Минэкономразвития России в соответствии с пунктом 26 Правил проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и проектов решений Евразийской экономической комиссии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. N 1318, рассмотрело проект приказа Минтранса России "Об утверждении порядка доступа к данным с технических средств обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры или транспортных средств и передачи таких данных подразделениям уполномоченных федеральных органов исполнительной власти" (далее - проект акта), разработанный и направленный для подготовки настоящего заключения Минтрансом России (далее - разработчик), и сообщает следующее.
Проект акта направлен разработчиком для подготовки настоящего заключения впервые.
Разработчиком проведены публичные обсуждения текста проекта акта и сводного отчета о проведении оценки регулирующего воздействия (далее - сводный отчет) в период с 19 июня по 6 июля 2020 года.
Информация об оценке регулирующего воздействия проекта акта размещена разработчиком на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: regulation.gov.ru/projects#npa=101223.
Проект акта разработан во исполнение пункта 5 части 2 статьи 12 Федерального закона от 9 февраля 2007 г. N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" (далее - Федеральный закон N 16-ФЗ).
По итогам рассмотрения к проекту акта могут быть представлены следующие замечания.
1. Пунктом 4 проекта акта устанавливается, что под доступом к данным с техническим средствам обеспечения транспортной безопасности (далее - ТС ОТБ) понимается возможность получения уполномоченными лицами подразделений федеральных органов исполнительной власти информации, регистрируемой и хранимой в ТС ОТБ, в том числе с помощью технических средств, и её использования в соответствии с предоставленными им для этого правами.
Предлагаемая разработчиком формулировка предполагает, что информация может регистрироваться и храниться в ТС ОТБ не только с помощью технических средств.
Вместе с тем представляется, что даже в случае фиксации части информации с ТС ОТБ на бумажном носителе указанная информация отражается на ТС ОТБ и только дублируется на бумаге.
В этой связи уточнение "в том числе" полагаем избыточным.
Кроме того, отмечаем, что вопросы использования полученной федеральными органами исполнительной власти информации с ТС ОТБ не регулируются и не могут регулироваться проектом акта, в связи с чем указанная норма подлежит доработке.
2. Пунктом 5 проекта акта устанавливается необходимость ведения журнала учета доступа к данным с ТС ОТБ, за исключением работников дежурной смены подразделений транспортной безопасности и аттестованных сотрудников субъекта транспортной инфраструктуры, непосредственно управляющих ТС ОТБ.
В этой связи отмечаем, что предметом проекта акта в части доступа являются правила выполнения субъектами транспортной инфраструктуры требования по обеспечению транспортной безопасности в части обеспечения доступа к данным с ТС ОТБ объектов транспортной инфраструктуры или транспортных средств уполномоченным лицам подразделений органов Федеральной службы безопасности Российской Федерации, органов внутренних дел и Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (далее - уполномоченные лица органов власти).
В этой связи требования к фиксации доступа к данным с ТС ОТБ иных лиц кроме уполномоченных лиц органов власти не могут быть установлены в проекте акта и должны регулироваться требованиями по обеспечению транспортной безопасности, предусмотренными статьей 8 Федерального закона N 16-ФЗ.
При этом необходимость учета доступа уполномоченных лиц органов власти может быть подвергнута сомнению в связи с тем, что указанные лица осуществляют доступ к сведениям с ТС ОТБ в рамках предоставленных полномочий и не могут иметь такой доступ без формальных оснований.
При этом субъект транспортной инфраструктуры в случае заинтересованности может вести журнал учета доступа к указанным сведениям в инициативном порядке.
Таким образом, считаем обязанность ведения журнала учета доступа к сведениям с ТС ОТБ избыточной.
3. Пункты 7 и 8 проекта акта аналогичны нормам требований по обеспечению транспортной безопасности по видам транспорта, предусмотренные статьей 8 Федерального закона N 16-ФЗ.
При этом указанные требования содержат правила допуска на объекты транспортной инфраструктуры и транспортные средства, регулирующие порядок организации субъектом транспортной инфраструктуры или перевозчиком пропускного и внутриобъектового режимов в целях обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств.
В этой связи с целью исключения дублирования требований считаем целесообразным указанные пункты проекта акта исключить или указать, что доступ уполномоченных лиц органов власти обеспечивается в соответствии с требованиями по обеспечению транспортной безопасности, предусмотренными статьей 8 Федерального закона N 16-ФЗ.
4. Пунктом 9 проекта акта устанавливается, что непосредственное использование ТС ОТБ осуществляется работником дежурной смены подразделения транспортной безопасности или аттестованным сотрудником субъекта транспортной инфраструктуры, управляющим ТС ОТБ.
Разработчиком в сводке предложений по итогам размещения текста проекта акта указано, что данное требование установлено для обеспечения необходимого уровня знаний и умений сотрудников, осуществляющих непосредственное использование ТС ОТБ при обеспечении доступа к ним уполномоченных сотрудников органов исполнительной власти.
Вместе с тем требований к лицу, осуществляющему управление ТС ОТБ,в настоящее время не предъявляется, таким образом, субъект транспортной инфраструктуры или перевозчик может назначить любое лицо для управления ТС ОТБ. Внутренняя структура организации может предусматривать несколько сотрудников, владеющих навыками, необходимыми для предоставления доступа к ТС ОТБ.
