Пояснительная записка к проекту Постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2019 г. N 1798"
(подготовлен Минтрансом России 15.09.2020 г.)
1. Общие характеристики правового акта
Проект постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2019 г. N 1798" подготовлен во исполнение абзаца шестого подпункта "д" пункта 1 перечня поручений Президента Российской Федерации от 07.06.2020 N Пр-937 по итогам совещания по вопросам развития авиационной промышленности и авиаперевозок, состоявшегося 13 мая 2020 г.
Реализацию мероприятий, предусмотренных настоящим проектом постановления, предлагается осуществить путем перераспределения средств федерального бюджета в размере 4 506,97млн рублей, предусмотренных Минтрансу России в 2020 году Федеральным законом от 2 декабря 2019 г. N 380-ФЗ "О федеральном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов" на реализацию мероприятия по предоставлению субсидии публичному акционерному обществу "Государственная транспортная лизинговая компания" (далее - ПАО "ГТЛК"), в целях обеспечения механизма поддержания продаж воздушных судов Ил-96-400М.
Реализация предлагаемых мероприятий по приобретению и последующей передачи в лизинг, аренду на некоммерческих условиях 6 единиц воздушных судов, в том числе трех вертолетов Ми-8 и трех самолетов Ил-114-300, направлена на осуществление государственной поддержки лизинга, аренды воздушных судов отечественного производства в рамках достижения целей подпрограммы "Гражданская авиация и аэронавигационное обслуживание" государственной программы Российской Федерации "Развитие транспортной системы".
Использование механизма лизинга, аренды позволит эксплуатирующим организациям обновить парк воздушных судов без единовременно отвлекаемых оборотных средств, что является важнейшим условием для организаций в послекризисный период восстановления экономики.
За счет бюджетных ассигнований в размере 4 506,97 млн рублей, предоставляемых публичному акционерному обществу "Государственная транспортная лизинговая компания" в виде субсидии федерального бюджета на осуществление капитальных вложений в приобретение объектов недвижимого имущества, будет авансирована поставка 6 единиц воздушных судов. Оплата окончательной стоимости будет осуществлена за счет внебюджетных средств, дополнительно привлекаемых ПАО "ГТЛК" на финансовых рынках в объеме 1 196,75 млн рублей.
Планируемый срок поставки воздушный судов - в период 2022 - 2023 годы.
2. Анализ правоприменительной практики, обусловившей необходимость изменения правового регулирования
Принятие проекта постановления Правительства Российской Федерации не требует проведения анализа правоприменительной практики, обусловившей необходимость изменения правового регулирования.
3. Описание проблемы, на решение которой направлен правовой акт. Обоснование предлагаемых решений и ожидаемые результаты их реализации
В Российской Федерации сохраняется устойчивый спрос на легкие и средние вертолеты, который покрывается за счет вертолетов зарубежного производства. Средний "возраст" легких вертолетов российского производства составляет 35,6 лет. В текущих условиях необходимо реализовывать меры по стимулированию продаж отечественных вертолетов Ми-8. Объем бюджетных средств составляет 50% от стоимости вертолетов, что позволит предложить эксплуатантам вертолетов льготную лизинговую ставку.
Вертолеты возможны к передаче в лизинг следующим авиакомпаниям: АО "ВАП", АО АК "Конверс Авиа", ООО "Авиакомпания "СКОЛ", АО "РВС", ЗАО "Авиапредприятие "Ельцовка", АО "Нижневартовскавиа", АО "Нарьян-Марский ОАО", АО АК "Конверс Авиа", заинтересованным в расширении парка воздушных судов. По итогам рассмотрения текущего финансового состояния авиакомпаний и анализа платежной дисциплины по действующим контрактам ПАО "ГТЛК" будет принято решение о заключении договора с авиакомпаниями, имеющими положительный опыт работы с ПАО "ГТЛК" и отвечающим корпоративным требованиям по финансовому состоянию.
Большинство авиаперевозок самолетами в России осуществляется самолетами зарубежного производства. В текущей экономической ситуации приобретение воздушных судов иностранного производства несет высокие валютные риски для авиакомпаний. Для лизингополучателей предпочтительны ставки, номинированные в рублях, следовательно, авиакомпаниии заинтересованы в приобретении в лизинг воздушных судов отечественного производства.
