Минэкономразвития России в соответствии с пунктом 26 Правил проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и проектов решений Евразийской экономической комиссии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. N 1318, рассмотрело проект приказа Минтранса России "Об утверждении Порядка проведения проверки массы транспортного средства, нагрузки на ось или группу осей транспортного средства и его габаритов при осуществлении государственного контроля (надзора) за осуществлением международных автомобильных перевозок в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации" (далее - проект акта), разработанный и направленный для подготовки настоящего заключения Минтрансом России (далее - разработчик), и сообщает следующее.
Проект акта направлен разработчиком для подготовки настоящего заключения впервые. Разработчиком проведены публичные обсуждения текста проекта акта и сводного отчета о проведении оценки регулирующего воздействия (далее - сводный отчет) в период с 20 апреля по 21 мая 2020 года.
Информация об оценке регулирующего воздействия проекта акта размещена разработчиком на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: regulation.gov.ru/projects#npa=101316.
Проект акта разработан в соответствии с абзацем третьим пункта 1 статьи 11 Федерального закона от 24 июля 1998 г. N 127-ФЗ "О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения".
По итогам рассмотрения к проекту акта могут быть представлены следующие замечания.
1. Пунктом 15 проекта акта устанавливается, что случае если по результатам инструментального контроля установлено превышение допустимых весовых и/или габаритных параметров, указывающих на признаки правонарушений, то уполномоченными должностными лицами таможенного органа составляется акт результатов измерения весовых и габаритных параметров транспортного средства о превышении или соответствии транспортного средства допустимым или разрешенным ограничениям по общей массе, нагрузке на группу осей (ось) и (или) габаритам.
Вместе с тем по результатам инструментального контроля может быть выявлено соответствие транспортного средства допустимым или разрешенным ограничениям по общей массе, нагрузке на группу осей (ось) и (или) габаритам,то есть превышение допустимых весовых и/или габаритных параметров может отсутствовать.
Кроме того, принимая во внимание, что проведение контроля весовых и габаритных параметров транспортного средства является частью контроля за осуществлением международных автомобильных перевозок, считаем целесообразным составление акта результатов измерения весовых и габаритных параметров по результатам каждого такого измерения без привязки к критерию наличия возможных признаков правонарушений.
Учитывая изложенное, считаем необходимым предусмотреть в пункте 15 проекта акта, что акт результатов измерения весовых и габаритных параметров составляется по результатам измерения указанных параметров.
2. В соответствии с пунктом 18 проекта акта в акте результатов измерения весовых и габаритных параметров транспортного средства указываются сравнения весовых и габаритных параметров, а также результаты выполнения иных установленных и разрешенных условий движения тяжеловесных и (или) крупногабаритных транспортных средств.
Как указано в пункте 3 проекта акта весогабаритный контроль в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации осуществляется уполномоченными должностными лицами таможенных органов в рамках предоставленных им полномочий.
Согласно пункту 9 Положения о государственном контроле (надзоре) за осуществлением международных автомобильных перевозок, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 31 октября 1998 г. N 1272, при проведении государственного контроля в пунктах пропуска в отношении транспортных средств, следующих в Российскую Федерацию и из Российской Федерации, должностные лица таможенных органов осуществляют проверку весовых и габаритных параметров транспортных средств, а также проверку специальных разрешений на проезд крупногабаритных транспортных средств и (или) тяжеловесных транспортных средств, масса с грузом или без груза и (или) нагрузка на ось или группу осей которых превышают более чем на 2 процента допустимую массу транспортного средства и (или) допустимую нагрузку на ось или группу осей транспортного средства, а также соблюдения маршрутов в тех случаях, когда они указаны в таких разрешениях, с проставлением отметки о въезде или выезде.
Согласно статье 23.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП) таможенные органы рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных частями 1-6 статьи 12.21.1 КоАП, которыми устанавливаются санкции за превышение габаритных и весовых параметров транспортного средства.
Таким образом, должностные лица таможенных органов не наделены полномочиями по проверке выполнения иных установленных и разрешенных условий движения тяжеловесных и (или) крупногабаритных транспортных средств.
Учитывая изложенное, считаем необходимым предусмотреть в проекте акта, что должностные лица таможенных органов проводят только измерение весовых и габаритных параметров транспортного средства, что отражается в акте о результатах соответствующего измерения.
3. Пунктом 25 проекта акта установлено, что в случае выявления нарушения правил движения тяжеловесных и(или) крупногабаритных транспортных средств должностные лица уполномоченного контрольно-надзорного органа обязаны применить меры, предусмотренные статьей 27.13 КоАП.
В соответствии с частью 1 статьи 27.13 КоАП в целях пресечения нарушений правил эксплуатации, использования транспортного средства и управления транспортным средством соответствующего вида, предусмотренных частями 1-6 статьи 12.21.1 КоАП, применяются задержание транспортного средства, то есть исключение транспортного средства из процесса перевозки людей и грузов путем перемещения его при помощи другого транспортного средства и помещения в ближайшее специально отведенное охраняемое место.
Таким образом, меры, предусмотренные статьей 27.13 КоАП, могут быть применены к транспортным средствам при нарушении только весовых и габаритных параметров транспортного средства, а не всех правил движения тяжеловесных и(или) крупногабаритных транспортных средств.
В этой связи, а также принимая во внимание замечание, указанное в пункте 2 настоящего заключения, считаем необходимым доработать пункт 25 проекта акта в части уточнения случаев применения норм статьи 27.13 КоАП.
4. Пунктом 26 проекта акта предлагается установить, что в случае выявления нарушения правил движения тяжеловесного и(или) крупногабаритного транспортного средства, принадлежащего иностранному или российскому перевозчику, при въезде на территорию Российской Федерации и невозможности устранения выявленного нарушения в течение 3-х часов с момента прибытия транспортного средства в пункт пропуска иностранным перевозчиком или лицом, действующим от его имени, принимаются меры по выезду транспортного средства с территории Российской Федерации.
Как уже было указано выше, в соответствии со статьей 27.13 КоАП при превышении весовых или габаритных параметров транспортное средство направляется на специализированную стоянку. Согласно нормам КоАП транспортное средство должно храниться на специализированной стоянке до устранения причин нарушения. При невозможности по техническим характеристикам транспортного средства его перемещения и помещения на специализированную стоянку задержание осуществляется путем прекращения движения при помощи блокирующих устройств.
Таким образом, применение такой меры обеспечения административного производства как выезд транспортного средства с территории Российской Федерации в отношении транспортных средств с нарушением весогабаритных параметров КоАП не предусмотрено.
Также отмечаем, что международные автомобильные перевозки осуществляются на территорию Российской Федерации в том числе на основании разрешений. В этой связи в ряде случаев транспортное средство, въехавшее на территорию Российской Федерации, не будет иметь возможности выехать с ее территории без получения нового разрешения.
При этом предусмотренный проектом акта срок устранения правонарушения равный трем часам может оказаться недостаточным для проведения всех необходимых процедур, направленных на устранение выявленного правонарушения.
Учитывая изложенное, указанная норма подлежит исключению.
На основе проведенной оценки регулирующего воздействия проекта акта с учетом информации, представленной разработчиком в сводном отчете, Минэкономразвития России может быть сделан вывод о наличии достаточного обоснования решения проблемы предложенным способом регулирования.
По итогам оценки регулирующего воздействия может быть сделан вывод о наличии в проекте акта положений, вводящих избыточные обязанности, запреты и ограничения для физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности или способствующих их введению, а также положений, приводящих к возникновению необоснованных расходов физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.