Пояснительная записка к проекту Приказа Министерства природных ресурсов и экологии РФ "Об утверждении Порядка ведения государственного кадастра особо охраняемых природных территорий"
(подготовлен Минприроды России 18.09.2020 г.)
Проект приказа Минприроды России "Об утверждении Порядка ведения государственного кадастра особо охраняемых природных территорий" подготовлен в целях реализации статьи 4 Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях", в соответствии с подпунктом 5.2.68. Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации, утвержденного Правительством Российской Федерации от 11.11.2015 N 1219, и направлен на совершенствование правил формирования и ведения государственного кадастра особо охраняемых природных территорий (далее - ООПТ).
В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" государственный кадастр ООПТ включает в себя сведения о статусе этих территорий, об их географическом положении и границах, режиме особой охраны этих территорий, природопользователях, эколого-просветительской, научной, экономической, исторической и культурной ценности. Порядок ведения государственного кадастра ООПТ устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с подпунктом 5.2.68. Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации, утвержденного Правительством Российской Федерации от 11.11.2015 N 1219, принятие порядка ведения государственного кадастра ООПТ (далее - Порядка) отнесено к полномочиям Минприроды России.
После издания приказ Минприроды России "Об утверждении Порядка ведения государственного кадастра особо охраняемых природных территорий" заменит аналогичный приказ Минприроды России от 19.03.2012 N 69 "Об утверждении Порядка ведения государственного кадастра особо охраняемых природных территорий" (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 12.04.2012, регистрационный N 23810).
Проект приказа учитывает сложившийся многолетний опыт Минприроды России и уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по ведению государственного кадастра ООПТ, а также деятельность, реализуемую ФГБУ, осуществляющими управление ООПТ федерального значения, в части сбора, подготовки и предоставлению первичных сведений об особо охраняемых природных территориях федерального значения для включения в государственный кадастр ООПТ. Вместе с тем, в результате накопленного опыта выявлены положения, требующие приведения в соответствие с реальными потребностями и возможностями формирования кадастровых сведений, а также пробелы в нормативных правовых актах, регулирующих данный вопрос, не позволяющие осуществлять эту деятельность эффективно.
Так, ряд положений ранее действовавших нормативных правовых актов в области регулирования порядка ведения государственного кадастра ООПТ был утерян в результате разработки нормативных правовых актов, заменивших постановление Правительства Российской Федерации от 19.10.1996 N 1249 "О порядке ведения государственного кадастра особо охраняемых природных территорий", приказа Госкомэкологии России от 04.07.1997 N 312 "Об утверждении Правил ведения государственного кадастра особо охраняемых природных территорий" и иных приказов, утвержденных во исполнение указанного постановления. Так, было утрачено положение о своде кадастровых сведений в целом по Российской Федерации, что привело к нескоординировнности правового содержания и значения государственного кадастра ООПТ, установленных положениями Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях" (государственный кадастр ООПТ включает в себя сведения обо ВСЕХ ООПТ), с положениями приказа Минприроды России от 19.03.2012 N 69 (государственный кадастр ООПТ состоит из федерального кадастра, и региональных кадастров; Минприроды России осуществляет ведение только федерального кадастра; свод кадастровых сведений ни на кого не возложен и не предусмотрен). В проекте приказа указанный пробел устраняется.
