Проект Федерального закона "О внесении изменений в статью 18 Федерального закона "О бухгалтерском учете" и отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части совершенствования государственного информационного ресурса бухгалтерской (финансовой) отчетности)"
(подготовлен Минфином России 14.09.2020 г.)
Вносится Правительством
Российской Федерации
Проект
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О внесении изменений в статью 18 Федерального закона "О бухгалтерском учете" и отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части совершенствования государственного информационного ресурса бухгалтерской (финансовой) отчетности)
Статья 1
Внести в статью 18 Федерального закона от 6 декабря 2011 года N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 50, ст. 7344; 2013, N 51, ст. 6677; 2018, N 1, ст. 65; N 31, ст. 4861; N 49, ст. 7516; 2019, N 30, ст. 4149) следующие изменения:
1) пункт 6 части 4 признать утратившим силу;
2) часть 5 изложить в следующей редакции:
"5. Обязательный экземпляр отчетности представляется экономическим субъектом в виде электронного документа по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота, являющегося российской организацией и соответствующего требованиям, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, не позднее трех месяцев после окончания отчетного периода. При представлении обязательного экземпляра отчетности, которая подлежит обязательному аудиту, аудиторское заключение о ней представляется в виде электронного документа вместе с такой отчетностью либо в течение 10 рабочих дней со дня, следующего за датой аудиторского заключения, но не позднее 31 декабря года, следующего за отчетным годом. В случае исправления экономическим субъектом ошибки в бухгалтерской (финансовой) отчетности, обязательный экземпляр которой представлен в соответствии с частью 3 настоящей статьи, экземпляр бухгалтерской (финансовой) отчетности, в котором ошибка исправлена, представляется в налоговый орган по месту нахождения экономического субъекта в виде электронного документа по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота не позднее 31 июля года, следующего за отчетным годом. В случае, когда федеральными законами и (или) учредительными документами экономического субъекта предусмотрено утверждение его бухгалтерской (финансовой) отчетности и эта отчетность, утвержденная после 31 июля года, следующего за отчетным годом, отличается от бухгалтерской (финансовой) отчетности, обязательный экземпляр которой представлен в соответствии с частью 3 настоящей статьи, экземпляр бухгалтерской (финансовой) отчетности, в котором ошибка исправлена, представляется в налоговый орган по месту нахождения экономического субъекта в виде электронного документа по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота не позднее чем через 10 рабочих дней со дня, следующего за днем утверждения указанной отчетности, но не позднее 31 декабря года, следующего за отчетным годом.";
3) в части 7 слова "пунктах 5 и 6" заменить словами "пункте 5";
4) часть 9 дополнить абзацами вторым и третьим следующего содержания:
"Правительство Российской Федерации вправе определить случаи, в которых доступ к информации, содержащейся в государственном информационном ресурсе, может быть ограничен, а также порядок ограничения и возобновления такого доступа. В случаях, определенных Правительством Российской Федерации, ограничение или возобновления доступа к информации, содержащейся в государственном информационном ресурсе, осуществляется по заявлению организации, доступ к информации о которой, должен быть ограничен или возобновлен. Указанное заявление представляется в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, в порядке и по форме, утверждаемым этим органом.
Информация, содержащаяся в государственном информационном ресурсе, доступ к которой ограничен в соответствии с настоящей частью, предоставляется государственным органам, органам местного самоуправления и Центральному банку Российской Федерации.";
5) часть 10 изложить в следующей редакции:
"10. В случаях, определенных Правительством Российской Федерации, за предоставление информации, содержащейся в государственном информационном ресурсе, взимается плата. Размер и порядок взимания указанной платы устанавливаются Правительством Российской Федерации".
