Минэкономразвития России в соответствии с пунктом 26 Правил проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и проектов решений Евразийской экономической комиссии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. N 1318 (далее - Правила), рассмотрело проект постановления Правительства Российской Федерации "О зонах безопасности объектов топливно-энергетического комплекса", (далее соответственно - проект акта, объекты ТЭК), разработанный и направленный для подготовки настоящего заключения Минэнерго России (далее - разработчик), и сообщает следующее.
В соответствии с пунктом 1.5 сводного отчета о проведении оценки регулирующего воздействия проекта акта (далее - сводный отчет) проект акта разработан на основании Федерального закона от 21 июля 2011 г. N 256-ФЗ "О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса".
В соответствии с пунктом 1.6 сводного отчета целью проекта акта является обеспечение безопасности и антитеррористической защищенности объектов ТЭК.
Разработчиком проведены публичные обсуждения проекта акта и сводного отчета в период с 8 по 28 июля 2020 года.
Информация об оценке регулирующего воздействия проекта акта размещена разработчиком на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - официальный сайт) по адресу: http://regulation.gov.ru (ID проекта: 02/07/07-20/00105749).
Проектом акта предусматривается определение системы мер по обеспечению особого режима защиты от актов незаконного вмешательства в зонах безопасности отдельных объектов ТЭК, определенного Правительством Российской Федерации (далее - Меры защиты).
В целях выработки мер по обеспечению особого режима защиты от актов незаконного вмешательства в зонах безопасности, а также координации действий, сил и средств, привлекаемых для их реализации, создается объединенный координационный центр, в состав которого включаются представители владельцев объектов с зонами безопасности и представители органов государственной власти, указанных в абзаце втором пункта 1 Мер защиты.
По результатам рассмотрения проекта акта и сводного отчета Минэкономразвития России обращает внимание на наличие следующих замечаний к проекту акта, а также рисков принятия предлагаемого им регулирования.
1. Проектируемым регулированием предусматривается установление ограничений осуществления хозяйственной и иной деятельности, а также пребывания лиц, не участвующих в реализации мер по обеспечению особого режима защиты от актов незаконного вмешательства объектов ТЭК (пункты 5-7 Мер защиты).
Вместе с тем проектом акта не определены предельные размеры зон безопасности объектов ТЭК и (или) порядок их определения, что может способствовать нарушению прав и законных интересов лиц, являющихся правообладателями земельных участков (акватории), расположенных в границах таких зон безопасности или лиц, осуществляющих на них хозяйственную или иную деятельность.
Таким образом, в целях обеспечения защиты интересов третьих лиц от необоснованных ограничений их хозяйственной деятельности предлагается доработать проект акта в части определения границ зон безопасности объектов ТЭК, например, указав, что границы зоны безопасности объектов ТЭК совпадают с границами территории объекта ТЭК.
2. Абзацем четвертым пункта 4 Мер защиты устанавливается неопределенное требование по передаче в координационный центр информации об угрозах совершения и о совершении актов незаконного вмешательства в режиме реального времени с использованием технических средств обеспечения безопасности объектов с зонами безопасности.
Исходя из представленной формулировки, не представляется возможным определить лицо, обязанное выполнять вышеизложенное требование, какие технические средства обеспечения безопасности должны осуществлять контроль и передачу соответствующей информации в координационный центр в режиме реального времени, какого рода информация должна представляться (фото, видео, сигнал, сообщение, звонок) и каковы требования к информации, что считать угрозой совершения незаконного вмешательства.
Во избежание неопределенности при правоприменении, необоснованных предписаний со стороны контролирующих органов нормативные требования должны быть четко определены (постановления Конституционного суда Российской Федерации от 6 апреля 2004 г. N 7-П, от 31 мая 2005 г. N 6-П, от 18 июля 2008 г. N 10-П).
Обращаем внимание, что с 1 ноября 2020 г. вступает в силу Федеральный закон от 31 июля 2020 г. N 247-ФЗ "Об обязательных требованиях" (за исключением отдельных положений, вступающих в силу в иные сроки) (далее - Закон N 247-ФЗ). Законом N 247-ФЗ сформулирован ряд принципов установления и оценки применения обязательных требований, в частности, содержание обязательных требований должно отвечать принципу правовой определенности, то есть быть ясным, логичным, понятным как правоприменителю, так и иным лицам, не должно приводить к противоречиям при их применении, а также должно быть согласованным с целями и принципами законодательного регулирования той или иной сферы и правовой системы в целом, обязательные требования должны находиться в системном единстве, обеспечивающем отсутствие дублирования обязательных требований, а также противоречий между ними. Следует также отметить, что согласно статье 9 Закона N 247-ФЗ обязательные требования должны быть исполнимыми.
Представляется необходимым для формирования современной адекватной требованиям времени системы регулирования рассматривать новое регулирование с учетом основ, заложенных в Законе N 247-ФЗ.
Одновременно отмечаем, что в соответствии с частью 4 статьи 3 Закона N 247-ФЗ нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации, федерального органа исполнительной власти или уполномоченной организации, содержащим обязательные требования, должен предусматриваться срок его действия, который не может превышать шесть лет со дня его вступления в силу.
По результатам проведенной оценки регулирующего воздействия проекта акта с учетом информации, представленной разработчиком в сводном отчете, Минэкономразвития России сделаны следующие выводы.
Наличие проблемы и целесообразность ее решения с помощью регулирования, предусмотренного проектом акта, разработчиком обоснованы.
С учетом информации, представленной разработчиком, в проекте акта выявлены положения, вводящие избыточные обязанности, запреты и ограничения для физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности или способствующих их введению, а также положения, приводящие к возникновению необоснованных расходов физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.