Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 21 августа 2008 г. N КА-А40/7851-08
(извлечение)
Резолютивная часть постановления объявлена 20 августа 2008 г.
Полный текст постановления изготовлен 21 августа 2008 г.
Общество с ограниченной ответственностью "Инженерные технологии"(далее- заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы N 14 по г. Москве (далее- инспекция, налоговый орган) N 18-10-01/257 от 01.08.2007 в части отказа в возмещении (зачете) налога на добавленную стоимость за первый квартал 2005 в сумме 9.556.892 руб., предложения внести необходимые исправления в бухгалтерский учет.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 26.02.2008 заявленные требования удовлетворены. Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 23.05.08 решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе инспекция ставит вопрос об отмене судебных актов и направлении дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции, ссылаясь на то, что в 1 квартале 2005 года у заявителя отсутствовал объект налогообложения, в связи с чем он, по мнению инспекции, был не вправе заявлять НДС к вычету; счета-фактуры, представленные в ходе проверки, составлены с нарушением п.п. 3 п. 5 ст. 169 НК РФ; контрагент заявителя ООО "Руссланд-1" не полностью отразило в своих налоговых декларациях выручку, полученную от заявителя, и ликвидировано 24.10.06 г., вследствие чего у него невозможно истребовать документы для встречной проверки.
Отзыв на жалобу не представлен.
В судебном заседании представитель инспекции поддержал доводы жалобы, представитель общества возражал против её удовлетворения по основаниям, изложенным в судебных актах.
Изучив материалы дела, проверив правильность соблюдения судебными инстанциями норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения жалобы.
В силу статей 143, 146 НК РФ налогоплательщиками НДС признаются организации, реализующие на территории РФ товары(работы, услуги).
В соответствии с пунктом 1 статьи 44 НК РФ обязанность по уплате налога возникает с наличием оснований, установленных Кодексом или иными актами законодательства о налогах и сборах.
В соответствии с пунктом 1 статьи 173 НК РФ сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется по итогам каждого налогового периода как уменьшенная на сумму налоговых вычетов, предусмотренных статьей 171 настоящего Кодекса, общая сумма налога, исчисляемая в соответствии со статьей 166 НК РФ.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 171 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 Кодекса, на установленные этой же статьей налоговые вычеты. Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации либо уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации в таможенных режимах выпуска для свободного обращения, временного ввоза и переработки вне таможенной территории в отношении товаров (работ, услуг), приобретаемых для перепродажи.
В силу пункта 1 статьи 172 Налогового кодекса Российской Федерации ( в действовавшей в спорном периоде редакции) вычетам подлежат, если иное не установлено названной статьей, только суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ; услуг), либо фактически уплаченные им при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг) и при наличии соответствующих первичных документов.
Из приведенных положений закона следует, что момент предъявления сумм налога к вычету связан с моментом приобретения (принятия на учет) товаров (работ, услуг), их фактической оплатой (включая сумму налога), а также с целью их приобретения. Реализация товаров (работ, услуг) в том же налоговом периоде не определена законом как условие применения налоговых вычетов.
Согласно пункту 5 статьи 174 Налогового кодекса Российской Федерации по итогам каждого налогового периода налогоплательщик обязан представлять в налоговый орган декларацию по налогу на добавленную стоимость.
Следовательно, плательщик налога на добавленную стоимость обязан исчислять общую сумму налога и определять размер налоговых обязательств по итогам каждого налогового периода независимо от наличия или отсутствия реализации товаров (работ, услуг) в этом налоговом периоде.
Поскольку налоговым органом не оспаривается факт уплаты обществом НДС поставщикам в составе цены товаров (работ, услуг), отсутствие фактов реализации товаров (работ, услуг) не может служить основанием для отказа в предоставлении налоговых вычетов.
Этот вывод следует также из того обстоятельства, что глава 21 Налогового кодекса РФ не предусматривает возможность отсрочки возмещения НДС до возникновения обстоятельств, с которыми Инспекция связывает появление права на налоговые вычеты, то есть до исчисления НДС при осуществлении операций по реализации товаров (работ, услуг).
При изложенных обстоятельствах судами правомерно отвергнут довод инспекции об отсутствии у заявителя права на вычеты в связи с отсутствием операций по реализации товаров (работ, услуг) в спорном периоде.
По результатам исследования доказательств, признанных судом относимыми и допустимыми, судом сделан правильный вывод о соблюдении Обществом порядка и выполнении условий получения налоговых вычетов.
Счета-фактуры, на дефекты в заполнении которых ссылается инспекция, оценены судами как подтверждающие право на налоговые вычеты, так как выставлены в отношении услуг, то есть не предусматривают заполнение граф "грузоотправитель" и "грузополучатель", в связи с чем не содержат существенных недостатков, исключающих принятие указанных в них сумм налога к вычету. Кроме того, заявителем представлены исправленные счета-фактуры.
Нормы налогового законодательства не предусматривают прямой зависимости между фактами уплаты НДС в бюджет контрагентами налогоплательщика и его правом на налоговые вычеты по НДС.
Тем более, не установлена такая зависимость от получения (неполучения) информации об уплате НДС этими контрагентами и невозможностью встречной проверки в связи с их ликвидацией.
Доказательств получения обществом необоснованной налоговой выгоды по критериям, указанным в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12 октября N 53 "Об оценки арбитражными судами обоснованности получения налоговой выгоды", налоговый орган не представил и на их наличие в жалобе не ссылается.
Согласно п. 3 части 1 ст. 287 АПК РФ по результатам рассмотрения кассационной жалобы арбитражный суд кассационной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции и (или) постановление суда апелляционной инстанции полностью или в части и направить дело на новое рассмотрение в соответствующий арбитражный суд, решение, постановление которого отменено или изменено, если этим судом нарушены нормы процессуального права, являющиеся в соответствии с частью 4 статьи 288 настоящего Кодекса основанием для отмены решения, постановления, или если выводы, содержащиеся в обжалуемых решении, постановлении, не соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам или имеющимся в деле доказательствам.
При проверке принятых по делу судебных актов указанных оснований для отмены обжалуемых судебных актов не установлено.
Так как Инспекцией не представлены доказательства уплаты государственной пошлины при подаче кассационной жалобы, в соответствии со ст. 333.21 НК РФ, ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Информационном письме от 13.03.2007 N 117 "Об отдельных вопросах практики применения главы 25.3 Налогового кодекса РФ", госпошлина подлежит взысканию с неё в размере 1000 руб.
Руководствуясь ст.ст. 176, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановил:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 26 февраля 2008 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 23 мая 2008 года по делу N А40-63005/07-115-391 оставить без изменения, кассационную жалобу ИФНС России N 14 по г. Москве - без удовлетворения.
Взыскать с ИФНС России N 14 по г. Москве в доходы федерального бюджета госпошлину 1000 руб.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 21 августа 2008 г. N КА-А40/7851-08
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании