Пояснительная записка к проекту Постановления Правительства Российской Федерации "О согласовании сделки по продаже объекта недвижимого имущества в морском порту Усть-Луга, находящегося в федеральной собственности и закрепленного на праве хозяйственного ведения за федеральным государственным унитарным предприятием "Росморпорт"
(подготовлен Минтрансом России 16.09.2020 г.)
1. Общие характеристики проекта акта
Проект постановления Правительства Российской Федерации "О согласовании сделки по продаже объекта недвижимого имущества в морском порту Усть-Луга, находящегося в федеральной собственности и закрепленного на праве хозяйственного ведения за федеральным государственным унитарным предприятием "Росморпорт" (далее - проект постановления) подготовлен Минтрансом России.
2. Описание проблемы, на решение которой направлен проект акта. Обоснование предлагаемых решений и ожидаемые результаты их реализации
Основной задачей ФГУП "Росморпорт" (далее - Предприятие) является содействие развитию морской транспортной инфраструктуры Российской Федерации и повышению конкурентоспособности российских морских портов путем эффективной эксплуатации, содержания и развития закрепленного за Предприятием федерального имущества в морских портах.
Объекты недвижимого имущества, закрепленные за Предприятием на праве хозяйственного ведения, расположены как в границах территории морских портов Российской Федерации, на которые распространяет свое действие Федеральный закон от 8 ноября 2007 г. N 261-ФЗ "О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон о морских портах), так и вне их границ.
На балансе Северо-Западного бассейнового филиала ФГУП "Росморпорт" находится объект федерального недвижимого имущества - гидротехническое сооружение. Искусственно образованная территория контейнерной составляющей Автомобильно-железнодорожного паромного комплекса в морском порту Усть-Луга (кадастровый номер 47:20:0000000:6010) (далее - Объект).
Объект создавался в период с мая 2003 года по ноябрь 2009 года в рамках проекта "Автомобильно-железнодорожный паромный комплекс в морском порту Усть-Луга" (рабочая документация ЛРП 141-2-ГР2) как искусственно образованная территория с помощью гидронамыва песчаным грунтом, извлекаемым при дноуглубительных работах. Объект введен в эксплуатацию на основании разрешения на ввод в эксплуатацию от 31 декабря 2009 г. N 1545/02.
Необходимо отметить, что Объект представляет собой искусственно образованную территорию с асфальтовым покрытием, по сути своей не является гидротехническим сооружением и, соответственно, не задействуется при осуществлении грузовых операций.
Оператор морского порта Усть-Луга - ОАО "Усть-Лужский Контейнерный Терминал", осуществляет грузовые операции посредством использования причалов, примыкающих к Объекту и находящихся в его собственности.
Таким образом, реализация Объекта не повлияет на конкурентоспособность в морском порту Усть-Луга и не будет препятствовать деятельности остальных участников рынка.
Согласно проектной документации назначение Объекта - для устройства основания под верхнее покрытие площадки терминалов. Объект расположен в тыловой зоне морского порта Усть-Луга, не имеет причального фронта и не граничит с морем и водными ресурсами. Со стороны моря по фронту Объекта созданы портовые гидротехнические сооружения - причалы, принадлежащие на праве собственности ОАО "Усть-Лужский контейнерный терминал".
Необходимо отметить, что на практике объекты инфраструктуры, расположенные в тыловых зонах морских портов, как правило, находятся в собственности стивидорных компаний, осуществляющих деятельность в морском порту.
Кроме того, в соответствии с пунктом 4 статьи 4 Закона о морских портах портовые гидротехнические сооружения - инженерно-технические сооружения (берегозащитные сооружения, волноломы, дамбы, молы, пирсы, причалы, а также подходные каналы, подводные сооружения, созданные в результате проведения дноуглубительных работ), расположенные на территории морского порта, взаимодействующие с водной средой и предназначенные для обеспечения безопасности мореплавания и стоянки судов.
Вместе с тем, Объект не взаимодействует с водной средой и не предназначен для обеспечения безопасности мореплавания и стоянки судов, в связи с чем он не соответствует понятию "портовые гидротехнические сооружения".
В связи с изложенным, Объект не является профильным для ФГУП "Росморпорт".
Частью 1 статьи 29 Закона о морских портах установлен перечень объектов инфраструктуры морского порта, которые могут находиться исключительно в федеральной собственности, а именно: подходные каналы, подводные сооружения, созданные в результате проведения дноуглубительных работ; радиолокационные системы управления движением судов; объекты инфраструктуры морского порта, необходимые для функционирования Глобальной морской системы связи при бедствии и для обеспечения безопасности; средства навигационного оборудования и другие объекты навигационно-гидрографического обеспечения морских путей; объекты и средства автоматической информационной системы, единой службы контроля судоходства и управления судоходством.
