Проект Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О беженцах" в части совершенствования обязательного медицинского освидетельствования"
(подготовлен Минздравом России 10.09.2020 г.)
проект
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О внесении изменений в Федеральный закон "О беженцах" в части совершенствования обязательного медицинского освидетельствования"
Внести в Федеральный закон от 19.02.1993 N 4528-1 "О беженцах" (Ведомости СНД и ВС РФ, 1993, N 12, ст. 425; Собрание законодательства Российской Федерации, 2019, N 30, ст. 4134) следующие изменения:
1) подпункт 7 пункта 1 статьи 6 изложить в следующей редакции:
"7) медицинскую помощь в соответствии с законодательством Российской Федерации;";
2) подпункт 3 пункта 2 статьи 6 изложить в следующей редакции:
"3) пройти обязательное медицинское освидетельствование в объеме и в порядке, установленных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.
В случае, если данные лица отказываются проходить обязательное медицинское освидетельствование в установленных объеме и порядке, их правовое положение и правоотношения с ними определяются в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;";
3) подпункт 7 пункта 1 статьи 8 изложить в следующей редакции:
"7) медицинскую помощь наравне с гражданами Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации;";
4) абзац первый пункта 3 статьи 12 изложить в следующей редакции:
"3. Лицу, получившему временное убежище и прошедшему обязательное медицинское освидетельствование в установленных объеме и порядке, территориальным органом федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел выдается свидетельство установленной формы.";
5) пункт 6 статьи 17 изложить в следующей редакции:
"6. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения:
1) определяет порядок оказания медицинской помощи лицам в соответствии с подпунктом 7 пункта 1 статьи 6 и подпунктом 7 пункта 1 статьи 8 настоящего Федерального закона;
2) определяет объем и порядок обязательного медицинского освидетельствования в соответствии с подпунктом 3 пункта 2 статьи 6 настоящего Федерального закона.";
6) дополнить статью 17 пунктом 6.1 следующего содержания:
"6.1. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор:
1) осуществляет санитарно-эпидемиологический надзор в месте временного содержания или центре временного размещения;
2) направляет в федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел и в его территориальные органы информацию о санитарно-эпидемиологической обстановке в местах временного содержания или центрах временного размещения.".
Президент |
|
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О беженцах" в части совершенствования обязательного медицинского освидетельствования"
Федеральным законом от 19.02.1993 N 4528-1 "О беженцах" (далее - Закон) предусмотрена обязанность прохождения обязательного медицинского освидетельствования соискателей статуса беженца и лиц, обратившихся с заявлением о предоставлении временного убежища.
Вместе с тем, до настоящего времени не определен порядок прохождения такого освидетельствования и его объем, а также не закреплены правовые основания по изданию соответствующих документов.
Проект федерального закона закрепляет правовые основания для издания соответствующего порядка и определения объема медицинского освидетельствования, а также уточняет полномочия федеральных органов исполнительной власти по вопросам здравоохранения.
Так, в частности, устанавливается, что лицо, получившее свидетельство, и прибывшие с ним члены его семьи обязаны пройти обязательное медицинское освидетельствование в объеме и в порядке, установленных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения (абзац первый пункта 3 части 2 статьи 6).
На практике для получения медицинского свидетельства применяются два документа: приказ Минздрава России от 24.07.2014 N 389н "Об утверждении временного порядка проведения обязательного медицинского освидетельствования граждан Украины и лиц без гражданства, постоянно проживавших на территории Украины, прибывших на территорию Российской Федерации в поисках убежища", а также приказ Минздрава России от 29.06.2015 N 384н "Об утверждении перечня инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих и являющихся основанием для отказа в выдаче либо аннулирования разрешения на временное проживание иностранных граждан и лиц без гражданства, или вида на жительство, или патента, или разрешения на работу в Российской Федерации, а также порядка подтверждения их наличия или отсутствия, а также формы медицинского заключения о наличии (об отсутствии) указанных заболеваний".
Однако отсутствие унифицированного порядка создает трудности правоприменения. В свою очередь отсутствие правовых оснований для издания данного порядка не позволяет его издать Министерству здравоохранения Российской Федерации. Принятие проекта федерального закона позволит решить указанную проблему, наделив Минздрав России необходимыми полномочиями.
Законопроектом уточняются полномочия федеральных органов исполнительной власти. Так, в настоящее время полномочия по проведению санитарно-эпидемиологического контроля относятся к компетенции федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор (Роспотребнадзор), а полномочия по организации медицинской помощи - к ведению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения (Минздрав России).
