Проект Приказа Министерства транспорта РФ "Об утверждении Порядка формирования и ведения баз данных международных транзитных автомобильных и железнодорожных перевозок"
(подготовлен Минтрансом России 11.09.2020 г.)
В соответствии с абзацем шестым пункта 5 постановления Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2019 г. N 1877 "О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 24 июня 2019 г. N 290 "О внесении изменений в некоторые указы Президента Российской Федерации" (официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 30 декабря 2019 г.) приказываю:
Утвердить порядок формирования и ведения баз данных об автомобильных и железнодорожных перевозках, указанных в подпункте "а" пункта 4 Указа Президента Российской Федерации от 24 июня 2019 г. N 290 "О внесении изменений в некоторые указы Президента Российской Федерации", об их сборе, обработке, о передаче и хранении в единой государственной информационной системе обеспечения транспортной безопасности, а также предоставления доступа к таким сведениям федеральных органов исполнительной власти, согласно приложению к настоящему приказу.
Министр |
Е.И. Дитрих |
ПРИЛОЖЕНИЕ
к приказу Министерства транспорта
Российской Федерации
от ________________N____
Порядок
формирования и ведения баз данных международных транзитных автомобильных и железнодорожных перевозок
I. Общие положения
1. Настоящий Порядок разработан во исполнение Постановления Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2019 г. N 1877 "О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 24 июня 2019 г. N 290 "О внесении изменений в некоторые указы Президента Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 06.01.2020, N 1 (часть 1), ст. 67) и устанавливает порядок формирования и ведения баз данных международных транзитных автомобильных и железнодорожных перевозок через территорию Российской Федерации в третьи страны отдельных видов сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, страной происхождения которых является государство, принявшее решение о введении экономических санкций в отношении российских юридических и (или) физических лиц или присоединившееся к такому решению, и отдельных видов товаров, страной происхождения либо страной отправления которых является Украина или которые перемещаются через территорию Украины.
2. Базы данных автомобильных и железнодорожных перевозок, указанных в подпункте "а" пункта 4 Указа Президента Российской Федерации от 24 июня 2019 г. N 290 "О внесении изменений в некоторые указы Президента Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 01.07.2019, N 26, ст. 3214) (далее - БДАЖП), входят в состав единой государственной информационной системы обеспечения транспортной безопасности (далее - ЕГИС ОТБ), созданной во исполнение Федерального закона от 9 февраля 2007 г. N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" (Собрание законодательства Российской Федерации, 12.02.2007, N 7, ст. 837).
Информация, содержащаяся в БДАЖП, является государственным информационным ресурсом.
3. БДАЖП формируются и функционируют в целях обеспечения сбора, обработки и дальнейшего использования в целях анализа данных об автомобильных и железнодорожных перевозках, указанных в подпункте "а" пункта 4 Указа Президента Российской Федерации от 24 июня 2019 г. N290 "О внесении изменений в некоторые указы Президента Российской Федерации"
4. Принципами, на основе которых формируются и функционируют БДАЖП, являются:
1) соблюдение конституционных прав граждан при автоматизированной обработке информации, содержащей персональные данные;
2) обеспечение технологической возможности информационного взаимодействия существующих и вновь создаваемых информационных систем участников информационного взаимодействия;
3) обеспечение технологической независимости структуры БДАЖП и ее функционирования от проводимых административных, организационных и иных изменений деятельности участников информационного взаимодействия;
4) обеспечение конфиденциальности информации;
5) обеспечение целостности и достоверности передаваемой информации.
5. Формирование и ведение БДАЖП, а также предоставление содержащихся в них данных обеспечивается с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, информационных технологий и технических средств ЕГИС ОТБ.
6. БДАЖП формируются централизованно как совокупность баз данных о международных транзитных автомобильных и железнодорожных перевозках через территорию Российской Федерации, а также о наложении (снятии) и применении средств идентификации ("электронных навигационных пломб", далее - ЭНП), функционирующих на основе технологии глобальной навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС, при осуществлении указанных автомобильных и железнодорожных перевозок.
7. БДАЖП формируются на основании информации, передаваемой организациями, уполномоченными Министерством транспорта Российской Федерации осуществлять деятельность по наложению (снятию) ЭНП (далее - операторы пломбирования).
8. Передача информации для формирования БДАЖП осуществляется операторами пломбирования периодически (по расписанию), инициатором информационного обмена выступают информационные системы операторов пломбирования.
9. Технологические параметры передачи информации операторами пломбирования, такие, как периодичность, атрибутивный состав и типы элементов данных, применяемые протоколы и программно-аппаратные средства обеспечения информационного взаимодействия, определяются на основе соглашений об информационном взаимодействии, заключаемых между оператором ЕГИС ОТБ и операторами пломбирования.