Статья 2
В статье 71 Федерального закона от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 33, ст. 3431; 2011, N 30, ст. 4576; 2013, N 30, ст. 4084; N 51, ст. 6699; 2015, N 1, ст. 10; N 13, ст. 1811; N 27, ст. 4000; 2016, N 1, ст. 11; N 23, ст. 3296; N 27, ст. 4293; 2017, N 1, ст. 12; N 31, ст. 4775; 2018, N 1, ст. 65; N 49, ст. 7524; N 53, ст. 8440; 2019, N 46, ст. 6416, 6423; 2020, N 31, ст. 5048):
1) в пункте 21 слова "л.2" исключить;
2) подпункт "л.2" пункта 7 изложить в следующей редакции:
"л.2) сведения о бухгалтерской (финансовой) отчетности и консолидированной финансовой отчетности (при наличии) в случаях, если федеральным законом установлена обязанность по раскрытию такой отчетности в средствах массовой информации, с указанием периода, за который составлена бухгалтерская (финансовая) отчетность (консолидированная финансовая отчетность) и даты, по состоянию на которую составлена указанная отчетность, даты составления бухгалтерской (финансовой) отчетности (консолидированной финансовой отчетности), даты утверждения бухгалтерской (финансовой) отчетности, если федеральными законами и (или) учредительными документами юридического лица предусмотрено ее утверждение, даты представления бухгалтерской (финансовой) отчетности в государственный информационный ресурс бухгалтерской (финансовой) отчетности, предусмотренный статьей 18 Федерального закона "О бухгалтерском учете", даты размещения консолидированной финансовой отчетности в информационных ресурсах информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также, в случае, если бухгалтерская (финансовая) отчетность подлежит обязательному аудиту, - с указанием наименования аудиторской организации (индивидуального аудитора), а также идентифицирующих аудиторскую организацию (индивидуального аудитора) данных (идентификационного номера налогоплательщика, основного государственного регистрационного номера юридического лица/индивидуального предпринимателя), даты аудиторского заключения.".
Статья 3
Часть 6 статьи 5 Федерального закона от 30 декабря 2008 года N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 1, ст. 15; 2011, N 1, ст. 12; N 48, ст. 6728; 2013, N 52 ст. 6961; 2014, N 49, ст. 6912; 2016, N 27, ст. 4195, 4169, 4293; 2017, N 18, ст. 2673; 2019, N 48, ст. 6739) признать утратившей силу.
Статья 4
1. Положения Федерального закона от 6 декабря 2011 года N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (в редакции настоящего Федерального закона) об освобождении от представления экземпляра составленной годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности применяются к бухгалтерской (финансовой) отчетности, начиная с отчетного периода за 2020 год.
2. Положения Федерального закона от 6 декабря 2011 года N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (в редакции настоящего Федерального закона) в отношении ограничения доступа к информации, содержащейся в государственном информационном ресурсе бухгалтерской (финансовой) отчетности, применяются к информации, содержащейся в указанном ресурсе, за отчетный период 2019 года и последующие отчетные периоды.
3. Положения статьи 71 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (в редакции настоящего Федерального закона) применяются к сведениям, подлежащим внесению в Единый федеральный реестр юридически значимых сведений о фактах деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и иных субъектов экономической деятельности после вступления настоящего Федерального закона в силу.
Президент |
|
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту федерального закона "О внесении изменений в статью 18 Федерального закона "О бухгалтерском учете" и отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части совершенствования государственного информационного ресурса бухгалтерской (финансовой) отчетности)"
Проект федерального закона подготовлен на основе анализа и обобщения практики формирования и ведения государственного информационного ресурса бухгалтерской (финансовой) отчетности, предусмотренного статьей 18 Федерального закона "О бухгалтерском учете" (далее - ГИРБО).
В соответствии со статьей 18 Федерального закона "О бухгалтерском учете" начиная с 2020 г. ФНС России формирует и ведет ГИРБО. ГИРБО - совокупность годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности экономических субъектов, обязанных составлять такую отчетность, а также аудиторских заключений о ней (в случаях, если бухгалтерская (финансовая) отчетность подлежит обязательному аудиту). При этом организации, определенные Федеральным законом и изданным во исполнение его постановлением Правительства Российской Федерации от 22.01.2020 N 35, освобождены от представления своей бухгалтерской (финансовой) отчетности в ГИРБО.