Согласно части 2 статьи 29 Закона о морских портах не подлежат отчуждению в частную собственность или передаче в муниципальную собственность находящиеся в государственной собственности следующие объекты инфраструктуры морского порта: берегозащитные сооружения, волноломы, дамбы, молы, пирсы, причалы, за исключением причалов, предназначенных для комплексного технологического обслуживания судов атомного ледокольного флота, которые могут находиться в собственности российских юридических лиц, включенных в утверждаемый Президентом Российской Федерации перечень российских юридических лиц, в собственности которых могут находиться ядерные установки; объекты инфраструктуры морского порта, используемые для обеспечения деятельности органов государственного контроля (надзора); железнодорожные и автомобильные подъездные пути, линии связи, устройства тепло-, газо-, водо- и электроснабжения, иные устройства, инженерные коммуникации, используемые при эксплуатации двух и более морских терминалов; ледоколы, за исключением атомных ледоколов, которые могут находиться в собственности российских юридических лиц, включенных в утверждаемый Президентом Российской Федерации перечень российских юридических лиц, в собственности которых могут находиться ядерные установки, специальные спасательные суда.
Объект представляет собой искусственно образованную территорию с асфальтовым покрытием и не относится к объектам, указанным в частях 1 и 2 статьи 29 Закона о морских портах.
Учитывая изложенное, на Объект не распространяются ограничения, предусмотренные статьей 29 Закона о морских портах.
Часть Объекта, площадью 125 702,00 кв.м, расположена на земельном участке с кадастровым номером 47:20:0223002:0073. Указанный земельный участок передан во временное владение и пользование ФГУП "Росморпорт". Под оставшейся частью Объекта, площадью 193 291,00 кв.м, земельный участок не формировался, так как эта часть земельного участка находится в акватории морского порта Усть-Луга.
После совершения сделки по реализации Объекта и регистрации перехода права собственности на него, новый правообладатель получит возможность оформить право на земельный участок в соответствии с пунктом 3 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации (договор аренды со множественностью лиц на стороне арендатора, то есть вступление в действующий договор стороной по договору).
Остаточная стоимость Объекта по состоянию на 1 января 2020 г. составляет 234 305 752,19 рублей.
Объект передан во временное владение и пользование ОАО "Усть-Лужский контейнерный терминал" по договору аренды от 12 августа 2010 г. N 350/ДО-10 (далее - Договор аренды), размер арендной платы в 2020 году составляет 46 749 984,00 рублей (без учета НДС).
Необходимо отметить, что затраты Предприятия на содержание Объекта составляют 43% от годовой арендной платы, что составляет 20 364 195,00 рублей в год.
Вместе с тем, согласно отчету об оценке от 24.07.2020 N 3438/20, подготовленному ООО "Институт проблем предпринимательства", рыночная стоимость предлагаемого к реализации Объекта составляет 611 000 000,00 рублей (без учета НДС). Данные указанной оценки подтверждены экспертным заключением от 06.08.2020 N 345/08-20, выполненным Ассоциацией "Межрегиональный Союз Оценщиков".
Необходимо отметить, что в связи с введением ограничительных мер, связанных с распространением новой коронавирусной инфекции, снижение фактической величины доходов ФГУП "Росморпорт" против планового показателя на 2020 г. составило 1,6 млрд. руб. (-5%), что обусловлено главным образом следующими факторами:
- отсутствием индексации портовых сборов, не индексировавшихся с 2016 года при накопленной за этот период инфляции, суммарно составляющей 18%, а также
- снижением планируемого уровня судозаходов в условиях введения ограничительных мер, принимаемых на национальном и международном уровне в целях предотвращения распространения неблагоприятной эпидемиологической обстановки.
В этих условиях Предприятие вынуждено обращаться к программе антикризисных решений, которые, с одной стороны, сводятся к секвестру операционных расходов, с другой - к изысканию альтернативных источников доходов, способных частично покрыть снижение выручки от основной деятельности.
Доходы Предприятия от реализации Объекта, а также высвобождаемые за счет экономии на его содержание денежные средства обеспечат дополнительные источники для финансирования мероприятий по созданию и реконструкции объектов инфраструктуры морских портов, закрепленных на праве хозяйственного ведения за Предприятием, включенных в программу деятельности Предприятия на 2020 год и плановый период 2021-2022 гг., в том числе:
- реконструкция Западного мола (защитная наброска) в п. Новороссийск (сметная стоимость - 774 065 тыс. руб., срок выполнения с марта по декабрь 2022 года);
- строительство причалов для судов служебно-вспомогательного флота в акватории п. Новороссийск вдоль Западного мола (сметная стоимость - 124 051 тыс. руб., срок выполнения с марта 2021 по октябрь 2022 года);
- строительство причала для служебно-вспомогательного флота в акватории Сухогрузной гавани п. Махачкала (сметная стоимость - 193 094 тыс. руб., срок выполнения с марта по декабрь 2022 года) (далее - Проекты).
