды России (далее - разработчик), и сообщает следующее.
Разработчиком проведены публичные обсуждения проекта акта и сводного отчета о проведении оценки регулирующего воздействия (далее - сводный отчет) в срок с 17 июля по 6 августа 2020 года. Информация об оценке регулирующего воздействия проекта акта размещена разработчиком на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: regulation.gov.ru (ID проекта акта: 02/08/07-20/00106053). Замечания и предложения, поступившие в ходе публичных обсуждений, прокомментированы разработчиком в сводке предложений.
По результатам рассмотрения представленных разработчиком проекта акта и сводного отчета установлено, что при подготовке проекта акта процедуры, предусмотренные пунктами 9-23 Правил, разработчиком соблюдены.
В соответствии с пунктом 7 сводного отчета основными группами субъектов, интересы которых будут затронуты предлагаемым правовым регулированием, являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, заключившие охотхозяйственные соглашения или у которых право долгосрочного пользования животным миром возникло на основании долгосрочных лицензий на пользование животным миром (4 903, по данным государственного охотхозяйственного реестра), а также органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации (85).
Основаниями для разработки проекта акта согласно пункту 1.5 сводного отчета являются статьи 32 и 38 Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 209-ФЗ).
Статьей 32 указанного Федерального закона установлено полномочие органов государственной власти Российской Федерации в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов по регулированию добычи охотничьих ресурсов, в том числе установление нормативов в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов.
В соответствии со статьей 38 указанного Федерального закона поддержание охотничьих ресурсов в состоянии, позволяющем сохранить их численность в пределах, необходимых для их расширенного воспроизводства, обеспечивается путем разработки, установления и соблюдения нормативов и норм в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов.
К нормативам в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов относятся нормативы допустимого изъятия охотничьих ресурсов, а также нормативы численности охотничьих ресурсов в охотничьих угодьях и нормативы биотехнических мероприятий (далее соответственно - нормативы изъятия, нормативы численности).
Действующие нормативы изъятия и нормативы численности установлены приказом Минприроды России от 30 апреля 2010 г. N 138 "Об утверждении нормативов допустимого изъятия охотничьих ресурсов и нормативов численности охотничьих ресурсов в охотничьих угодьях" (далее - действующие нормативы N 138).
Проектом акта предлагается внести ряд изменений в действующие нормативы N 138 с учетом правоприменительной практики с целью оптимизации структуры популяций диких животных и повышения уровня их воспроизводства.
Вместе с этим проектом акта с целью усиления заинтересованности охотпользователей в интенсификации ведения охотничьего хозяйства предлагаются повышенные нормативы добычи охотничьих ресурсов в хозяйствах с высокой плотностью населения видов охотничьих ресурсов, вводятся показатели хозяйственно-целесообразной численности для ряда видов охотничьих ресурсов.
В зависимости от класса бонитета охотничьих угодий определяется хозяйственно-целесообразная плотность населения охотничьих ресурсов, при которой животные не нанесут вреда лесному и сельскому хозяйству и будут обеспечивать максимальный выход продукции охотничьего хозяйства с единицы площади на протяжении длительного времени.
В пункте 10.2 сводного отчета разработчиком отмечается, что принятие проекта акта позволит охотпользователям получить увеличенные лимиты и квоты добычи охотничьих ресурсов при высоких плотностях населения охотничьих угодий.
Необходимо отметить, что ранее в адрес Минэкономразвития России с целью проведения оценки регулирующего воздействия направлялся проект приказа Минприроды России "Об утверждении нормативов допустимого изъятия охотничьих ресурсов и нормативов численности охотничьих ресурсов в охотничьих угодьях" (далее - проект приказа), который предполагал переутверждение действующих нормативов N 138 и их отмену в рамках реализации механизма "регуляторной гильотины".
При этом изменения, предусматриваемые вышеуказанным проектом приказа, аналогичны предлагаемым рассматриваемым проектом акта. Необходимость одновременной разработки нескольких схожих проектов нормативных правовых актов объясняется разработчиком параллельно проводимой плановой нормотворческой работой во исполнение соответствующих поручений Правительства Российской Федерации и необходимостью в связи с этим обеспечить более раннее вступление в силу проектируемых изменений, чем предусмотренное механизмом "регуляторной гильотины" (с 1 января 2021 г.).