Информация ГИРБО является открытой и общедоступной. ФНС России обеспечивает свободный доступ к информации, содержащейся в ГИРБО, заинтересованным лицам, в том числе государственным органам в рамках системы межведомственного электронного взаимодействия. Функционирование ГИРБО является основой реализации концепции "одного окна" представления бухгалтерской (финансовой) отчетности в государственные органы, при которой источником получения всеми государственными органами отчетности являются не сами отчитывающиеся организации, а ГИРБО.
Анализ практики формирования и ведения ГИРБО выявил ряд проблем, связанных с обеспечением доступа к информации, содержащейся в данном ресурсе. Среди них - полнота ресурса, распространение содержащейся в ресурсе информации, наносящее ущерб отчитывающимся организациям, сроки представления в ресурс исправленной отчетности.
Освобождение широкого круга организаций от представления бухгалтерской (финансовой) отчетности в ГИРБО, имеющее место в настоящее время, существенно снижает ценность данного ресурса, препятствует реализации концепции "одного окна" в полной мере, не позволяет освободить такие организации от излишней административной нагрузки, связанной с обязательным представлением отчетности. Обязательность обеспечения свободного доступа ко всей информации, содержащейся в ГИРБО, наносит или может нанести ущерб отчитывающимся организациям, особенно тем, в отношении которых действуют меры ограничительного характера, введенные иностранными государствами и межгосударственными образованиями, которые включены в сводный реестр организаций оборонно-промышленного комплекса, предусмотренный постановлением Правительства Российской Федерации от 20.02.2004 N 96. Отсутствие установленного срока представления исправленной отчетности в ГИРБО создает неопределенность в отношении актуальности информации, содержащейся в ресурсе, и несет в связи с этим риски для пользователей ГИРБО при принятии решений на основании отчетности, полученной из ресурса.
Для решения указанных проблем проектом федерального закона предлагается:
ограничить круг организаций, освобожденных от представления своей бухгалтерской (финансовой) отчетности в ГИРБО. С этой целью из статьи 18 Федерального закона "О бухгалтерском учете" исключается полномочие Правительства Российской Федерации определять случаи, в которых организации освобождаются от представления своей бухгалтерской (финансовой) отчетности в ГИРБО;
ввести полномочие Правительства Российской Федерации определять случаи, в которых доступ к информации, содержащейся в ГИРБО, может быть ограничен на временной или постоянной основе для определенных категорий пользователей. Предполагается, что в число таких случаев будут включены, в частности, введение в отношении организации мер ограничительного характера иностранными государствами и межгосударственными образованиями, наличие организации в сводном реестре организаций оборонно-промышленного комплекса;
установить единый пресекательный срок для представления исправленной бухгалтерской (финансовой) отчетности в ГИРБО. Такой срок определен на основе анализа требований законодательства Российской Федерации по утверждению бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций различных организационно-правовых форм деятельности. Самый поздний срок утверждения бухгалтерской (финансовой) отчетности установлен для государственных корпораций - не позднее 1 июля года, следующего за отчетным годом. Исходя из этого срока и с учетом времени, необходимого для оформления и представления исправленной отчетности в ГИРБО, проектом федерального закона предусмотрен предельный срок представления исправленной отчетности - не позднее 31 июля года, следующего за отчетным годом. Для тех случаев, когда утверждение отчетности осуществлено после этой даты, и утвержденная отчетность отличается от отчетности, ранее представленной в ГИРБО, предлагается представлять утвержденную отчетность в ГИРБО в течение 10 рабочих дней со дня, следующего за днем утверждения указанной отчетности, но не позднее 31 декабря года, следующего за отчетным годом.