В этой связи считаем целесообразным исключить требование о сотрудниках, осуществляющих непосредственное использование ТС ОТБ, и предусмотреть, что доступ к ТС ОТБ предоставляет лицо, имеющее необходимые права доступа к ТС ОТБ.
5. Пунктом 13 проекта акта устанавливается, что допускается использование только учтенных носителей информации, которые являются собственностью субъекта транспортной инфраструктуры и подвергаются регулярной ревизии и контролю.
Таким образом, проектом акта устанавливается обязанность субъектов транспортной инфраструктуры по безвозмездной передаче съемных носителей информации органам исполнительной власти. Представляется, что обеспечение съемными носителями информации федеральных органов исполнительной власти осуществляется за счет средств федерального бюджета Российской Федерации,в связи с чем установление указанного требования к юридическим лицам является избыточным.
Учитывая изложенное, пункт 13 проекта акта подлежит исключению.
6. Согласно пункту 20 проекта акта передача данных с ТС ОТБ и (или) технических средств, обеспечивающих накопление, обработку и хранение в электронном виде данных с ТС ОТБ, должна обеспечиваться в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 26 сентября 2016 г. N 969 "Об утверждении требований к функциональным свойствам технических средств обеспечения транспортной безопасности и Правил обязательной сертификации технических средств обеспечения транспортной безопасности" (далее - Постановление N 969) с использованием унифицированных протокола передачи данных и формата метаданных, разработанного на основе XML.
Вместе с тем Постановление N 969 не содержит требований к передаче данных, а содержит только аналогичную норму о том, что ТС ОТБ должны обеспечивать обмен информацией с системой сбора результатов технического мониторинга и контроля с использованием унифицированных протокола передачи данных и формата метаданных, разработанного на основе XML.
Учитывая изложенное, в случае необходимости установления дополнительных требований к передаче данных, необходимо их отразить в проекте акта или ином нормативном правовом акте. В случае отсутствия необходимости - пункт 20 проекта акта подлежит исключению.
7. В соответствии с пунктом 22 проекта акта ТС ОТБ, установленные и (или) планируемые к использованию на объектах транспортной инфраструктуры, обеспечение транспортной безопасности которых осуществляется исключительно федеральными органами исполнительной власти, а также объектах транспортной инфраструктуры 1 категории, перечень которых определен федеральным органом исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспортной безопасности, на которых осуществляется дистанционное наблюдение за обеспечением транспортной безопасности, должны:
- быть сертифицированы;
- иметь необходимый протокол, выполненный промышленным способом и обеспечивающий согласно своим техническим характеристикам (паспортным данным на изделие) возможность взаимодействия и передачу в электронном виде данных в систему сбора результатов технического мониторинга и контроля в соответствии с подпунктами к), л) пункта 7, подпунктами д), е) пункта 9, подпунктами д), е) пункта 20, подпунктами ж), з) пункта 22, подпунктами а), б) пункта 36, подпунктами а), б) пункта 40, подпунктами б), в) пункта 42, подпунктами б), в) пункта 45, подпунктами а), б) пунктами 59 требований к ТС ОТБ, утвержденных Постановлением N 969.
В этой связи отмечаем, что согласно части 8 статьи 12.2 Федерального закона N 16-ФЗ ТС ОТБ (системы и средства сигнализации, контроля доступа, досмотра, видеонаблюдения, аудио- и видеозаписи, связи, оповещения, сбора, обработки, приема и передачи информации, предназначенные для использования на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах в целях обеспечения транспортной безопасности) подлежат обязательной сертификации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Требования к ТС ОТБ и порядок их сертификации определен Постановлением N 969.
Таким образом, все ТС ОТБ, устанавливаемые на объекты транспортной инфраструктуры, сертифицированы и соответствуют всем требованиям, установленным Постановлением N 969.
Кроме того, федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспортной безопасности не может быть наделен полномочиями по утверждению каких-либо перечней объектов транспортной инфраструктуры нормативным правовым актом федерального органа исполнительной власти.
8. Проект акта содержит обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора). Учитывая изложенное, проект акта подлежит рассмотрению на заседании рабочей группы по реализации механизма "регуляторной гильотины" в сфере транспортной безопасности при подкомиссии по совершенствованию контрольных (надзорных) и разрешительных функций федеральных органов исполнительной власти при Правительственной комиссии по проведению административной реформы.
Кроме того, обращаем внимание, что согласно пункту 4 статьи 3 Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации" нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации, федерального органа исполнительной власти или уполномоченной организации, содержащим обязательные требования, должен предусматриваться срок его действия, который не может превышать шесть лет со дня его вступления в силу, за исключением случаев, установленных федеральным законом или принятым в соответствии с ним нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации.
На основе проведенной оценки регулирующего воздействия проекта акта с учетом информации, представленной разработчиком в сводном отчете, Минэкономразвития России может быть сделан вывод о наличии достаточного обоснования решения проблемы предложенным способом регулирования.
По итогам оценки регулирующего воздействия может быть сделан вывод о наличии в проекте акта положений, вводящих избыточные обязанности, запреты и ограничения для физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности или способствующих их введению, а также положений, приводящих к возникновению необоснованных расходов физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.