В условиях сокращения бюджетных средств на финансирование соответствующих мероприятий реализация инвестиционных проектов / проектов развития требует определения дополнительных источников финансирования, не связанных с увеличением нагрузки на операционный бюджет Предприятия. В этой связи планируемая сделка по продаже Объекта позволит обеспечить необходимый источник финансирования капитальных вложений по Проектам без возникновения существенного дефицита собственных средств, необходимых для обеспечения текущей деятельности Предприятия, а также сохранения инвестпрограммы Предприятия в утвержденных параметрах.
Необходимо отметить, что иные инструменты, предполагающие привлечение внешнего (кредитного) финансирования для целей реализации Проектов, отсутствуют либо не могут рассматриваться в качестве равноценной и экономически оправданной альтернативы вышеуказанному источнику капитальных вложений, поскольку:
- ввиду возвратного характера соответствующих источников привлечение кредитных средств не позволит снизить финансовую нагрузку на операционную деятельность Предприятия, обусловленную необходимостью несения дополнительных (неплановых) расходов на реализацию Проектов;
- использование кредитного финансирования влечет удорожание Проектов за счет возникновения дополнительных процентных расходов на обслуживание кредита, величина которых может быть значительной в условиях текущих высоких процентных ставок по кредитам и с учетом объема требуемого финансирования. В этой связи при данном сценарии стоимость реализации Проектов и, как следствие, - финансовая нагрузка на Предприятие / на бюджет проекта возрастет.
Учитывая вышеизложенное, получение единовременного платежа от реализации Объекта позволит использовать данные средства для реализации Проектов, что будет иметь положительный экономический эффект для Предприятия за счет сокращения объема отвлекаемых средств на реализацию Проектов и отсутствия необходимости привлечения внешних источников финансирования, в т.ч. дорогостоящих кредитных ресурсов.
При этом реализация Объекта не приведет к ухудшению хозяйственной деятельности ФГУП "Росморпорт".
С учетом вышеизложенного проектом постановления предлагается согласовать сделку по продаже Объекта, которая будет осуществлена на торгах в форме открытого аукциона.
3. Оценка регулирующего воздействия предлагаемых решений
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 25 августа 2012 г. N 851 "О порядке раскрытия федеральными органами исполнительной власти информации о подготовке проектов нормативных правовых актов и результатах их общественного обсуждения" проект постановления размещен на сайте regulation.gov.ru в целях организации публичного обсуждения.
4. Оценка эффективности предлагаемых решений
Принятие проекта постановления направлено на предоставление Росморречфлоту права на согласование сделки по продаже объекта федерального имущества, закрепленного за Предприятием на праве хозяйственного ведения, что позволит увеличить доходы Предприятия за счет поступления денежных средств от их реализации, а также снизить затраты Предприятия на содержание данного имущества и, как следствие, увеличить доходы бюджетов разного уровня за счет налоговых и неналоговых поступлений.
Принятие проекта постановления будет способствовать развитию морского порта Усть-Луга.
Реализация проекта постановления не потребует выделения средств из федерального бюджета.
5. Оценка влияния предлагаемых решений на деятельность органов государственной власти субъектов Российской Федерации и (или) органов местного самоуправления
Принятие проекта постановления не влечет за собой изменения объема полномочий и компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации и (или) органов местного самоуправления, выделения дополнительных ассигнований из соответствующих бюджетов, а также сокращения доходной части соответствующих бюджетов.
6. Замечания и предложения по проекту акта
Замечания и предложения по проекту постановления отсутствуют.
7. Соответствие предлагаемых решений положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации
Проект постановления не противоречит положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
8. Прогнозы социально-экономических, финансовых и иных последствий реализации предлагаемых решений, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, а также сведения о государственной программе Российской Федерации, для реализации которой принимаются эти решения либо к сфере реализации которой они относятся, или сведения об отсутствии влияния предлагаемых решений на достижение целей государственных программ Российской Федерации
Принятие проекта постановления приведет к увеличению доходов федерального бюджета.
9. Информация о наличии или отсутствии в проекте акта обязательных требований, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при рассмотрении дел об административных правонарушениях, или обязательных требований, соответствие которым проверяется при выдаче разрешений, лицензий, аттестатов аккредитации, иных документов, имеющих разрешительный характер (далее - обязательные требования), о соответствующем виде государственного контроля (надзора), виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение обязательных требований или последствиях их несоблюдения
В проекте постановления обязательные требования отсутствуют.
10. Анализ правоприменительной практики, обусловившей необходимость изменения правового регулирования
Аналогичное решение по реализации объектов недвижимого имущества, находящихся в федеральной собственности и закрепленных на праве хозяйственного ведения за ФГУП "Росморпорт", было принято постановлением Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2015 г. N 1405 (в морском порту Мурманск).
Реализация проекта постановления путем продажи Объекта послужит стимулом для развития и совершенствования портовой инфраструктуры стивидорных компаний, осуществляющих свою деятельность в морском порту Усть-Луга, а также будет иметь положительный экономический эффект для Предприятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.