Помимо изменений в Федеральный закон "О бухгалтерском учете" проектом федерального закона предлагаются изменения в статью 71 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Федеральный закон N 129-ФЗ) и в статью 5 Федерального закона "Об аудиторской деятельности" (далее - Федеральный закон N 307-ФЗ). Изменения в эти Федеральные законы обеспечивают уточнение состава сведений, подлежащих размещению организацией в Едином федеральном реестре юридически значимых сведений о фактах деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и иных субъектов экономической деятельности (далее - Единый реестр).
Указанными федеральными законами предусмотрено размещение организацией в Едином реестре сведений о финансовой и (или) бухгалтерской отчетности в случаях, если федеральным законом установлена обязанность по раскрытию такой информации в средствах массовой информации (подпункт "л.2" пункта 7 статьи 71 Федерального закона N 129-ФЗ) и сведений об обязательном аудите (часть 6 статьи 5 Федерального закона N 307-ФЗ). Однако неопределенность требования подпункта "л.2" пункта 7 статьи 71 Федерального закона N 129-ФЗ, отсутствие формализованного перечня сведений, подлежащих размещению в Едином реестре, приводит к противоречивой правоприменительной практике. При этом в ряде случаев данное требование понимается как требование размещения бухгалтерской (финансовой) отчетности в Едином реестре. В условиях, когда бухгалтерская (финансовая) отчетность организаций и аудиторские заключения о ней содержатся в ГИРБО, размещение этих документов в Едином реестре приводит к дополнительной административной нагрузке на субъекты предпринимательской деятельности.
В связи с этим проектом федерального закона предлагается конкретизировать перечень сведений о бухгалтерской (финансовой) отчетности, подлежащих размещению в Едином реестре в соответствии с подпунктом "л.2" пункта 7 статьи 71 Федерального закона N 129-ФЗ, дополнить его сведениями об аудите отчетности, признав утратившей силу часть 6 статьи 5 Федерального закона N 307-ФЗ. Одновременно в пункте 21 статьи 7 1 Федерального закона N 129-ФЗ, предусматривающем полномочие Правительства Российской Федерации определять случаи, в которых сведения о юридических лицах, поименованных, в том числе, в подпункте "л.2" пункта 7 указанной статьи, не подлежат размещению в сети Интернет, предлагается исключить указание на подпункт "л.2", поскольку данный подпункт в редакции проекта федерального закона не содержит какой-либо информации, раскрытие которой может нести риски для организаций.
Проект федерального закона содействует реализации задач государственной программы Российской Федерации "Управление государственными финансами и регулирование финансовых рынков", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 N 320 в части обеспечения условий перехода к представлению бухгалтерской отчетности по принципу "одного окна", созданию государственного информационного ресурса бухгалтерской отчетности и результатов ее аудита (паспорт подпрограммы 3 в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 29.03.2019 N 370). Однако подготовка проекта федерального закона данной государственной программой не предусмотрена.
Проект федерального закона содержит положения, изменяющие (облегчающие) установленные обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется при рассмотрении дел об административных правонарушениях. Это касается положений проекта федерального закона, предусматривающих изменение требований представления бухгалтерской (финансовой) отчетности, установленных статьей 18 Федерального закона "О бухгалтерском учете". В проекте федерального закона отсутствуют обязательные требования, соответствие которым проверяется при выдаче разрешений, лицензий, аттестатов аккредитации, иных документов, имеющих разрешительный характер, а также положения, которыми устанавливаются, изменяются или отменяются указанные обязательные требования.
Проект федерального закона соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Принятие проекта федерального закона будет способствовать совершенствованию формирования ГИРБО и использования содержащейся в нем информации, упрощению для значительного круга экономических субъектов процедур представления бухгалтерской (финансовой) отчетности в государственные органы и, как результат, - снижению административной нагрузки на указанные субъекты, устранению дублирования функций государственных органов по получению и обработке бухгалтерской (финансовой) отчетности.
См. Сводный отчет, загруженный при публикации проекта
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.