В отношении данного проекта приказа Минэкономразвития России было подготовлено заключение об оценке регулирующего воздействия от 30 июля 2020 г. N 24589-АХ/Д26и, содержащее ряд замечаний к проектируемому регулированию.
Обращаем внимание, что представленные в отношении проекта приказа замечания Минэкономразвития России в редакции проекта акта учтены не были, согласительного совещания разработчиком не проводилось.
В связи с этим сообщаем, что указанные замечания сохраняют свою актуальность. Считаем необходимым повторно отразить их далее в настоящем заключении.
1. Действующие нормативы N 138 предлагается дополнить показателями хозяйственно-целесообразной численности охотничьих ресурсов, которые определяются в особях на 1 000 га площади угодий, пригодных для обитания конкретного вида охотничьих ресурсов, в соответствии с классом бонитета охотничьих угодий для данного вида охотничьих ресурсов.
В этой связи в отдельных положениях приказов Минприроды России от 23 декабря 2010 г. N 559 "Об утверждении Порядка организации внутрихозяйственного охотустройства" и от 31 августа 2010 г. N 335 "Об утверждении порядка составления схемы размещения, использования и охраны охотничьих угодий на территории субъекта Российской Федерации, а также требований к ее составу и структуре" в рамках формирования схемы размещения, использования и охраны охотничьих угодий на территории субъекта Российской Федерации, а также в рамках организации внутрихозяйственного охотустройства регламентированы требования о необходимости определения максимальной и минимальной численности основных видов охотничьих ресурсов на территории охотничьего угодья на основании данных бонитировки среды обитания.
Однако необходимо отметить, что данные приказы, равно как и проект акта, и Федеральный закон N 209-ФЗ понятий "бонитет" и "класс бонитета" не содержат.
Считаем необходимым раскрыть в проекте акта указанные понятия, а также внести уточняющие положения, которыми необходимо руководствоваться при отнесении охотничьих угодий к определенному классу бонитета, определить, кем и в каком порядке такое отнесение должно осуществляться, а также при необходимости дополнить проектируемые положения информацией о соответствующих действующих правовых источниках, регулирующих данные вопросы.
2. Также отмечаем, что в проекте акта целесообразно уточнить вопросы необходимости соблюдения одновременно нормативов изъятия и показателей хозяйственно-целесообразной численности охотничьих ресурсов. С этой точки зрения в представленной редакции проекта акта усматривается несоответствие.
Так, руководствуясь примером, приведенным разработчиком в пояснительной записке, для угодий III класса бонитета плотность населения лося в 6-10 особей на 1 000 га требует снижения, для чего необходимо использовать максимальный процент изъятия. Однако согласно таблице нормативов изъятия такие нормативы установлены для плотности более 6 до 8 включительно (10 %) и более 8 до 10 включительно (12 %). Таким образом, максимальный процент изъятия лося уже заведомо ограничен установленным нормативом в зависимости от плотности.
В связи с этим неясно, каким образом можно будет снизить численность лося до расчетных 4-6 особей, соответствующих III классу бонитета, если норматив более 12 % использовать нельзя. Например, плотность населения лося на территории охотничьего угодья площадью 1 000 га составляет 8 особей, при этом данное охотничье угодье отнесено к III классу бонитета. Норматив изъятия согласно приложению 1 к проекту акта составит 10 %. Однако для соблюдения значений численности для III категории бонитета в этом случае изъять необходимо будет минимум 25 % численности.
На основе проведенной оценки регулирующего воздействия проекта акта Минэкономразвития России сделан вывод о наличии достаточного обоснования решения проблемы предложенным способом регулирования.
В случае учета вышеуказанных замечаний может быть сделан вывод об отсутствии в проекте акта положений, вводящих избыточные обязанности, запреты и ограничения для физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности или способствующих их введению, а также положений, приводящих к возникновению необоснованных расходов физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.
Одновременно полагаем необходимым рекомендовать разработчику оптимизировать процесс разработки предлагаемых изменений посредством отказа от разработки либо проекта акта, либо проекта приказа с целью недопущения введения в заблуждение охотпользователей и исключения путаницы в дальнейшем правоприменении.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.