Кроме того, проектом федерального закона используемая терминология применительно к медицинской помощи приводится в соответствие с Федеральным законом от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации". Так, Федеральный закон от 19.02.1993 N 4528-1 "О беженцах" в статьях 6 и 16 оперирует понятием "лекарственная помощь", в то время как в современном законодательстве Российской Федерации такое понятие не используется. В соответствии с Федеральным законом от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" каждый имеет право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.
Поскольку проект федерального закона не расширяет категории тех, кто в настоящее время уже подлежит обязательному медицинскому освидетельствованию, а также не вводит новых видов исследований при его проведении, принятие проекта федерального закона не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета, бюджета субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.
В проекте федерального закона отсутствуют обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при рассмотрении дел об административных правонарушениях, или обязательных требований, соответствие которым проверяется при выдаче разрешений, лицензий, аттестатов аккредитации, иных документов, имеющих разрешительный характер, о соответствующем виде государственного контроля (надзора), виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение обязательных требований или последствиях их несоблюдения.
Проект федерального закона не повлияет на достижение целей государственных программ Российской Федерации, а также не будет иметь социально-экономических и финансовых последствий, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности.
Проект федерального закона соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, положениям иных международных договоров Российской Федерации и не противоречит законодательству Российской Федерации.
ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О беженцах" в части совершенствования обязательного медицинского освидетельствования"
Принятие проекта федерального закона не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета, бюджета субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.
ПЕРЕЧЕНЬ
федеральных законов, подлежащих принятию, изменению, приостановлению или признанию утратившими силу в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О беженцах" в части совершенствования обязательного медицинского освидетельствования"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений Федеральный закон "О беженцах" в части совершенствования обязательного медицинского освидетельствования" не потребует принятия, изменения, приостановления или признания утратившими силу федеральных законов Российской Федерации.
ПЕРЕЧЕНЬ
нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О беженцах" в части совершенствования обязательного медицинского освидетельствования"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений Федеральный закон "О беженцах" в части совершенствования обязательного медицинского освидетельствования" (далее - проект федерального закона) потребует принятия следующих нормативных правовых актов:
1. Постановление Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 22.07.2014 N 690 "О предоставлении временного убежища гражданам Украины на территории Российской Федерации в упрощенном порядке"
Основание разработки - проект федерального закона.
Цель, предмет и содержание правового регулирования - уточнение порядка организация обязательного медицинского освидетельствования граждан Украины, обратившихся с заявлением о предоставлении временного убежища.
Срок подготовки - в течение трех месяцев со дня принятия федерального закона.
Ответственный исполнитель - Минздрав России.
2. Постановление Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в постановление Правительства РФ от 09.04.2001 N 274 "О предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации"
Основание разработки - проект федерального закона.
Цель, предмет и содержание правового регулирования - уточнение порядка организация обязательного медицинского освидетельствования лиц, обратившихся с заявлением о предоставлении временного убежища.
Срок подготовки - в течение трех месяцев со дня принятия федерального закона.
Ответственный исполнитель - Минздрав России.
3. Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации "Об утверждении Порядка обязательного медицинского освидетельствования соискателей статуса беженца и лиц, обратившихся с заявлением о предоставлении временного убежища".
Основание разработки - проект федерального закона.
Цель, предмет и содержание правового регулирования - установление единого порядка обязательного медицинского освидетельствования соискателей статуса беженца и лиц, обратившихся с заявлением о предоставлении временного убежища.
Срок подготовки - в течение трех месяцев со дня принятия федерального закона.
Ответственный исполнитель - Минздрав России.
4. Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации "О признании утратившим силу приказа Минздрава России от 24.07.2014 N 389н "Об утверждении временного порядка проведения обязательного медицинского освидетельствования граждан Украины и лиц без гражданства, постоянно проживавших на территории Украины, прибывших на территорию Российской Федерации в поисках убежища"
Основание разработки - проект федерального закона.
Цель, предмет и содержание правового регулирования - признание утратившим силу временного порядка обязательного медицинского освидетельствования граждан Украины и лиц без гражданства, постоянно проживавших на территории Украины, прибывших на территорию Российской Федерации в поисках убежища, в связи с утверждением единого порядка обязательного медицинского освидетельствования соискателей статуса беженца и лиц, обратившихся с заявлением о предоставлении временного убежища.
Срок подготовки - в течение трех месяцев со дня принятия федерального закона.
См. Сводный отчет, загруженный при публикации проекта
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.