В приказе Минприроды России от 19.03.2012 N 69 "Об утверждении Порядка ведения государственного кадастра особо охраняемых природных территорий" утрачено положение, закрепленное ранее в Административном регламенте Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по исполнению государственной функции по ведению государственного кадастра особо охраняемых природных территорий федерального значения, утвержденном приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 15.01.2008 N 2, в части реестра ООПТ федерального значения, включающего базовую информацию об ООПТ. Такая информация необходима для предоставления ежегодных сведений по формам статистической отчетности в Росстат, вместе с тем принятые ведомственные нормативные правовые акты не предусматривают порядка и формата сбора этих сведений. Такие административные данные формируются Минприроды России в рамках текущей деятельности. Проект порядка предусматривает введение понятия "реестр ООПТ" как одного из разделов государственного кадастра ООПТ, сведения в который представляются ежегодно и который предназначен для включения в ежегодные формы официальной статистической информации, ежегодные государственные доклады (в том числе в Государственный доклад о состоянии и об охране окружающей среды Российской Федерации), отчеты. При этом проектом порядка предусмотрено, что реестр ООПТ включает сведения по всем ООПТ федерального, регионального и местного значения.
В целях упрощения подготовки и представления первичных данных об ООПТ федеральными государственными бюджетными учреждениями, государственными научными организациями, государственными образовательными организациями высшего образования, осуществляющими управление ООПТ федерального значения, федеральными органами исполнительной власти (за исключением Минприроды России), в ведении которых находятся ООПТ федерального значения, а также органами местного самоуправления, дирекциями ООПТ регионального значения, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (за исключением органов исполнительной власти, ответственных за ведение государственных кадастров ООПТ регионального и местного значения) в отношении ООПТ регионального значения, на основе которых осуществляется подготовка кадастровых сведений в государственный кадастр ООПТ, предусмотрены табличные формы представления сведений об ООПТ в различные разделы кадастра.
Проектом порядка предлагается актуализированная структура государственного кадастра ООПТ. Предусмотрено, что государственный кадастр ООПТ включает разделы: реестр ООПТ; действующие ООПТ; реорганизованные и упраздненные ООПТ за отчетный период. Раздел "Реестр особо охраняемых природных территорий" включает подразделы: сводная информация об ООПТ Российской Федерации; сводная информация об ООПТ в субъектах Российской Федерации; основные сведения о действующих ООПТ в Российской Федерации; основные сведения о реорганизованных и упраздненных ООПТ в Российской Федерации. Кадастровое дело включает в себя: титульный лист; основные сведения об ООПТ; сведения о нормативной правовой основе функционирования ООПТ; сведения о природных характеристиках ООПТ, состоянии природных комплексов и объектов ООПТ; сведения об особенностях функционирования и организационном обеспечении деятельности ООПТ; приложение (включает копии нормативных правовых актов и иных документов по вопросам создания ООПТ, организации охраны и использования ООПТ и ее охранной зоны, картографические материалы, иные сведения).
Формулировки в формах, по которым запрашиваются кадастровые сведения, приведены в соответствие с действующим законодательством Российской Федерации (в том числе, Лесным и Земельным кодексами Российской Федерации), терминами и определениями, используемыми в международных договорах, программах и иных документах.
В проекте порядка представлены четкие указания по содержанию и формату кадастровых сведений, которые однозначно трактуются и выполнение которых существенно упрощено.
Кроме того, учитывая, что в настоящее время Минприроды России приступило к разработке многофункциональной информационной системы по управлению ООПТ, и в ближайшее время возникнет необходимость перевода кадастра ООПТ на цифровую основу для формирования единой автоматизированной системы учета ООПТ разных уровней, в проекте порядка уточнены отдельные положения в части ведения кадастровых дел в целях предупреждения оценок субъективного характера.
Сформированные в итоге многочисленные изменения, дополнения и уточнения положений ранее утвержденного Порядка, привели к необходимости разработки нового документа. При этом базовые положения ранее утвержденного Порядка сохранены и обеспечивают надлежащий уровень преемственности с новым проектом приказа. В связи с изложенным принятие проекта приказа не создаст препятствий для продолжения ведения кадастра ООПТ.
Принятие приказа будет также способствовать эффективной реализации государственной политики в области развития системы ООПТ и информационного обеспечения задач федерального проекта "Сохранение биологического разнообразия и развитие экологического туризма" национального проекта.
Реализация приказа не потребует дополнительных расходов федерального бюджета.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.