10. Операторы пломбирования периодически (по расписанию) обеспечивают передачу сведений об автомобильных и железнодорожных перевозках, полученных:
1) от автомобильного перевозчика не позднее чем за 2 часа до въезда в автомобильный пункт пропуска через государственную границу Российской Федерации или стационарный и передвижной контрольный пункт;
2) от железнодорожного перевозчика не позднее чем за 2 часа до въезда в железнодорожный пункт пропуска через государственную границу Российской Федерации или расположенный на железнодорожной станции контрольный пункт;
3) при активации ЭНП;
4) при деактивации ЭНП.
Кроме того, оператор пломбирования с заданной периодичностью обеспечивает передачу информации, получаемой от ЭНП:
1) серийный номер ЭНП и уникальный идентификатор модема сотовой связи стандарта GSM 900/1800, UMTS (IMEI);
2) текущее состояние ЭНП ("не наложена", "наложена", "вскрыта", "вскрыт корпус электронного блока");
3) географические координаты ЭНП (долгота, широта);
4) скорость и направление движения ЭНП;
5) дата и время получения данных (в формате ISO 8601);
6) уровень заряда аккумулятора;
7) наличие и (или) отсутствие сигнала связи с ГЛОНАСС;
8) ускорение по направлениям 3 осей электронного блока (продольной, поперечной и вертикальной).
11. Передаваемые в БДАЖП данные в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 27 декабря 2019 г. N 1877 "О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 24 июня 2019 г. N 290 "О внесении изменений в некоторые указы Президента Российской Федерации" включают в себя следующую информацию:
11.1. При осуществлении автомобильной перевозки до въезда в автомобильный пункт пропуска через государственную границу Российской Федерации или стационарный и передвижной контрольный пункт:
а) наименование автомобильного перевозчика;
б) тип, государство регистрации и регистрационный знак транспортного средства, прицепа или полуприцепа (и их количество), с которыми осуществляется автомобильная перевозка;
в) тип и количество контейнеров (иного транспортного оборудования), на которые наложены ЭНП;
г) адрес электронной почты и номера телефонов перевозчика и водителя транспортного средства;
д) коды перевозимых товаров в соответствии с товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза в формате не менее чем 10 знаков;
е) страна происхождения перевозимых товаров;
ж) страна отправления перевозимых товаров;
з) страна назначения перевозимых товаров;
и) планируемая дата въезда на территорию Российской Федерации;
к) планируемая дата выезда с территории Российской Федерации;
л) автомобильный пункт пропуска через государственную границу Российской Федерации, стационарный и передвижной контрольный пункт при въезде на территорию Российской Федерации;
м) автомобильный пункт пропуска через государственную границу Российской Федерации, стационарный и передвижной контрольный пункт при выезде с территории Российской Федерации;
н) количество наложенных ЭНП.
11.2. При осуществлении железнодорожной перевозки до въезда в железнодорожный пункт пропуска через государственную границу Российской Федерации или расположенный на железнодорожной станции контрольный пункт:
а) наименование железнодорожного перевозчика;
б) номер единицы железнодорожного подвижного состава (при наличии);
в) адрес электронной почты и номер телефона должностного лица железнодорожного перевозчика;
г) коды перевозимых товаров в соответствии с товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза в формате не менее чем 10 знаков;
д) страна происхождения перевозимых товаров;
е) страна отправления перевозимых товаров;
ж) страна назначения перевозимых товаров;
з) планируемая дата въезда на территорию Российской Федерации;
и) планируемая дата выезда с территории Российской Федерации;
к) железнодорожный пункт пропуска через государственную границу Российской Федерации или расположенный на железнодорожной станции контрольный пункт при въезде на территорию Российской Федерации;
л) железнодорожный пункт пропуска через государственную границу Российской Федерации или расположенный на железнодорожной станции контрольный пункт при выезде с территории Российской Федерации;
м) количество наложенных ЭНП.
11.3. При активации ЭНП:
а) наименование автомобильного или железнодорожного перевозчика, которому оператор пломбирования осуществляет наложение ЭНП;
б) государственный регистрационный номер транспортного средства (номер единицы железнодорожного подвижного состава), на объекты пломбирования которого будут наложены ЭНП;
в) регистрационный номер таможенной декларации (транзитной декларации для товаров, перемещаемых в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита, либо декларации на товары, вывозимые с таможенной территории Евразийского экономического союза);
г) номер международной товарно-транспортной накладной и дата ее составления;
д) регистрационный номер учетного талона (при автомобильных перевозках);
е) планируемая длительность автомобильной или железнодорожной перевозки по территории Российской Федерации;
ж) наименование пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации, стационарных и передвижных контрольных пунктов и расположенных на железнодорожных станциях контрольных пунктов, через которые осуществлен въезд на территорию Российской Федерации и будет осуществлен выезд с территории Российской Федерации;
з) номер телефона водителя транспортного средства или должностного лица железнодорожного перевозчика;
и) фамилия, имя, отчество (при наличии) и должность должностного лица таможенного органа или должностного лица Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, по решению которых осуществлена активация ЭНП;
к) уникальный серийный номер ЭНП;
л) дата и время активации ЭНП.
11.4. При деактивации ЭНП:
а) дата и время деактивации ЭНП;
б) наименование пункта пропуска через государственную границу Российской Федерации, стационарного и передвижного контрольного пункта или расположенного на железнодорожной станции контрольного пункта, в котором была деактивирована ЭНП;
в) фамилия, имя, отчество (при наличии) и должность должностного лица таможенного органа или должностного лица Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, по решению которых осуществлена деактивация ЭНП;
г) информация о сдаче учетного талона водителем транспортного средства, осуществляющего автомобильную перевозку.
12. Оператор ЕГИС ОТБ обязан обеспечить длительность хранения информации, указанной в пункте 11, в БДАЖП не менее 3 лет с даты деактивации ЭНП.
13. Исключение информации из БДАЖП до истечения срока хранения н допускается.
14. Базы данных, указанные в пункте 1 настоящего порядка, включаются в состав ЕГИС ОТБ с 1 октября 2021 г. До указанной даты обязанность формирования баз данных об автомобильных и железнодорожных перевозках возлагается на операторов пломбирования.
15. Порядок передачи сведений об автомобильных и железнодорожных перевозках указан в главе III настоящего Порядка.
II. Организация информационного взаимодействия
16. Участниками информационного взаимодействия при формировании и ведении БДАЖП являются Федеральная служба по надзору в сфере транспорта, Федеральная таможенная служба, автомобильные и железнодорожные перевозчики, операторы пломбирования, а также оператор ЕГИС ОТБ.
17. Автомобильные и железнодорожные перевозчики обеспечивают передачу сведений операторам пломбирования.
18. Операторы пломбирования обеспечивают передачу сведений об автомобильных и железнодорожных перевозках, полученных от перевозчиков, сведения об активации и деактивации ЭНП, а также информацию от ЭНП оператору ЕГИС ОТБ.
19. Федеральная служба по надзору в сфере транспорта, Федеральная таможенная служба (далее - потребители), используют информацию, содержащуюся в БДАЖП, на основании соглашений об информационном обмене, заключаемых между потребителями и оператором ЕГИС ОТБ.
20. Оператор ЕГИС ОТБ осуществляет формирование и ведение БДАЖП, в том числе обработку и предоставление содержащихся в них данных.
21. Оператор ЕГИС ОТБ в соответствии с возложенными на него функциями по формированию и ведению БДАЖП в пределах своей компетенции осуществляет:
1) организационное, техническое, методическое и иное обеспечение формирования и ведения БДАЖП;
2) обеспечение эксплуатации программно-аппаратных комплексов, средств связи и иного имущества, необходимого для формирования и ведения БДАЖП, информационное наполнение и дальнейшее совершенствование БДАЖП;
3) обеспечение информационной безопасности БДАЖП;
4) обеспечение доступа участников информационного взаимодействия к БДАЖП;
5) разработку проектов изменений технологий передачи в БДАЖП.
22. Предоставление данных в БДАЖП операторами пломбирования осуществляется в электронной форме по расписанию путем отбора требуемых данных из информационной системы оператора пломбирования и их выгрузки в обменный файл (сообщение) согласованного формата.
23. Предоставление данных из БДАЖП потребителям осуществляется в электронной форме по запросу в режиме прямого доступа к БДАЖП с использованием обменного файла согласованного формата.
В режиме прямого доступа к БДАЖП предоставляются:
- данные из БДАЖП, соответствующие поисковому запросу;
- обобщенные данные в виде отчетов согласованных форматов.
Форматы поисковых запросов, запросов на получение обобщенной информации и форматы предоставления информации потребителям определяются соглашениями, указанными в пункте 19 настоящего Порядка.
III. Порядок передачи сведений об автомобильных и железнодорожных перевозках при формировании БДАЖП
24. Сведения об автомобильных и железнодорожных перевозках передаются в файлах сообщений в формате XML (или JSON).