Пассажирский самолет Ил-114-300 предназначен для эксплуатации на местных воздушных линиях, является модернизированной версией турбовинтового самолета Ил-114. Самолет Ил-114-300 предназначен для пассажирских перевозок на внутренних линиях, а также на межрегиональных маршрутах. Производство самолета будет осуществляться на отечественных авиапредприятиях. Реализация на Ил-114-300 современных научно-технических достижений по обеспечению требуемых уровней аэродинамического и массового совершенства самолета и силовой установки, обеспечивают самолету высокие показатели топливной эффективности. Шасси самолета обеспечивает посадку на необорудованные аэродромы, имеющие как бетонированные, так и грунтовые покрытия, что способствует расширению географии использования Ил-114-300 в различных регионах. Кроме того, самолет рассчитан на автономную эксплуатацию в малооборудованных аэропортах. Государственное субсидирование необходимо для поддержки продаж нового типа воздушного судна.
В качестве потенциальных эксплуатантов самолетов Ил-114-300 рассматриваются ООО "Сибирская Легкая Авиация", ООО "Аэросервис", ОАО "АО 2-ой Архангельский" и государственные унитарные предприятия субъектов Российской Федерации, не являющиеся российскими авиакомпаниями. Экплуатация воздушного судна планируется в Дальневосточном федеральном округе.
Самолеты Ил-114-300 являются новыми типами воздушных судов, которые требуют дополнительных расходов авиакомпаний при введении их в парк и в дальнейшей эксплуатации. Использование мер государственной поддержки позволит предложить авиакомпаниям экономически обоснованную ставку лизинга, аренды новых типов самолетов и обеспечит поддержку дальнейших продаж указанных типов самолетов и расширения парков авиакомпаний за счет новейших отечественных воздушных судов.
Реализация данного мероприятия направлена на пролонгацию мер по стимулированию спроса на авиацию отечественного производства, реализуемых ПАО "ГТЛК".
4. Оценка эффективности предлагаемых решений
Реализация данного мероприятия позволит обеспечить получение следующих социально-экономических эффектов:
развитие рынка пассажирской авиации и повышение транспортной доступности;
создание условий для развития экспорта транспортных услуг;
локализация производства авиационной техники;
наращивание парка судов отечественного производства,
импортозамещение иностранных воздушных судов - аналогов.
Механизм льготного лизинга, аренды отечественных воздушных судов, предлагаемых к реализации в рамках инвестиционного проекта, подтвердил свою эффективность на примере ранее направляемых бюджетных средств на указанные цели.
Увеличение производства отечественных вертолетов и самолетов будет способствовать сохранению и возможному увеличению (в среднесрочной перспективе) доли отечественных авиастроительных предприятий в мировом авиастроении.
5. Прогнозы социально-экономических, финансовых и иных последствий реализации предлагаемых решений, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, а также сведения о государственной программе Российской Федерации, для реализации которой принимаются решения либо к сфере реализации которой они относятся, или сведения об отсутствии влияния предлагаемых решений на достижение целей государственных программ Российской Федерации
Проект постановления не содержит положений, влияющих на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
6. Оценка регулирующего воздействия.
Заключение Минэкономразвития России об оценке регулирующего воздействия, предусмотренного пунктом 60 (1) Регламента Правительства Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2004 N 260, не требуется.
7. Оценка влияния предлагаемых решений на деятельность органов государственной власти субъектов Российской Федерации и (или) органов местного самоуправления.
Предлагаемые решения не влекут за собой:
- изменения объема полномочий и компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления;
- выделения дополнительных ассигнований из соответствующих бюджетов;
- сокращения доходной части соответствующих бюджетов.
8. Описание и оценка замечаний и предложений по данному вопросу.
Рассмотрение проекта постановления на заседании Правительства Российской Федерации не требуется.
9. Соответствие проекта акта положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Проект постановления соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Принятие проекта акта не влечет за собой необходимости внесения изменений в иные нормативные правовые акты Российской Федерации.
10. Информация о наличии или отсутствии в проекте акта обязательных требований, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при рассмотрении дел об административных правонарушениях, или обязательных требований, соответствие которым проверяется при выдаче разрешений, лицензий, аттестатов аккредитации, иных документов, имеющих разрешительный характер (далее - обязательные требования), о соответствующем виде государственного контроля (надзора), виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение обязательных требований или последствиях их несоблюдения
В проекте постановления обязательные требования отсутствуют.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.