25. В составе сообщений время указывается в соответствии со всемирным скоординированным временем UTC в формате ISO 8601.
26. Формирование файлов сообщений осуществляется оператором пломбирования с периодичностью, установленной в соглашении об информационном взаимодействии.
27. Сведения об автомобильных и железнодорожных перевозках формате XML (или JSON). предоставляются в виде основного и служебного блоков данных.
28. В состав основного блока данных сообщения должны входить сведения о перевозках, указанные в пункте 11 настоящего Порядка. Атрибутивный состав данных определяется соглашением об информационном взаимодействии.
29. В состав служебного блока данных сообщения должны входить следующие сведения (поля):
1 |
Дата и время отправки сообщения |
В формате ISO 8601 |
2 |
Уникальный идентификатор оператора пломбирования (определяется в соглашении) |
текст или GUID |
3 |
Наименование оператора пломбирования (определяется в соглашении) |
Текст VARCHAR(2000) |
30. При передаче в ЕГИС ОТБ сообщение должно быть подвергнуто компрессии и представлено файлом в формате ZIP.
31. Именование передаваемых файлов сообщений должно удовлетворять следующему шаблону:
ID_YYYY_MM_DD_HH_mm_ss_mss.xml
(ID_YYYY_MM_DD_HH_mm_ss_mss.xml.zip), где:
ID - уникальный идентификатор оператора пломбирования;
YYYY - год (например, 2010);
ММ - месяц (от 01 до 12);
DD-день (от 01 до 31);
НН - часы (от 00 до 23);
mm - минуты (от 00 до 59);
ss - секунды (от 00 до 59);
mss - миллисекунды (от 00 до 999).
Имена всех передаваемых файлов должны быть уникальными для каждого поставщика информации.
32. Передача файлов сообщений осуществляется через подсистему взаимодействия (шлюз) БДАЖП, к которому оператор пломбирования осуществляет подключение.
33. Параметры подключения к шлюзу БДАЖП и используемые программно-аппаратные средства определяются в соглашении.
34. Для передачи в БДАЖП данных об автомобильных и железнодорожных перевозках используется существующая информационно-телекоммуникационная инфраструктура операторов пломбирования.
35. Для передачи данных используются публичные или специальные защищенные IP-сети. Для передачи данных оператор пломбирования создает основной и резервный каналы передачи.
36. Пропускная способность канала передачи данных от системы-источника до внешнего интерфейса шлюза БДАЖП должна обеспечивать передачу данных в течение не более 3 минут.
37. Передача сведений в БДАЖП осуществляется на русском языке с использованием кириллицы и (или) с использованием латиницы на языке, на котором составлен документ, предъявляемый при оформлении автомобильной или железнодорожной перевозки.
38. При формировании передаваемой в БДАЖП информации должна использоваться кодировка UTF-8 согласно RFC 3629 и ISO/IEC 10646 Annex D без указания метки порядка байтов (UTF-8 without BOM).
39. Технические условия для подключения операторов пломбирования к ЕГИС ОТБ формирует оператор ЕГИС ОТБ.
IV. Обеспечение защиты информации при формировании и ведении БДАЖП
40. Обеспечение защиты информации при формировании и видении БДАЖП, а также в ходе информационного взаимодействия осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
41. Оператор ЕГИС ОТБ, поставщики и потребители информации в ходе сбора, хранения, обработки и передачи персональных данных руководствуются Федеральным законом от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ "О персональных данных" (Собрание законодательства Российской Федерации, 31.07.2006, N 31 (1 ч.), ст. 3451), Федеральным законом от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 31.07.2006, N 31 (1 ч.), ст. 3448), постановлением Правительства Российской Федерации от 1 ноября 2012 г. N 1119 "Об утверждении требований к защите персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных" (Собрание законодательства Российской Федерации, 05.11.2012, N 45, ст. 6257), настоящим Порядком.
Безопасность персональных данных при их обработке в БДАЖП и в ходе информационного взаимодействия в пределах зоны ответственности его участников обеспечивается с помощью системы защиты персональных данных, включающей в себя организационные меры и средства защиты информации (в том числе криптографические), а также используемые информационные технологии.
Выбор и реализация методов и способов защиты информации в информационной системе осуществляются в соответствии с требованиями к защите персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 1 ноября 2012 г. N 1119.
42. Предоставление пользователям данных из БДАЖП осуществляется в соответствии с требованиями к защите персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 1 ноября 2012 г. N 1119.
43. Обработка персональных данных в БДАЖП осуществляется в соответствии с частью 2 статьи 5 Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ "О персональных данных".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.